Далеко не лучшее состояние окружающей среды подталкивает многих владельцев бизнесов к тому, чтобы задуматься об экологической и социальной ответственности своих компаний. Но мало кто действительно понимает, с чего начать и как реализовать задуманное. О том, какие шаги предпринять на пути к экоответственности компании и какими инструментами можно пользоваться в этой важной работе, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал Хенрик Винтер, сооснователь ресторанного холдинга Tigrus.
Хенрик Винтер – сооснователь ресторанного холдинга Tigrus. Датчанин по происхождению, родился в США, вырос в Дании и Франции, уже более 30 лет развивает ресторанный бизнес в России. Параллельно занимается спасением популяции амурских тигров. Холдинг «Тигрус» создан в 2005 году Хенриком и его супругой Юлией Винтер, в настоящий момент он представлен более чем 30 заведениями пяти брендов: итальянскими ресторанами Osteria Mario, грузинскими бистро «Швили», гриль-ресторанами Bar BQ Cafe, кофейней ZEST, бистро Pizzeria Mariо.
С самого начала нужно понимать, что переход бизнеса на «зелёный» подход не должен быть разовой инициативой. Это сравнимо со стилем жизни, и здесь важна долгосрочная стратегия. Поэтому если вы строите глобальные планы по превращению вашей компании в экологически и социально ответственную, стоит взять в команду компетентного сотрудника.
Не нужно пытаться охватить всё и сразу, концентрируйтесь на тех или иных шагах постепенно. Начните с наиболее доступных для интеграции в ваш бизнес инструментов. И уже в дальнейшем постепенно расширяйте инструментарий, ищите новые возможности и подходы.
Обратите внимание, как в вашем заведении/компании используются ресурсы. Изучите, насколько у вас современное и энергосберегающее оборудование для отопления, освещения, приготовления пищи, как расходуется вода, как утилизируются отходы, как много вы используете одноразовой посуды и лишнего пластика.
Среди доступных принципов и шагов к осознанному потреблению и концепции Zero Waste (ноль отходов – прим. редакции) я бы отметил следующие:
-
поддержка экономного потребления, контроль потребления воды и электроэнергии;
-
поддержка акции «Часа Земли», во время которой на один час отключаются от электроэнергии все приборы;
-
печать всех документов и материалов на переработанной бумаге;
-
отказ от тепловых плит в пользу энергосберегающих индукционных;
-
использование в интерьере живых растений;
-
заключение договора на сдачу стеклянных бутылок, лампочек и пакетов тетрапак;
-
сбор и сдача на переработку пластиковых отходов, крышек от напитков и т.д.;
-
сокращение расхода пластика и внедрение экозамен.
Снижение использования пластика – один из самых доступных инструментов. У многих food-компаний развиты собственные мобильные приложения, где при оформлении заказа приборы добавляются автоматически. Эту функцию можно отключить, чтобы гость вносил нужное количество вручную.
Ещё в офисах можно заменить пакетированный чай на рассыпной, чтобы избавиться от пластиковой упаковки, заменить пластиковые трубочки на картонные, использовать влажные салфетки только тогда, когда это остро необходимо. Например, в рамках холдинга Tigrus после реализации всего задуманного нам удалось добиться экономии 9,1 тонн всех видов используемого нашими ресторанами пластика в год.
Отдельная часть экоинициатив – развитие сознания населения, трансляция посыла о том, что об оздоровлении окружающего мира должны заботиться не только специализированные компании, но и мы сами. Мы выпускаем детский экологический журнал, который распространяем среди гостей ресторанов, а также в школах Нанайского района Хабаровского края – в местах, где обитает амурский тигр, находящийся под нашей защитой.
Помимо очевидных, но немаловажных шагов, описанных выше, существуют более глобальные инструменты и системный подход.
-
Участие в программах профильных благотворительных фондов. Вы можете финансово или организационно участвовать в работе одного или нескольких фондов, чья специализация по каким-то причинам вам близка.
-
Поддержка охраняемых природных территорий, где обитают редкие виды зверей и птиц. В этом случае помощь можно оказать с самых разных сторон: борьба с браконьерами, обновление парка спецтранспорта (например, снегоходов или моторных лодок), ремонт техники, приобретение оснащения для инспекторов, организация мониторинга популяции животных с помощью видео- или фоторегистраторов, работа с местным населением. Вот уже много лет в Нанайском районе Хабаровского края в национальном парке «Анюйский» продолжается наш проект по сохранению популяции амурского тигра. 8 лет назад на обозначенной территории обитало около десяти тигров, сейчас – порядка 35 особей.
-
Борьба с лесными пожарами. 2021 год был отмечен крупнейшими за последние 100 лет лесными пожарами на территории Дальнего Востока и Сибири. По просьбе правительства Якутии эксперты нашего благотворительного фонда «Тигрус» приняли участие в работах по мониторингу лесных пожаров и разработке программы борьбы с ними.
-
Подсчёт углеродного следа компании и его компенсация путём высадки лесов. В 2021 году совместно с Центром экологических инноваций мы произвели подсчёт углеродного следа ресторанов холдинга, который составил 3 308 тонн CO₂. Путём приобретения углеродных единиц (выпускаются при сокращении компаниями выбросов ниже выделенных им квот и могут быть проданы предприятиям, чьи выбросы превышают квоты – прим. редакции) в лесах Алтая была проведена сделка по компенсации данного следа. Средства от компенсации были направлены на поддержку Алтайского лесного проекта. Это позволило нашей компании стать углеродно нейтральной.
-
Эко- и социальная ответственность бизнеса может стать уникальным конкурентным преимуществом. Такая позиция привлекает партнёров, сотрудников и гостей, разделяющих подобную идеологию. При нынешней экоповестке таких людей становится всё больше.
-
Экоответственность, в частности, очень помогает при развитии HR-бренда компании, т.к. сегодня сотрудники хотят не только материального, но и морального удовлетворения от работы. Им важно быть причастными к чему-то важному.
-
И, конечно, многие экоинициативы и решения ведут к сокращению расходов компании. Например, отказ от пластиковых трубочек, чёткий контроль потребления воды и электроэнергии позволяют экономить существенные суммы.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».