Предприниматель Борис Колесников основал вместе с партнёром сервис покупок за рубежом shopozz.ru в конце 2000-х. На старте речь шла преимущественно о музыкальных инструментах, но позже к ним добавились одежда и электроника. В 2022 году проект приобрёл новую актуальность: из-за ухода иностранных брендов из России многие привычные товары стали недоступны россиянам. О том, как в условиях санкций поставлять в нашу страну иностранную продукцию, Борис Колесников рассказал порталу Biz360.ru.
Борис Колесников – 33 года, серийный предприниматель, основатель сервиса покупок за рубежом shopozz.ru. Окончил Самарский государственный аэрокосмический университет им. Королёва (факультет информатики). В 2005 году основал интернет-магазин Skifmusic.ru, в 2016 году открыл заведение «Гитар Бар». Является совладельцем клуба «Звезда» и развивает ряд IT-проектов. В марте 2022 года вместе с партнёрами запустил сервис международных платежей Paytoday.pro.
Идея ввозить в Россию товары из-за границы появилась у Бориса Колесникова в 2005 году после того, как ему понадобилось купить хорошую гитару. Он увлекался музыкой и захотел «навороченный» инструмент. В России такой стоил около 1000 долларов, а на американском eBay – 300 долларов. Не желая переплачивать, Борис оформил заказ в США. Свою гитару он получил примерно через два месяца.
«Тогда интернет-шопинга в его нынешнем понимании, по сути, ещё не существовало. Купить что-то напрямую за границей было очень трудно. Я общался с музыкантами, и они время от времени просили меня заказать им в США инструменты. Так родился проект Skifmusic – сначала интернет-магазин, а затем и сеть офлайн-магазинов музыкальных инструментов», – вспоминает предприниматель.
На старте он заказывал гитары и необходимое для выступлений оборудование, которые доставляли транспортные компании. Их он продавал через сайт Skifmusic.ru. Вскоре к Борису стали обращаться люди, далёкие от музыки. Они хотели купить в США одежду, технику, телефоны. Поняв, что на эту продукцию есть спрос, Колесников создал в 2009 году проект shopozz.ru. Это сервис для совершения покупок за границей (не путать с интернет-магазином в привычном сегодня смысле этого слова).
«На старте это было очень сырая история «на коленке», которая уже трансформировалась со всех сторон. Сегодня shopozz.ru – маркетплейс, на котором представлено более 450 млн товаров», – замечает Борис.
В 2009 году у сервиса был простенький сайт-витрина. Клиент делал заказ, оплачивал его и ждал доставки. После этого русскоговорящий партнёр Бориса Колесникова из США выкупал нужные товары и отправлял их в Россию почтой. Сначала он работал самостоятельно, позже партнёры начали привлекать логистические службы, а затем открыли склады в США, Германии и ОАЭ.
«Когда этот бизнес только начинался, мы вкладывали в него наше время, руки и мозги. Конечно, понадобились и деньги – около 20 000 долларов. Я использовал те средства, которые зарабатывал на проекте Skifmusik. Мы нанимали разработчиков, я занимался вопросами развития проекта и маркетингом, а мой партнёр отвечал за техническую часть», – говорит Борис.
Сервис shopozz.ru даёт возможность российским клиентам покупать качественные брендовые вещи. В ассортименте более 450 млн. позиций из самых разных категорий: одежда, техника, гаджеты, детские и коллекционные товары. Некоторые предложения уникальны – их и прежде нельзя было найти в России.
«Все бренды и товары на нашем сайте – настоящие. Это очень жёстко регламентируется законодательством США. Мы гарантируем, что поддельных «Ролексов» у нас нет. Вещи могут быть подержанными, но это указывается в карточке товара. В этом тоже преимущество сервиса – можно купить как новые, так и «винтажные» вещи», – подчёркивает Борис.
Если клиенту понравился товар в каком-либо зарубежном интернет-магазине, то и его он может заказать через shopozz.ru. Для этого нужно скопировать ссылку на товар в разделе «Заказ по ссылке». Сотрудники сервиса самостоятельно оформят и получат заказ на одном из своих иностранных складов, а затем отправят его в Россию.
За свои услуги shopozz.ru берёт комиссию – она составляет в среднем 10-15% от стоимости покупки и может меняться в зависимости от статуса участника (он определяется количеством совершённых покупок, есть стандартный статус и VIP).
В процессе развития проект доставлял товары в том числе из Англии, Китая и Японии. Там действовали партнёрские склады. Но со временем эти направления пришлось закрыть. «Успеть всё сложно, а объять необъятное невозможно», – констатирует Борис Колесников.
Так как shopozz.ru предлагает винтажные вещи и товары разных магазинов, клиенты могут воспользоваться платной услугой по проверке доставленного товара. Речь идёт о покупках, которые будут отправляться в Россию из США. Сотрудник склада проверяет товар, фотографирует его и отправляет фото заказчику. Клиент видит фото в своём личном кабинете на сайте сервиса. Так он может убедиться, что это именно та вещь, которую он хотел купить и в заявленном состоянии. Проверка стоит 10 долларов, отправка фото – 5 долларов.
«Если товар некачественный или не тот, мы действуем по условиям, указанным на странице товара у продавца. Если он принимает возврат, и мы укладываемся в сроки, то товар можно обменять или вернуть за него деньги. Но законодательство в США отличается от российского. Если продавец указал, что возвратов нет – то их и не будет. К этому надо быть готовым», – рассказывает Борис.
По его словам, пользователи shopozz.ru привыкли совершать покупки за границей и понимают, что в этом процессе главное – выбрать качественного надёжного продавца. Поэтому от заказов у продавцов и магазинов, у которых низкий рейтинг либо вовсе нет оценок, они отказываются.
«Наша аудитория – достаточно взрослая, старше 25 лет. Это думающие люди, которые понимают условную разницу между нами и AliExpress. Они знают, что у нас не ширпотреб, а брендовые и качественные товары. Поэтому и цена их выше. Наш средний чек сегодня – это примерно 200 долларов», – добавляет Борис.
При выборе товаров на сайте shopozz.ru пользователям доступна размерная сетка, ведь она разная в некоторых странах. После оформления заказа его можно оплатить картами российских банков. После этого заказ автоматически выкупается сервисом у того или иного продавца.
«Мы получаем товар на складе в штате Делавэр в США. Это безналоговый штат, поэтому не приходится оплачивать дополнительный налог этой территориальной единицы. Обычно налоги штатов составляют от 5 до 10%. Наши клиенты получают покупку по той цене, которую они видят на сайте – без дополнительных наценок», – объясняет Борис.
Затем товары готовятся к отправке на складе. Если клиент сделал несколько заказов в разных магазинах, то их могут собрать в одну коробку. После этого товар отправляют клиенту. Время ожидания составляет примерно месяц. Быстрее всего доходят отправления из ОАЭ (склад находится в Дубае).
«Основная проблема – логистика и таможенное оформление, которые сейчас замедлились. До событий в Украине мы возили заказы из Нью-Йорка в Москву за 7-10 дней. Стараемся делать всё возможное, чтобы максимально ускорить сроки доставки, но они всё равно не меньше месяца. Клиенты относятся к этому с понимаем: ждут», – говорит Борис Колесников.
Основные проблемы, с которыми столкнулся проект в 2022 году – замедлившаяся логистика и сложности с приёмом платежей.
«Все мы знаем, что российские клиенты не могут платить напрямую за рубеж. Теперь нам приходится придумывать различные варианты и легальные схемы, чтобы наши клиенты могли совершать покупки в иностранных интернет-магазинах. Так, мы стали платёжным агентом и переводим средства от клиентов в пользу продавцов, находящихся за рубежом», – рассказывает Борис.
Добавляют проблем и санкционные ограничения, наложенные США и европейскими странами. Например, пока сервис не может доставить из США гитары дороже 1500 долларов, под запрет попала вся американская косметика, многие предметы роскоши. Некоторые санкционные ограничения выглядят просто смешно – например, из ряда стран нельзя привозить детские игрушки.
Санкционное давление позволяет минимизировать склад в Дубае, который был открыт shopozz.ru весной этого года. ОАЭ не накладывали санкций в отношении России, поэтому из этой страны к нам можно ввозить товары ушедших брендов, а также технику и вещи – кроссовки и спортивную одежду, компьютеры, ноутбуки, смартфоны, запчасти.
Борис Колесников говорит, что работа по открытию нового склада заняла примерно пять месяцев. Авиадоставка между нашими странами довольно быстрая, но более оперативному получению товаров мешает таможенный досмотр в России и ОАЭ.
На складах сервиса трудятся штатные сотрудники компании. Их наймом занимаются менеджеры на местах. А «мозги» проекта находятся в России. Тут работают разработчики, служба поддержки, отдел продаж и бухгалтерия. Эти сотрудники отвечают за клиентский сервис, маркетинг, SEO-продвижение и собственно разработку.
«Сейчас покупка товаров за границей стала ещё более актуальной. Мы это видим по росту спроса на нашем сайте: он увеличился в два раза по сравнению с прошлым годом. Особенно это касается ушедших брендов. Nike, Reebok, Adidas, Asus, та же IKEA. Мы ввозим огромное количество товаров этих брендов. Клиенты могут получать те коллекции, которые бы никогда не приехали в Россию, даже до начала событий в Украине», – констатирует Борис.
В нынешней ситуации основателю shopozz.ru трудно делать какие-то прогнозы о дальнейшем развитии. «Все окунулись в огромную неопределённость. Но мы делаем всё, чтобы наши клиенты могли покупать товары, к которым они привыкли. Будем настраивать логистику, платёжные решения, варианты складского обслуживания таким образом, чтобы обеспечивать достойный сервис», – резюмирует Борис Колесников.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».