В последние годы всё больше заведений предлагают напитки «на вынос» в одноразовых стаканчиках. Эту упаковку при всём желании нельзя назвать экологичной: всем известные «бумажные» стаканчики содержат слой пластика, из-за чего их крайне трудно переработать. Компания «ПолиКап» предложила более экологичное решение: стаканчики из картона без пластика. О том, как вывести новый продукт на рынок одноразовой упаковки, основатель компании «ПолиКап» Пётр Кабин рассказал порталу Biz360.ru.
Пётр Кабин – 27 лет, основатель и директор компании
«ПолиКап» (производство бумажной упаковки без использования пластика). Окончил Международный институт экономики и финансов. До запуска собственного бизнеса работал в компаниях «Сибур» и Segezha Group. Проект «ПолиКап» основал в 2019 году. В 2021 году компания начала выпускать одноразовые стаканчики из картона без пластикового слоя.
В 2020 году моя компания «ПолиКап» начала поставлять в Россию крышки из багассы для одноразовых стаканчиков. Это материал из отходов переработки сахарного тростника. Такие крышечки можно сдавать на вторичную переработку как картон или бумагу. Их по нашему заказу производят на предприятии в Китае.
Сейчас можно уверенно сказать, что мы попали в потребности рынка – примерно 700 кофеен используют наши крышечки. Около 70% из них находятся за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
Мы понимали, что с помощью крышечек решаем только часть проблемы. Благодаря им в мире стало немного меньше пластика. Но при этом стаканчики для кофе остаются те же. «Стандартные» стаканчики, которые называют бумажными, состоят не только из бумаги. Они содержат тонкий слой пластика. Именно поэтому они могут «держать форму» и не пропускать влагу, когда в них наливают напитки.
Только в нашей стране каждый год выбрасывается более 40 миллиардов таких стаканчиков. Мы задумались о создании по-настоящему бумажных стаканчиков, которые могут быть переработаны как картон или бумага. Весной 2021 года мы открыли их производство в Санкт-Петербурге.
Мы решили сделать одноразовые стаканчики более экологичными – без применения пластика. Но при этом стаканчик должен быть удобным и непромокаемым. Я нашёл инновационный материал, который появился на рынке примерно три-четыре года назад. Его выпускают всего на одном заводе в мире – в Финляндии.
Это обычный картон, при производстве которого используется специальная технология. Именно благодаря ей формируется барьерный слой картона, который заменяет пластик и защищает стакан от промокания. Каждый стакан «ПолиКап» имеет маркировку PAP 21. Это значит, что он не содержит пластика, безопасен для человека и может быть переработан как обычная бумага или картон.
Наши стаканчики полностью разлагаются за 90 дней. Если даже стакан не сдадут в переработку и отправят на свалку, он разложится. Клиенты из Брянска закопали наш стакан и «бумажный». Через 90 дней наш стакан почти целиком разложился, а от обычного остался слой пластика.
Обычные «бумажные» стаканчики теоретически тоже можно переработать. Но для их производства используются комбинированные материалы. Это значит, что такая упаковка требует разделения на составляющие - нужно отделить тонкий слой пластика от картона. И перерабатывать каждый материал отдельно из-за разницы в технологических процессах.
Фактически такие стаканчики – это отдельный вид отходов, для переработки которых необходимы отдельные заводы. Их в России всего четыре. В то же время предприятий, перерабатывающих картон и бумагу, насчитывается около 2500.
Свои крышечки мы производим в Китае. Производство стаканчиков решили запускать уже в России после того, как я изучил рынок и нашёл сырьё – финский картон. Территориальная близость Финляндии с Санкт-Петербургом помогла определиться с локацией. Мы купили там типографию, и на её основе создали своё производство.
От прежней типографии нам досталась опытная команда, что тоже во многом ускорило наш запуск. У нас полный цикл: мы делаем стаканы, разрабатываем и печатаем на них дизайн, который хочет клиент.
Стартовые инвестиции в запуск проекта – примерно 100 млн. рублей. Основная часть этой суммы потребовалась на покупку типографии и заказ оборудования. У нас четыре высокоточные машины по производству бумажных стаканчиков. Их мы закупали в Китае по совету нашего финского поставщика картона.
Одно из наших ноу-хау – индивидуальная настройка этих станков для работы с финским картоном. Это очень сложный процесс – в нём заключается секрет нашего стакана. Деталей раскрыть не могу. Отмечу только, что нельзя производить бумажный стаканчик так же, как пластиковый. Это как бензиновая и дизельная машины: они требуют разного подхода, оборудования, донастроек. Сейчас мы регистрируем торговый знак и получаем российский патент на производство. Это займёт несколько месяцев.
На производстве работает от 15 до 30 человек, в зависимости от уровня загрузки и сменности. Производственная мощность одной смены при нашем текущем количестве сотрудников – более 100 000 стаканов, то есть около 2 млн. штук в месяц. Сейчас наша загрузка – примерно 50% от мощности. Максимально мы можем работать в три смены. Это утроит объём до 6 млн. штук в месяц.
Наше предложение можно назвать уникальным на российском рынке. Мы создаём действительно конкурентный продукт: в минимальный срок и нужным тиражом. У нас можно заказать партию стаканчиков с индивидуальной печатью всего от 1000 штук. В отличие от других производителей, мы в основном работаем с небольшими клиентами. При этом срок выполнения заказа – всего 5-10 рабочих дней. Я считаю, это большой шаг для рынка упаковки. Кофейни теперь могут не замораживать деньги, заказывая большой тираж.
В августе мы приняли решение, что будем продавать наш первый продукт – крышки – только в комплекте со стаканами. Мы идём к системному решению: чтобы и крышки, и стаканы можно было сдать на переработку как один материал.
Реакция клиентов на это решение разная, но большинство из них соглашается с нашими условиями. Просто кто-то просит адекватный срок по неспешному переходу на наши стаканы. В этом отношении мы открыты к переговорам. Другой вопрос, что если клиенты решат отказаться от наших крышечек, подобный продукт они вряд ли где-то найдут. Мы почти единственные, кто системно поставляет бумажные крышки в Россию.
Мы хотим поощрять клиентов, которые развиваются вместе с нами. Для нас важно иметь лояльную поддерживающую аудиторию, которой мы поставляем эко-комплекты с существенной скидкой. Это выгодно и им, и нам.
Мы выводим на рынок не просто упаковку, а целое эко-упаковочное решение. Оно включает в себя не только стаканы и крышки. Если просто заменить стакан на более экологичный – от этого никому не станет легче. А мы предлагаем полный комплекс и развиваем экосистему: от самого продукта через эко-просвещение до его последующей переработки. Насколько я знаю, никто из производителей эко-упаковки такого не делал.
Чтобы собрать эту «цепочку», нам нужны партнёры по сбору, сортировке и переработке вторсырья. Сейчас нашим основным партнёром в этой сфере является эко-центр «Сборка». Это одна из немногих компаний, которые занимаются сбором традиционных «бумажных» стаканчиков, содержащих пластик, и отправкой их на переработку.
С нашими стаканами «Сборке» работать гораздо легче: их можно отправить на переработку целиком, как обычный картон. Из них можно выпускать туалетную бумагу, пульпокартон и другую продукцию.
Кофейни могут собирать использованные стаканы и крышки «ПолиКап» в коробку из-под самих стаканов. Затем отвозить их самостоятельно в эко-центр «Сборка» в Москве или заказывать их сервис эко-такси. В других регионах «Сборка» подбирает партнёров по переработке. Весь процесс требует времени, поэтому изменения происходят шаг за шагом.
Что касается сортировки отходов, то здесь наш партнёр компания «БС Энерго». Она занимается тем, что проектирует и внедряет возможности сортировки ТКО (твёрдых коммунальных отходов). Сейчас технически возможно отсортировать крышки и стаканы «ПолиКап»: автоматизировано, посредством оптической сепарации на современном мусоросортировочном комплексе. И после отдать на переработку в категорию «микс-картон». В отличие от стаканчика с пластиком, который не перерабатывается и поедет на полигон.
Себестоимость нашего стаканчика варьируется в зависимости от объёма заказа. У нас есть калькулятор расчёта цены. Если задать количество и тип дизайна – появляется цена.
Маржинальность проекта пока довольно низкая. Но на этом рынке маржинальность в целом невысокая. Хорошими цифрами считается 5-10%. Мы надеемся достигнуть этого показателя. Сейчас основную часть прибыли реинвестируем в развитие компании, в частности – в новое оборудование.
Владельцам кофеен часто кажется, что экоупаковка – это дорого. На самом деле стоимость нашего стакана в среднем лишь на 15-20% выше, чем у обычного стакана. В деньгах это 1-1,5 рубля за штуку. А средняя стоимость кофе в Москве и Санкт-Петербурге –150-200 рублей. То есть наша упаковка делает стакан с напитком всего на 1% дороже.
Мы продаем напрямую, поэтому разница в цене по сравнению с обычными стаканами небольшая за счёт сокращения наценки. Наша упаковка не только экологичная, но и конкурентная по цене. По статистике, которую мы собрали, перевод кофейни на эко-упаковку окупают всего две «лишние» чашки кофе в день.
Рынок кофеен очень конкурентный, с невысоким порогом входа. Число заведений постоянно растёт, и чтобы выиграть у конкурентов, кофейня должна чем-то выделяться. Наша эко-упаковка позволяет кофейням быть привлекательнее для клиентов и больше зарабатывать. Мы слышим об этом много отзывов, особенно в регионах. Люди специально приходят в «наши» кофейни, потому что там есть эко-стаканчики и крышки.
Чем больше таких людей – тем быстрее будет меняться рынок. Из практики видно, что это работает быстрее и лучше, чем любые законы и регулирование рынка. Всё зависит только от покупателей. Если их много – значит, рынок под них подстроится.
Наш бизнес сфокусирован в первую очередь на регионах. 70% наших клиентов – это кофейни и кафе из самых разных регионов России. А там ситуация с мусором куда более драматичная, чем в пределах Садового кольца.
Как и в случае с крышками, мы опять идём по принципу «снизу вверх» – от небольших клиентов к большим. Если «маленьким» клиентам удобно с нами работать, информация быстро разлетится по рынку, и большие сети обратят на нас внимание. Именно так произошло и с крышечками. Наличие базы из «маленьких» заказчиков – это вообще большой плюс. Она позволяет уверенно чувствовать себя на переговорах с крупными сетями и не принимать невыгодные условия. Так, например, совсем недавно «Азбука вкуса» перешла в своих кафетериях на наши бумажные крышечки из багассы.
В продвижении мы действуем по всем фронтам. У нас и активные продажи, и «сарафан», и публикации в СМИ. Мы понимаем, что рынок одноразовых стаканов давно устоялся. Там есть сложившиеся связи между кофейнями и производителями или дистрибьюторами. Но мы работаем над тем, чтобы перетянуть как можно больше кофеен «на светлую сторону». Нам очень важен каждый заказ, и это не пустые слова.
У нас даже есть клиент из Англии – крупная сеть кофеен с 50-летней историей. В Европе сейчас острый запрос на экологичные решения. Мы с ними подписали полугодовой контракт на поставку существенного объёма стаканчиков. Я уверен, это только начало сотрудничества с этой сетью и вообще с европейскими клиентами. Дальше планируем выходить на скандинавский и другие рынки.
Мы предлагаем экологичное решение для рынка общепита. Но парадокс в том, что эко-сообщество настроено во многом негативно по отношению к нам. Многие экологи считают, что единственно правильное решение – брать напитки навынос только в своей многоразовой ёмкости. А любая одноразовая посуда – это «трата ресурсов и вред для природы».
Мы считаем такой подход некорректным. Конечно, многоразовый стакан – это самый экологичный вариант. Но даже в развитых странах его выбирает очень мало людей. Статистика в той же Великобритании показывает, что многоразовые стаканы используют не более 2-5% потребителей кофе навынос.
Думаю, этот показатель может вырасти максимум до 10-20%, и мы будем только рады этому. Но остальные по-прежнему продолжат пользоваться одноразовыми стаканами. И мы предпочитаем менять ситуацию шаг за шагом, не лишая людей привычного комфорта.
И кофейни, и их клиенты могут отдавать стаканчики на переработку вместе с обычной макулатурой или картоном. В этом и есть наша основная идея – мы делаем экологию посильной. Позиция европейских экологов такая же: надо двигаться постепенно, через небольшие изменения.
Также следует отметить ещё одну тенденцию последних месяцев: бурный рост потребления кофе на вынос. Я видел исследование, в котором по состоянию на август 2021 года количество точек формата Coffee-to-Go в российских городах-миллионниках выросло за год на 50%. А это значит, что одноразовых стаканчиков будет только больше – хотим мы этого или нет. В отличие от «бескомпромиссного эко-сообщества», мы не витаем в облаках, а предлагаем реальное решение проблемы.
Сейчас основная задача для нас – загрузить своё производство заказами. Для этого мы работаем с клиентской базой, пытаемся выйти на разные сегменты рынка. В ближайших планах – расширение линейки стаканов по размерам и дизайну.
На этой стадии наше производство – фактически пилотное. Оно поможет нам определить вектор развития в России и за рубежом. Нам необходимо понять, какие типы стаканов и другой продукции требуются рынку.
В следующем году планируем запустить новые продукты, работа над этим уже идёт. Мы постоянно развиваемся и не будем останавливаться на сегодняшней точке. Это только начало.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».