От автора: идея этой истории пришла, когда моя подруга заключила контракт с агентством знакомств в Екатеринбурге. За услуги, которые ей бы оказывали в течение полугода, она заплатила 170 тысяч рублей. Я расспросила её о том, как это работает, есть ли какая-то гарантия результата и зачем это нужно, ведь сейчас существует много бесплатных приложений для знакомств. А после дружеской беседы всё те же вопросы решила задать основательнице агентства – Елене Толкачевой. Елена, в свою очередь, обещала честный и открытый разговор.
Елена Толкачёва – 40 лет, предприниматель из Екатеринбурга, коуч отношений, основатель «Агентства знакомств Елены Толкачёвой». Образование: Уральский государственный экономический университет («Международные экономические отношения»), Московский институт психологии («Коучинг»), MBA («Управление компанией»). Работала в финансовой сфере. Международное агентство знакомств открыла в 2019 году, штаб-квартира агентства находится в Екатеринбурге.
Елена Толкачёва 10 лет проработала в банковской сфере, но в 2014 году решила уйти в свободное плавание. Пробовала себя в разных нишах, открывала магазин и производство женской одежды под личным брендом, а в 2016 году решила запустить ток-шоу для женщин «Трансформации», которое предполагало внутреннее и внешнее преображение. Шоу вышло на федеральный уровень, и к Елене всё чаще стали обращаться мужчины с просьбой познакомить с участницами или «трансформировать» жену до своего идеала.
«К 2018 году у меня было ощущение, что ток-шоу «Транформации» достигло потолка. Так происходит со всеми творческим проектами, у них есть срок жизни. Не имея представления, что будет дальше, я распустила команду и приняла решение завершить проект свадебным сезоном. Концепция финального ток-шоу была построена на девушках и женщинах, которые не могли встретить своего мужчину, у них не получалось построить отношения, но они хотели замуж.
Спустя время я поняла, что пока длился сезон, я работала над отношениями других, показывая на личном примере и делясь своим опытом. Получается, уже тогда начала работать свахой. Самое интересное, если бы мне сказали, что это может превратиться в международное агентство знакомств, где я буду создавать семьи не только в России, но и за рубежом, никогда бы не поверила. Я быстро принимаю решения, но в тот момент я бы ответила, что это никому не нужно и не актуально в мире цифровых технологий», – рассказывает Елена.
Но участницы шоу создавали семьи, заводили детей, и это дало стимул посмотреть на историю со знакомствами с новой стороны. Так, в октябре 2019 года Елена открыла брачное агентство. Девушка уверяет, что главный ориентир для неё – это создание семей. Чтобы защитить репутацию бизнеса, она стала участвовать в национальном проекте «Демография»: такая ремарка позволяет отстраиваться от эскорт-агентств и формировать нужную аудиторию, нацеленную на брак и семейные ценности.
Поначалу Елена работала одна, но в какой-то момент сформировала команду специалистов, которые помогают взаимодействовать с клиентами.
«Сотрудники приходят из разных сфер, преимущественно из HR, так как нужны системные специалисты, умеющие общаться с людьми, эмпатичные и со знанием психологии. Главный критерий – умение общаться с людьми. Менеджеры проходят стажировку, психологическую подготовку и развивают насмотренность», – комментирует хозяйка агентства.
Сегодня команда агентства состоит из 15 человек, часть из которых работает офлайн, а часть – онлайн. VIP-клиентов Елена ведёт сама. Также на аутсорсинге с агентством работает большая IT-команда, которая разрабатывает собственное ПО для подбора пар.
Было время, когда филиалы агентства работали в Москве, Санкт-Петербурге и Тюмени. Но в 2023 году было принято решение о закрытии всех офисов, кроме головного. По словам Елены, сложность в построении сети заключалась в том, что продвижение основывается на её личном бренде и большинство клиентов хотят очной встречи именно с ней.
Казалось бы, сегодня не так трудно найти пару с помощью бесплатных приложений, тем более что и в базе агентств есть анкеты из открытого доступа. Но на практике бывает, что на бесполезное общение в чатах и бесплодные свидания уходят годы. Поэтому люди обращаются в агентства знакомств: тут анкеты уже проверены, женатых и замужних точно нет, а пары подбираются по совместимости, исходя из предпочтений и психологических портретов. Таким образом шансы найти супруга или супругу возрастают.
«Наша целевая аудитория – это люди занятые: руководители, менеджеры среднего и высшего звена, карьеристы, то есть те, у кого мало свободного времени, они приходят делегировать», – комментирует Елена.
При этом она отмечает, что аудитория омолаживается: самой юной девушке в базе агентства – 21 год, самому молодому мужчине – 25 лет. Обычно же характерный возраст клиенток – от 32 до 50 лет, клиентов – от 38 до 60 лет.
По словам Елены, в базе агентства – несколько десятков тысяч анкет: 40% из них мужские, 60% – женские. Данные собраны из разных источников, дополняется архив при помощи личных связей и базы иностранных партнёров.
Компания взаимодействует со всеми крупными городами России и с зарубежными партнёрами в 17 странах. «Изначально мы работали только по России, но уже через год вышли на международный уровень, потому что к нам очень быстро стали обращаться из-за рубежа. Первое агентское соглашение мы подписали с Шанхаем, потом был Дубай, Германия, другие европейские страны», – рассказывает хозяйка агентства.
Потенциальный клиент оставляет заявку на сайте, заполняет тест-опросник, какого партнёра он ищет (возраст, рост, сфера деятельности и т.д.). Заявка попадает в CRM и обрабатывается автоматически. Дальше следует собеседование: Елена лично проводит встречу, знакомится с клиентом, составляет психологический портрет и выясняет, что действительно ищет человек. С ним согласовывают условия и подписывают контракт.
В агентстве Елены Толкачёвой три тарифа: «Лайт», «1.0» и «2.0». Отличаются они возможностями индивидуальной работы и сложностью кейса. Согласно информации на сайте, первый не предусматривает сопровождения, второй – предусматривает, третий предполагает поиск по узким критериям. Иногда заказчику важен знак Зодиака, а иногда определённое имя, а это усложняет поиск. Цены на пакеты услуг на сайте не указаны (они определяются индивидуально и, по словам Елены, стартуют от 15 тыс. рублей). Также сказано, что оплачивает контракт тот, кто обратился в агентство.
После выбора тарифа и подписания договора агентство приступает к поиску пары, согласовывает кандидатуры и назначает свидания. Елена объясняет, что, как правило, первые два месяца уходят на то, чтобы выявить, какие люди подходят клиенту, с кем ему интересно, весело и комфортно, а пару можно найти в среднем за четыре месяца.
«Как и в любых услугах, гарантировать результат мы не можем. На 80 процентов он зависит от самого клиента и его готовности к отношениям. У нас есть все вспомогательные инструменты, которые помогут ему прийти к результату: с нами или даже самостоятельно. Наша задача – изучить человека, который к нам обращается, понять, какой партнёр ему подойдёт, познакомить. Я могу дать инструменты, как правильно общаться, могу подсказать, что произведет впечатление на мужчину или женщину. То есть мы просто помощники, менторы, но остальное – это ответственность клиента», – подчёркивает Елена.
На своём сайте она приводит статистику: 80% обратившихся находят партнёра, 20% – нет. «Причины: не готовы к отношениям, не готовы меняться, слушать и слышать своего агента».
Агентство использует все доступные способы продвижения: соцсети, включая Youtube-канал, платные и бесплатные статьи, взаимодействие со СМИ (комментарии, колонки, передачи на ТВ), «Яндекс.Директ», SEO-оптимизацию. Но самый эффективный канал, отмечает Елена, это рекомендации. Большинство клиентов приходят в агентство через сарафанное радио.
«Не скажу, что все клиенты довольны работой и результатом, это было бы странным. Есть и те, кому такой формат не подходит – как правило, это касается людей, которые хотят заплатить и ничего не делать, просто переложить ответственность на другого. С отношениями так не работает, это труд. Но благодарных клиентов в разы больше», – говорит хозяйка агентства.
«На нас сказываются все кризисы: от глобальных до повышения ставок по ипотеке. Когда у людей сильное эмоциональное потрясение, им не до свиданий. Например, после начала СВО полтора месяца у нас не было ни одного нового клиента. Но каким бы ни было потрясение, мы, люди, быстро ко всему привыкаем: месяц-полтора, и постепенно всё восстанавливается», — рассказывает Елена.
При этом она говорит, что обожает периоды турбулетности, потому что это точки роста и возможность проанализировать успехи и ошибки, додумать, докрутить и внедрить что-то новое. К примеру, в последнее время при агентстве стала работать школа, где женщин учат отношениям в семье – этот проект тоже появился благодаря одному из экономических спадов.
Чтобы подсветить нюансы такого рода бизнеса, мы дополнили материал комментарием адвоката Андрея Саунина, основателя юридического бюро Saunin Law Practice:
«Деятельность брачных агентств регламентируется законодательством каждой конкретной страны. Правила и требования в отношении брачных агентств могут различаться в разных юрисдикциях. Это стоит иметь ввиду в случае осуществления деятельности/исполнения договора в нескольких странах.
В России деятельность ведется по коду ОКВЭД 96.09.19 (услуги брачных агентств; услуги службы знакомств) либо коду 63.99.1 (деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг). Специальное разрешение на такую деятельность российское законодательство получать не обязывает.
Как правило, деятельность брачного агентства осуществляется путём заключения договора об оказании информационно-консультационных услуг. По условиям договора заказчику для личного знакомства предоставляется информация о кандидатах, исходя из заявленных им личных предпочтений. Также договор может включать консультации по улучшению анкеты и внешнего вида, услуги по проведению мероприятий, фотосессий.
Как правило, условия договора формулируются так, что заказчику предоставляются услуги, а не выполнение работ. То есть никто не обещает клиенту достижения какого-либо результата, и даже если клиент не нашёл пару среди предложенных кандидатов, услуги считаются выполненными надлежащим образом.
Бывают случаи, когда заказчики пытаются перенести риск недостижения конечной цели, ради которой услуги оказывались, с заказчика на агентство. В суде такие требования практически не имеют перспектив».
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».