В процессе развития своего дела у предпринимателей часто возникают вопросы. Например, как масштабировать бизнес, откуда получать клиентов и как увеличить выручку. Найти ответы на них можно у коллег – других предпринимателей. Для этого многие собственники вступают в бизнес-клубы. О том, как бизнес-сообщества помогают изменить процессы в своей компании и сколько стоит участие в деловых клубах, порталу Biz360.ru рассказал Денис Остапенко, основатель проекта «Осушение.рф».
Денис Остапенко – предприниматель из Москвы, основатель компании «Осушение.рф». По образованию – инженер, окончил Московский государственный строительный университет. После вуза работал в найме инженером-проектировщиком, начальником ПТО и заместителем директора. Собственную компанию по строительному водопонижению и осушению строительных котлованов основал в 2016 году.
Моя компания занимается водопонижением и осушением котлованов. Работаем в секторе B2B, да ещё и в относительно узкой нише, но всё равно растём. Успеха в бизнесе частично достигаю благодаря обучению и общению с другими предпринимателями. В этом мне как раз помогают бизнес-клубы.
Я состоял в трёх бизнес-сообществах. И каждое из них дало мне свои знания, контакты, подходы к ведению бизнеса. Знаю, что многие предприниматели – и начинающие, и опытные – время от времени задумываются о пользе или бесполезности подобных клубов. Надеюсь, мой опыт поможет им найти ответ на вопрос, стоит ли вступать в бизнес-сообщество.
Я начал посещать клуб Т5 в июне 2022 года. Туда меня пригласил Дмитрий Булавин, один из моих партнёров по бизнесу. На тот момент он состоял в клубе около года и часто его хвалил.
Причина вступления в клуб
Моя компания приносила мне достаточно денег для комфортной жизни. Мы занимали уверенную позицию на рынке, у производства была загрузка 100%. Но бизнес не рос: три года подряд оборот оставался на уровне 65-68 млн. рублей в год. Долго думал, стоит ли масштабироваться, и решил, что попробовать стоит. В клуб пошёл за новыми знаниями.
Форматы участия
В Т5 проводятся лекции, мастермайнды на различные темы и практикуется наставничество. Я предпочитаю первые два формата. Они дают разную информацию: от психологии менеджмента до конкретных приёмов маркетинга. С любого мероприятия я уходил с несколькими идеями, которые потом внедрял у себя. Также обращаюсь с вопросами к коллегам по клубу в индивидуальном порядке.
Что изменил в своей компании
Делегирование. Раньше я опасался делегировать сложные задачи. В итоге был полностью загружен и работал, скорее, как ИП с несколькими сотрудниками, а не как руководитель компании. В Т5 мне помогли понять, что важно нанимать в команду новых людей с подходящими ценностями, обучать их и передавать часть задач. Рассказали про цену ошибки при делегировании: если цена небольшая, можно смело поручать дело новому сотруднику – в худшем случае придётся переделать работу за ним. Мне это помогло передать часть операционки помощникам и переключиться на то, что более важно для компании и интересно мне.
Я начал с того, что делегировал ведение технической документации. Раньше брал эту работу на себя, потому что опасался ошибок и хотел всё контролировать: у нас большие сложные проекты, страшно накосячить. А после лекций и мастермайндов в Т5 нанял ассистента – студента пятого курса строительного вуза. В течение некоторого времени показывал ему, что делаю, объяснял детали. Сейчас он контролирует все технические документы, готовит их быстро и на отличном уровне. Также помощник забирает у меня часть работы по расчётам и составлению смет.
Наём. Раньше я занимался наймом сам. По совету коллег из Т5 нанял HR-менеджера: она быстро отвечает на отклики и проводит предварительные собеседования. Теперь до собеседования со мной доходят только лучшие кандидаты: это позволяет мне экономить время и ускоряет процесс.
Благодаря расширению штата компании у меня появилось больше времени – освободилась примерно половина от того, сколько я работал раньше. Теперь больше внимания уделяю маркетингу, продажам и другим задачам для роста бизнеса.
Реализация идей. Также я научился быстро реализовать идеи. Раньше мог долго носить в себе какую-то идею или задачу и не приступать к ней из опасений, что на это нет времени. Теперь стараюсь быстро запустить процесс, а потом найти человека, которому можно эту задачу передать. Так я перестал тянуть с внедрением нового, и бизнес начал расти быстрее.
Изменение подхода к жизни. Стал чаще отдыхать и следить за тем, чтобы не превращаться в трудоголика. Понял, что отдых – инвестиция в своё состояние: без него выгоришь и не сможешь результативно работать, а со временем усталостью заразятся сотрудники.
Партнёрство. В клубе я нашёл бизнес-партнёров. Сотрудничаю с несколькими одноклубниками: например, Михаил Мятов занимается SEO-продвижением нашего сайта.
Результат
В результате выручка моей компании за 2023 год составила 109 млн. рублей – на 9 млн. рублей больше, чем мы планировали. Это значительный рост по сравнению с 2022 годом, когда оборот за 12 месяцев был 68 млн. рублей.
Цена вопроса
Клуб некоммерческий, членские взносы не фиксированные – каждый платит, сколько хочет. Деньги идут на организационные расходы и благотворительность.
Резюме
Могу порекомендовать этот клуб тем, кто хочет масштабировать бизнес и найти сильное окружение. Мне в этом плане он помог.
Причина вступления в клуб
В «Бизнес Молодость» я попал лет десять назад. Тогда этот клуб был очень популярен, я встречал два полярных мнения о результатах его работы. Одни говорили, что это бесполезная история, другие – что мощный ресурс для развития.
Я года два сомневался, стоит ли идти в «Бизнес Молодость». В то время у меня было довольно консервативное окружение: они считали, что обучение бизнесу – это какой-то развод. Я общался и работал с людьми старой закалки: возможно, у них было не принято проходить курсы, считалось, что стыдно чего-то не знать. Я решил попробовать обучение в «Бизнес Молодости», потому что мне было очень любопытно. Когда стал зарабатывать достаточно, чтобы не страшно было заплатить за курс и не окупить его в будущем – пошёл. И не жалею.
Форматы участия
В «Бизнес Молодости» я выбрал формат коучинга – эта программа длилась около двух-четырех месяцев. Мне очень понравилось, и я прошёл ещё две программы – онлайн-курс «Реальный директ» и ещё один курс, название которого уже не могу вспомнить.
Что изменил в своей компании
Маркетинг. Когда я пришёл в клуб, считалось, что бизнес в моей нише можно вести в основном с помощью связей и сарафанного радио. Все стремились заводить постоянных клиентов и получать новых по рекомендации. В маркетинг в сложной и дорогой B2B-нише никто не верил.
Меня учил основам бизнеса тесть. Мы тоже работали по старинке: клиентов привлекали исключительно по рекомендации. Из-за этого периодически случались простои.
Благодаря клубу взгляд на бизнес расширился. Я понял, что нужно учиться продажам, переговорам и другим вещам. Что поток заявок – это управляемый процесс.
Главное открытие для меня в «Бизнес Молодости» – интернет-маркетинг. Именно на курсах пришло понимание, что обязательно нужно иметь сайт, организовывать продвижение, и заказы всегда будут.
Нас учили работать с «Авито» и «Яндекс Директом». Раньше я думал, что реклама в интернете – это преимущественно обман: закидываешь деньги, а будет ли прибыль, непонятно. И мне казалось, что «Авито» годится только для B2C-продаж. Но оказалось, что нет: я попробовал алгоритмы, которым научился в «Бизнес Молодости», и получил заказы от обеих платформ даже в своей сложной B2B-нише.
Многие вещи, которые давали на курсе «Реальный директ», были фундаментальными. Конечно, в системе часто что-то меняется, но в целом полученные там знания помогают мне до сих пор. Благодаря курсу я несколько лет назад настроил кампании в личном кабинете, и с тех пор нужно было только пополнять баланс – реклама работала. А сейчас будем перенастраивать рекламу, и я смогу проконтролировать и оценить работу подрядчика.
В «Бизнес Молодости» научили привлекать лиды, обеспечивать постоянный поток заявок. Это оказалось ценно в перспективе. Вижу, что у некоторых представителей «старой школы» возникают проблемы: клиентов становится меньше, а знаний, как их привлекать без рекомендаций, нет. Надеюсь, что с нами такого не случится.
На курсах нужно было выполнять задания, которые давали быстрый результат и заставляли выйти из зоны комфорта. Например, съездить на десять встреч с потенциальными клиентами, с кем-то познакомиться, сфотографироваться. Мне нравился такой подход. Он сильно повлиял на мою личность, помог усилиться там, где раньше были слабые стороны, и научил не бояться пробовать что-то новое.
Ещё один важный момент – окружение. В «Бизнес Молодости» были не просто курсы, а сообщество – в этом основная ценность любого бизнес-клуба. Можно было пообщаться на лекциях, во время кофе-брейков. Также нас делили на десятки для выполнения заданий, и мы должны были в течение недели встречаться с группой в офлайне. С одним поговорил после лекции, с другим кофе попил, и через призму чужих историй начинает меняться взгляд на своё дело.
Цена вопроса
Программы стоили от 10 до 30 тысяч рублей.
Резюме
Благодаря «Бизнес Молодости» я познакомился с людьми, с которыми общаюсь и работаю до сих пор. Например, с Дмитрием Булавиным и Игорем Улановым. В этом клубе меня научили привлекать лиды, показали, как важен маркетинг.
Причина вступления в клуб
«Клуб строителей» – специализированное бизнес-сообщество, которое объединяет в основном предпринимателей и топ-менеджеров из строительной и около-строительной сферы. Есть представители девелоперов, ремонтных, климатических, оконных, ландшафтных компаний, дизайнерских бюро и множества других направлений.
Для обучения клуб ценен тем, что у всех схожие бизнес-процессы и общие трудности: например, сезонность или трудности с наймом сотрудников. Кто-то уже решил проблему, делится опытом – можно взять это решение и применить у себя.
В «Клуб строителей» я хожу шесть или семь лет. Туда меня тоже позвал мой партнёр Дмитрий Булавин.
Форматы участия
Проводятся лекции с интересными спикерами, но мне они не всегда подходят, потому что чаще ориентированы на предпринимателей из сферы B2C. Есть лайфстайл-мероприятия. Если Т5 и «Бизнес Молодость» во многом нацелены на обучение, то «Клуб строителей» – скорее, хорошее место для общения с коллегами.
Для участников организуют мероприятия вроде походов в театр, кулинарных мастер-классов, посещения бани, спортивных игр, поездок. Многие из таких событий сам для себя не организуешь, слишком хлопотно, а в клубе есть возможность посетить их. Выбираюсь на такие встречи примерно дважды в месяц.
Что изменил в своей компании
Нетворкинг. Посещаю клуб, чтобы пообщаться с коллегами и встретиться с друзьями, которых там приобрёл. И подзарядиться: когда видишь, как у людей идут дела, как бизнесы растут, самому хочется активнее что-то делать.
Ценность клуба – в нетворкинге. Многие коллеги из сегмента B2C активно используют кросс-маркетинг – передают друг другу клиентов. Один установил вентиляцию, передал заявку в оконную компанию, те – в ландшафтное бюро, а оттуда заявка попала в фирму по установке заборов. Таким решением довольны все: компании получают новые заказы, а клиенты – проверенных исполнителей.
Цена вопроса
Офлайн-участие в клубе стоит около 20-30 тысяч рублей в месяц. Для давних участников действуют скидки и индивидуальные условия с более низкой платой.
Резюме
В «Клубе строителей» много участников из нашей сферы, часто проходят интересные мероприятия. Рекомендую, если хочется обмениваться опытом с коллегами, найти бизнес-партнёров.
Бизнес-клуб поможет, если у предпринимателя есть запрос на развитие и изменения. Там можно узнать что-то новое, скорректировать взгляды на некоторые вещи, познакомиться с новыми людьми. Тогда, возможно, ситуация в вашем бизнесе изменится к лучшему.
Считаю, что основная сила бизнес-клубов – это нетворкинг, сильное окружение. Большинство изменений и возможностей приходят благодаря людям, с которыми контактируешь.
Чтобы выбрать подходящий клуб, я рекомендую в первую очередь обратиться за советом к кому-то из знакомых, которым вы доверяете и которые уже посещают такие объединения. Главное, чтобы они были довольны результатом.
Если знакомых нет, можно поискать клубы в интернете, выбрать несколько, получить гостевой доступ. И потом решить, подходят ли вам форматы, окружение, интересно ли там. Обычно это чувствуется сразу – после первого посещения становится понятно, стоит ли вступать в сообщество. И так, методом проб и ошибок, перебирать, пока не найдёте своё.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».