Глэмпинг – отдых на природе в комфортных условиях. В мире это направление туризма давно и успешно развивается, а в России всплеск интереса к глэмпингу пришёлся на пандемию. Именно с весны 2020 года поисковые сервисы фиксировали кратный рост соответствующих запросов. Рынок быстро среагировал на возникший спрос – сегодня в России работает уже около 200 объектов глэмпинга, и гораздо больше проектов находятся в стадии запуска. О том, как в Татарстане обучают делать бизнес на глэмпинге, порталу Biz360.ru рассказал Кирилл Глобов.
Кирилл Глобов – аналитик департамента «Дирекция по развитию природных территорий и экотуризма» фонда «Институт развития городов Республики Татарстан». Миссия проекта – обеспечить качественный отдых на природе для жителей и гостей Татарстана за счёт создания объектов отдыха, формирования активностей и развития экотуристической инфраструктуры.
Для региональных предпринимателей бизнес в сфере глэмпинга привлекателен стоимостью входа. Он не предполагает затрат на капитальное строительство, а потому требует на порядок меньше инвестиций, чем, например, гостиничный бизнес.
Объект, состоящий из десяти модулей – каркасно-тентовых конструкций, можно возвести в течение одного-двух месяцев примерно за 10 млн. рублей и со сроками окупаемости 1-2 года. Впрочем, всё зависит от формата и уровня сервиса, на который ориентирован собственник.
Задача глэмпельера – найти правильный баланс «натуралистичности» отдыха на природе и комфорта. Клиент, получая всё лучшее от природы, должен быть защищён от тех неудобств, которыми в обычных условиях сопровождается такой отдых.
Соответственно, для развития этого бизнеса необходимо соблюсти три условия:
-
Найти привлекательную локацию. Обычно это живописный берег водоёма, холмистая или гористая местность.
-
Создать комфортные условия для проживания. Для этого жилые модули оборудуют мебелью и санузлами уровня трёх- и четырёхзвездочного отеля.
-
Организовать питание и дополнительный сервис – от SPA-процедур до развлечений, соответствующих концепции глэмпинга.
В прошлом году Татарстан стал победителем всероссийского конкурса по созданию туристско-рекреационных кластеров и развитию эко-туризма, организованного Агентством стратегических инициатив. После этого в Казани состоялась встреча президента Татарстана с представителями туриндустрии, на которой обсуждалось, с какими проблемами сталкиваются предприниматели, работающие с объектами на природе.
Выяснилось, что мало кто знаком с глэмпингом и понимает, как работать в этой сфере. Это подтолкнуло наш фонд, который занимается реализаций проектов туристско-рекреационных кластеров и развитием экологического туризма, к идее разработать образовательную программу, бесплатную для участников.
Менее чем за два месяца мы создали онлайн-курс, состоящий из пяти модулей и рассчитанный на 28 лекций. Параллельно была запланирована акселерационная программа для десяти наиболее подготовленных проектов, которые можно было бы запустить уже в этом году. И в том, и в другом случае рассматривался только вариант онлайн-обучения: и спикеров, живущих в различных регионах страны, и участников программы невозможно было бы регулярно собирать на одной площадке.
Ключевой задачей было сделать так, чтобы предприниматель, не погружённый в тему глэмпинга, сумел быстро разобраться в деталях этого бизнеса и запустить свой проект. Поэтому мы «зашили» в программу все его составляющие – от стадии идеи до этапа реализации, включая поиск финансирования, строительство, эксплуатацию и продвижение.
В качестве спикеров пригласили действующих глэмпельеров и предпринимателей из смежных отраслей. Партнёрами проекта стали Центр развития туризма республики Татарстан, Ассоциация глэмпингов России и «ТурАакселератор», специализирующийся на акселерационных программах для предпринимателей туриндустрии.
Поскольку масштаб работы соответствовал уровню корпоративного университета, мы искали специализированную образовательную платформу и, в итоге, остановились на платформе iSpring.
Самым сложным этапом стал процесс отбора участников. На образовательную программу мы планировали пригласить 100 человек, однако, получили 346 заявок, из которых, в итоге, отобрали 124. Более жёсткие требования были установлены для акселерационных проектов (на входе их было тридцать). Основными критериями отбора для них стали:
-
наличие собственной или арендованной земли;
-
наличие финансовых ресурсов;
-
наличие команды, готовой приступить к реализации проекта.
Большую часть участников программы представляли действующие предприниматели, имеющие опыт работы в туриндустрии, а также в рекламном бизнесе, event-индустрии и IT. Компетенции последних могут быть очень востребованы рынком, с учётом того, что одной из целевых аудиторий глэмпинга являются «цифровые кочевники».
При организации онлайн-курса для нас были важны следующие параметры образовательной платформы:
-
Интеграция с платформой Zoom для проведения вебинаров, которые составляли основу нашей программы.
-
Возможность вести запись вебинаров и размещать видео на платформе.
-
Система контроля активности участников проекта, позволяющая корректировать их состав по ходу обучения.
-
Возможность размещения на платформе домашних заданий и их проверки.
-
Удобный пользовательский интерфейс.
-
Наличие мобильного приложения, которое позволяло предпринимателям, работающим на природе без доступа в интернет, изучать материалы в офлайне.
Именно под эти требования мы подбирали платформу и в итоге остановились на iSpring.
Программа акселерации проходила отдельно от онлайн-курса в рамках zoom-встреч – черед личное общение с действующими глэмпельерами, которые сопровождали работу над проектами. Кроме этого, участники акселерации обучались на платформе, а спикеры не только проводили вебинары, но и подключались к лекциям своих коллег.
Судя по отзывам, для начинающих глэмпельеров в числе наиболее интересных оказались такие темы, как бизнес-планирование и анализ рынка, а также блок лекций, посвящённый нестандартным объектам отдыха: домам на деревьях, на воде, в сложных рельефах и т. п. По итогам этого блока мы готовим отдельную методичку.
В результате образовательной программы и акселерации 13 объектов глэмпинга находятся в активной стадии развития и должны открыться в ближайшее время.
Одному из участников программы удалось запустить бизнес буквально на следующий день после защиты проекта. Свой объект он строил параллельно с обучением, а домашние задания выполнял на практике. В то время как вся программа была рассчитана на 44 дня, его глэмпинг Halal Resort был построен за 39 суток. Он расположен на берегу Камы в часе езды от Казани и является первым глэмпинг-проектом в России с концепцией «халяль».
Halal Resort ориентирован на семейный отдых. Для гостей, исповедующих ислам, построена отдельная молельная комната. Предприниматель использовал уникальный формат тентов – он строит двухэтажные глэмпы, которые на территории нашей страны также никто ещё не использовал.
В наших планах – возобновить образовательную программу уже в этом году: новый набор на программу стартовал в сентябре. Кроме этого, по итогам проекта мы подготовили для глэмпельеров методичку – руководство по запуску, строительству, эксплуатации и управлению глэмпингом.
Не менее важным результатом проекта стало формирование регионального комьюнити. Созданная группа в Telegram объединяет около 350 человек (для сравнения, в общероссийскую группу входит около 1000 участников). Большинство из них – действующие предприниматели, а именно – люди, имеющие определённые компетенции и ресурсы, которые можно использовать в том числе для запуска совместных проектов.
Параллельно на законодательном уровне в регионе также происходят позитивные изменения. К примеру, в июле этого года были приняты поправки в Земельный кодекс Республики Татарстан, согласно которым предприниматели, открывающие объекты отдыха на природе, в том числе глэмпинги, имеют возможность получить земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, без торгов через инвестиционный совет.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».