Один из лучших антикризисных инструментов для бизнеса – полезные связи с другими людьми. В бизнес-клубы предприниматели вступают по нескольким причинам: найти единомышленников, наладить деловые связи, проверить гипотезы, перенять опыт успешных профессионалов, поделиться собственным опытом. О том, что такое бизнес-клубы и чем они могут быть полезны предпринимателям малого и среднего бизнеса, порталу Biz360.ru рассказал основатель проекта Russian Business Community Александр Пак.
Александр Пак – основатель клуба предпринимателей Russian Business Community. В сфере бизнес-нетворкинга работает с 2009 года, в разное время развивал такие проекты, как «Ты – предприниматель», «Фабрика бизнеса», «Трансформатор» и т.д.
Если коротко, то бизнес-клуб – это организованное сообщество предпринимателей. Как правило, бизнес-клубы предоставляют своим членам возможность учиться новому, организовывают семинары и встречи с экспертами из разных отраслей. Также участники сообщества могут посещать специально организованные онлайн и офлайн-мероприятия: прямые эфиры, онлайн-митапы, бранчи, кэмпы, ретриты и т.д.
При вступлении в клуб предприниматели подписывают договор о конфиденциальности, за нарушение которого их могут исключить из сообщества. Благодаря этому участники клуба могут откровенно делиться своим опытом на общих встречах.
В России формат бизнес-сообществ в последние годы активно набирал обороты, а после пандемии стал развиваться ещё стремительнее. Если в 2017 году в Москве было порядка 20 бизнес-клубов, то сегодня в столице действует уже более 100 сообществ, которые в совокупности объединяют 700 тысяч предпринимателей.
Бизнес-клубы дают возможность предпринимателям обменяться опытами с другими участниками а также получить поддержку от единомышленников. Также, вступая в клуб, предприниматель может найти ментора-наставника, который будет помогать ему совершенствоваться и развивать бизнес. На встречах участников предоставляется возможность для нетворкинга, поиска потенциальных партнёров и клиентов.
Бизнес-клубы можно условно классифицировать по разным признакам: условиям вступления, наличию или отсутствию взноса, целям создания, покрываемым запросам и т.д.
В частности, бизнес-клубы бывают открытые и закрытые. Для вхождения в открытый клуб достаточно оставить заявку, заполнить анкету и заплатить необходимую сумму. В случае с закрытыми клубами отбор гораздо строже, часто процесс вступления состоит из нескольких этапов: телефонного и очного собеседований, проверки службой безопасности, пробной встречи с другими резидентами клуба и т.д. Иногда закрытые клубы выставляют требования порога минимального дохода или вида деятельности. Например, в клуб владельцев бизнеса и топ-менеджеров могут не принимать коучей, посчитав, что интересы этих групп не совпадают.
Также клубы можно разделить на платные и бесплатные. Платные клубы не столь массовые по количеству участников и для вступления в них необходим денежный взнос, который варьируется от 20 тысяч до 2 млн. рублей в год. Бесплатные сообщества дают возможность найти единомышленников более широкому кругу желающих, но из-за отсутствия значимого фильтра и огромного потока участников решение запросов членов сообщества может усложняться.
По целям создания можно выделить некоммерческие объединения и клубы, существующие как бизнес-проект. Одни продают дополнительные услуги внутри программ, другие существуют на взносы резидентов.
Классические бизнес-клубы. Резиденты классических бизнес-клубов – владельцы устоявшихся бизнесов и топ-менеджеры. Эти люди уже имеют определённый доход, могут поделиться опытом построения стабильного и успешного бизнеса. Подобные бизнес-клубы скорее консервативные, нежели гибкие, они не заточены на формирование soft-skills. Классическими можно назвать такие сообщества, как «Атлатны», Club500, Forbes Club и ряд других.
Инвестиционные клубы. Подойдут тем, кто хочет расширить свой инвестиционный портфель, привлечь инвестиции в свой бизнес или просто прокачаться в этом вопросе.
Онлайн-клубы. Эта категория выделяется по признаку формата встреч резидентов. В таких клубах все образовательные и нетворкинг-мероприятия проходят в онлайн-пространстве в виде вебинаров, прямых эфиров, групповых созвонов. Такой формат позволяет людям не тратить время на логистику и присоединяться к встречам клуба из любой точки мира.
Клубы конкретного эксперта. Фокусируются на опыте конкретного успешного человека, признанного профессионала в своей области. Возможность узнать о его опыте, выслушать инсайты и рекомендации – вот что привлекает резидентов в такие клубы.
Менторские или наставнические клубы. В менторских клубах резиденты могут обращаться к наставникам за советом по предпринимательству и карьерному росту. Опытные состоявшиеся предприниматели поддерживают основателей бизнесов на пути их развития.
Программы для стартапов и образовательные сообщества. Отдельно хочется выделить организации, которые называют институтами развития. Сами по себе они не являются бизнес-клубами в классическом понимании, но на их основе могут формироваться некоммерческие сообщества.
Программы для стартапов, отличие от классических бизнес-клубов, рассчитаны на основателей новых бизнесов и длятся всего несколько месяцев. Стартаперам предоставляются возможности нетворкинга, работы с менторами, образования, помощи в развитии бизнеса на начальном этапе. Примеры таких программ: стартап-академия «Сколково», акселератор ФРИИ, Startup Leadership.
В образовательных сообществах основное внимание уделяется обучающему контенту, который транслируют эксперты. Преимуществом является то, что резиденты получают полезную информацию от авторитетных лиц и специалистов в своей области. Известные образовательные сообщества: Brunchwork, U Skillz.
-
Определить свой запрос. При выборе клуба важно осознавать, что именно вы хотите получить: новый опыт, деловые связи, долгосрочные отношения с единомышленниками и т.д. От запроса будет зависеть формат клуба, который вы выберете.
-
Понять цель и требования клуба. Тщательно отбирайте клуб по миссии, которую он транслирует, она должна быть вам близка или совпадать с вашей собственной. Только так вы сможете быть уверенным, что остальные члены сообщества – ваши потенциальные единомышленники. Также вы должны чётко понимать, какие требования клуб выдвигает своим участникам, и соответствуете ли вы этим требованиям.
-
Изучить информацию о резидентах. Многие клубы предоставляют данные о своих резидентах или информацию о среднестатистическом портрете участника по запросу. Убедитесь, что эти люди вам интересны. По возможности лично пообщайтесь с одним из резидентов.
-
Оценить все предоставляемые возможности. Определите, подходят ли вам форматы мероприятий, предлагаемые клубом, будут ли они вам полезны, будет ли у вас время на то, чтобы их посещать.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».