Когда у родственников Алёны Гороховской спрашивали, чем она занимается, они отвечали – «она у нас домохозяйка». Близкие долго считали её увлечение фотосъёмкой новорождённых крайне несерьёзным делом. Но Алёна доказала и им, и себе, что хобби в декрете может превратиться в бизнес со стабильным и растущим доходом. Сейчас она владелица «Первой фотостудии для новорождённых» в Санкт-Петербурге. О том, как заработать на фотосессиях младенцев, Алёна Гороховская рассказала порталу Biz360.ru.
Алёна Гороховская, 30 лет, фотограф и предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель «Первой фотостудии для новорождённых». Окончила Читинский госуниверситет по специальности «менеджмент организации». Затем работала в сфере торговли менеджером по корпоративными клиентами, училась на различных фотокурсах. Начала заниматься фотографией младенцев в 2012 году, «Первую фотостудию для новорождённых» открыла в 2014 году.
Я начала фотографировать в первом декретном отпуске - 6 лет назад. В декрет ушла с должности менеджера по работе с ключевыми и корпоративными клиентами в сфере торговли. Но на прежнюю работу уже не вернулась. С головой ушла в фотографию.
А началось всё так. Муж подарил фотокамеру. Я не смогла фотографировать в режиме «Авто». Долго с ним боролась. В итоге - купила на сайте купоны на фотокурсы с огромной скидкой. Меня привлекла именно скидка, и я особо не задумывалась, что это за курсы. Думала - самые обычные, на которых меня научат разбираться в настройках фотокамеры. А оказалось - это курсы для тех, кто хочет стать профессионалом, заниматься коммерческой фотографией и зарабатывать на этом.
Я вообще не планировала заниматься коммерческим фото! И когда меня преподаватель спросил «А что именно ты хочешь фотографировать?», я неожиданно для себя самой ответила - «Детей». Ну, просто потому, что я мама, у меня ребёнок. Преподаватель очень засомневался в моём успехе, так как детских фотографов очень много. И для развития своего проекта нужно или делать супер-фото, или найти новое направление.
Но я же экономист-управленец. Проанализировала рынок и нашла ту сферу, где у меня не было бы конкурентов. В то время в России ниша newborn-фотографии - съёмки новорождённых - была абсолютно свободна. Я решила, что её надо занять.
Посетила мастер-класс по съёмке новорождённых, потом было несколько консультаций у педиатра и врача-неонатолога. С ними я консультировалась насчёт физиологии новорожденных. Для меня важно, чтобы фотосъёмка была безопасной для малышей.
Моя первая фотосессия была для наших друзей. На тот момент я уже решила, что хочу этим заниматься, но знаний и опыта у меня не было. Намучилась. Ребёнок не спал, толком ничего не сняла, но процесс показался мне интересным. Решила пробовать ещё.
Я подходила в торговом центре «Мега» к беременным, рассказывала им про съёмку, показывала открытку с фото того малыша, что я сделала, и рассказывала, что есть такое направление - ньюборн. Примерно так и искала своих первых клиентов.
Моей собственной дочке тогда было чуть больше года. Сначала я снимала по выходным, в то время когда муж сидел с ней. Но потом мы поняли, что совсем не видимся. На помощь пришла соседка. У нас детки одного возраста, и я свою дочку оставляла ей, а сама в будни ездила на съёмки. Я очень благодарна ей за то, что она мне помогла и дала такую возможность. А вообще, я считаю, что желающий человек всегда ищет возможности, и я искала.
Первый год я ездила к родителям малышей домой. У меня была мобильная фотостудия для новорождённых. Хотя назвать её мобильной язык не поворачивается.
Я перфекционист, и мне хотелось делать интересные и красивые фотографии, как у американцев. А они фотографировали на классном полу. Я, недолго думая, решила возить на съёмки свой пол.
Это было 16 досок размером 160х20 см. Я даже не могу понять, как такая идея пришла в мою голову, и почему я себя не жалела, таская всё это. Кроме досок я ведь обычно приезжала с огромным чемоданом реквизита, подушкой для съёмки детей (диаметром метр и высотой 30 см) и икеевской сумкой с корзинами.
Это всё я делала точно не от любви к себе! Скорее, от отсутствия знаний и опыта. В таком режиме я проработала примерно полтора года.
Однажды произошло так, что муж уехал в командировку и не загрузил мне в машину чемодан с реквизитом. Я его вытащила сама, попыталась поднять, чтобы положить в багажник, и сорвала спину. Это была точка невозврата. Я поняла, что либо открываю свою студию для съёмок, либо заканчиваю с фотографией вообще.
Фотостудия - это была моя мечта. Но у меня не хватало уверенности в себе. Я очень долго сомневалась, потяну ли. Думала об этом и днём, и ночью. Однажды мужа разбудила в 5 утра с вопросом «открывать или нет свою студию?». Он мне сонный ответил – «Ну открывай! Ты же всё равно не отстанешь».
Я в это же утро пошла и заключила договор. Это было в 2014 году. Нашла помещение, воспользовавшись поиском на различных сайтах коммерческой аренды. Изначально у меня были несколько завышенные критерии к помещению - хотела студию с видом на Неву. Я приезжая, из Забайкалья, а это мечта любого провинциала. Но здравый смысл победил. Я выбрала помещение в бизнес-центре с высокой проходимостью и хорошей парковкой.
Мне очень нравятся большие - просто огромные! - окна в моей студии. Они - дополнительное освещение для работы, а кроме того создают особую атмосферу.
Я назвала свой проект «Первая фотостудия для новорождённых». Не ради «красного словца». Это была действительно первая фотостудия для новорождённых в нашей стране. Не домашняя, не выездная, не детская. А специализирующаяся именно на работе с самыми маленькими.
В Америке подобные фотостудии - распространённое явление. А у нас поехать с новорождённым в какую-то фотостудию в то время считалось считалось верхом безрассудства родителей. Много предубеждений - нельзя фотографировать до года, нельзя фотографировать спящим и так далее. Я никогда никого не разубеждаю. Я работаю только с теми родителями, кто со мной на одной волне.
Периодически меня штормит не по-детски. И иногда я говорю, что всё надоело. Фотографии новорождённых в корзинках - это полнейший бред, и они не имеют ничего общего с жизнью. В жизни вряд ли можно встретить малыша, спящего в корыте. Но это же красиво!
Фотографии новорождённых - это ми-ми-ми! Это фотографии не про жизнь, а про то, каким маленьким был взрослый человек: нежным, красивым, трогательным. Это фото для мам, которые хотят вечером сесть на диван со своими взрослыми детьми и внуками, открыть альбом и всплакнуть от умиления, глядя на своего двухметрового брутала или на свою шикарную дочку в младенчестве.
Чтобы открыть свою фотостудию, мне потребовалось около 100 тысяч рублей, которые я накопила. Это плата за аренду помещения на два месяца. Таке купила диван, самый бюджетный стеллаж из IKEA, простенький пеленальный столик. Фотоаппарат (не самый крутой на тот момент - Canon D500) и реквизит для съёмки у меня уже был.
В реквизит входят, в том числе, различные костюмчики для малышей. Вернее, целый гардероб, чтобы у родителей был выбор. В основном все эти вещи шьются на заказ у мастериц. Многое придумываю сама, потому что в обычных магазинах нет таких интересных вещей.
Пледики и одежда, которые используются при съёмке, стираются после каждой фотосессии. Дополнительно в студии имеется парогенератор, и по желанию родителей все вещи могут быть обработаны при них перед самой съёмкой.
Фотосессия в моей студии стоит от 25 тысяч до 70 тысяч рублей. Клиенты получают фотокнигу (стоимость которой зависит от переплёта, самый дорогой - из натуральной кожи), открытки, картины. Срок работы над съёмкой я оговариваю в 30 рабочих дней, но по возможности отдаю фотографии раньше.
Я не так много снимаю: в месяц - 6-9 съёмок. Было время, когда снимала и по 15-20. Но очень быстро поняла, что это конвейер. Ты просто штампуешь образы, никакого творчества. Я хочу к каждой съёмке подходить с душой, а при больших объёмах это невозможно.
На фотографии зарабатываю в среднем 120-200 тысяч рублей в месяц. Некоторые фотостудии для дополнительной прибыли сдают помещение и реквизит в аренду. Я так не делаю, снимаю только сама.
Проект очень быстро себя окупил. В первый месяц я отработала «в ноль». А потом уже работала в стабильный плюс.
Основная статья моих расходов - это аренда помещения. Я ведь её оплачиваю вне зависимости от количества съёмок. Ещё одна статья расходов - оплата работы ретушёра и программиста.
Найти ретушёра было нелегко. Эти специалисты на вес золота. Но мне удалось найти действительно своего. Я очень ценю этого человека. Мы работаем достаточно долго, понимаем друг друга с полуслова. Оплата – сдельная, за каждое обработанное фото.
Основные каналы продвижения для меня и моей фотостудии - это соцсети. У меня есть группы в «ВКонтакте», Facebook и Instagram. Последний - самый эффективный в привлечении моей аудитории, а она у меня чисто женская. Instagram сегодня даёт очень большие возможности для продвижения: не просто фото или тексты, но и прямые эфиры.
У меня есть партнёры - роддома и центры для беременных. С ними я сотрудничаю на коммерческой основе. Плачу им, чтобы они размещали у себя информацию о моих услугах. Ну и сарафанное радио, конечно.
Сейчас я уже не нуждаюсь в рекламе. Анна Гороховская - это бренд и моё имя работает на меня. Я фотографировала детей Натальи Подольской и Владимира Преснякова, Анны Хилькевич, Анастасии Стоцкой, Игоря Петренко и Кристины Бродской, хоккеистов Вячеслава Войнова и Вадима Щипачёва.
С селебрити я работаю через их агентов. Тут нет универсальной схемы, как мы находим друг друга. С кем-то - по рекомендациям, с кем-то - по знакомству. Съёмки со звёздами в основном домашние. При необходимости - летаю к ним домой в Москву. Это обычные родители, как и все, без понтов и звёздной болезни.
Я снимаю видео для YouTube. Мне кажется, очень многие недооценивают этот сервис. Я в своём канале делюсь с коллегами профессиональными секретами. Но не на регулярной основе, потому что это достаточно энергозатратно для меня.
У меня на канале есть разные ролики: снятые на мобильный и смонтированные самостоятельно, а также сделанные профессиональным видеографом. Всё зависит от цели видео.
Моя главная фишка - это уютная атмосфера во время съёмки. Большинство мам, приходящих ко мне в гости - кофеманы. И специально для них в студии представлена линейка кофе без кофеина, по вкусовым качествам нисколько не уступающая обычным сортам кофе.
Только что родившая мама - это же взрыв гормонов. Им нужна особая атмосфера заботы, даже в таких мелочах. Мамы могут плакать и смеяться одновременно. Я сама такая, вторую дочь родила два года назад. Я прямо таю от неё и от малышастиков на съёмке. Они все такие милые и забавные. А главное - они все такие разные. И мимика у всех разная, и плачут по разному, а про внешность я вообще молчу.
Мне очень везёт с мамами, которые приходят ко мне. И с малышами тоже. Новорождённые детки месяцев до двух почти всегда спят. Пока малышу не исполнился месяц - это оптимальный возраст для съёмки. Нам с родителями не приходится подгадывать время, когда же уснёт малыш, чтобы сделать подходящие кадры. Если малыш заплакал - срочно ищем причину, устраняем её и продолжаем работу.
Большинство родителей используют фотосессию как возможность отдохнуть. Я беру на себя всю работу. Придумываю идеи для съёмки, подбираю реквизит, аксессуары. Мамы могут высказать свое пожелания, но я беру на себя ответственность сделать съёмку «под ключ».
Моя жизнь постоянно меняется, и я меняюсь вместе с ней. Я отношусь к числу тех людей, которые всегда ищут возможности. Иногда мой рабочий кабинет - это спальня. Да, иногда я работаю в пижаме. Но на продуктивность это особо не влияет.
Я занимаюсь ещё и обучением. Провожу мастер-классы, передаю свои знания и опыт начинающим фотографам. Поучиться у меня индивидуально стоит 36 000 рублей.
Также я разработала приложение-шпаргалку для начинающих фотографов в стиле ньюборн. Называется оно Baby art photo, доступно для скачивания в AppStore и GooglePlay. Это видеокурс, в котором я рассказываю, как подготовить рабочее место, как правильно уложить малыша, на что следует обратить внимание.
Почему именно мобильное приложение? Телефон всегда с нами. В любой момент можно пересмотреть видео и вспомнить, как это делать, и не важно, где вы - уже на съёмке или стоите в пробке.
Одной из моих идей было сделать сеть фотостудий для новорождённых по всей стране Идея поначалу хорошо пошла, откликнулись 9 шесть городов. Но очень скоро проект «сеть» был закрыт. Он оказался неэффективным. Подвёл человеческий фактор и амбиции (не мои).
Если в двух словах: фотограф (именно им интересна эта идея) получает всё, что ему нужно, встаёт на ноги, а дальше приходит мысль «я самостоятельный и независимый. Буду играть по своим правилам». А я считаю, что сеть - это общее дело, и необходимо соблюдать установленные правила. Но с фотографами так не получается. А предпринимателям этот проект не особо интересен, так как он требует достаточно больших энергозатрат, а отдача от проекта относительно небольшая.
Я поняла, что фотография - нестандартный бизнес. Это всё-таки бизнес на имени, который трудно поддаётся масштабированию. Я за то, чтобы или делать круто, или вообще не делать. Поэтому, к сожалению, сети больше нет.
Что касается дальнейших планов. Я далеко не заглядываю. Студия - это удовольствие, моя отдушина и второй дом. Я никогда ни на секунду не пожалела о том, что открыла её Но также я не исключаю, что могу увлечься чем-то другим. И тогда студию придётся закрыть. Но на данном этапе мне нравится тот уровень, на котором я нахожусь сейчас.
Читайте также:
Шик, блеск, красота: как заработать на эксклюзивных фотосессиях.
Бизнес в эмиграции: как запустить в Шанхае собственную фотостудию.
Кадры решают всё: как из фотопрогулок по городу вырастить фотостудию и турфирму.