По теме качественного планирования в бизнесе написаны тысячи книг и сняты тысячи видеороликов. Но жестокая реальность такова, что даже самые лучшие бизнес-планы далеко не всегда воплощаются в жизнь – и виной тому может быть любая случайность. Поэтому уповать только на бизнес-план не стоит, уверен автор бизнес-бестселлера «Продавая незримое» Гарри Беквит. В этой статье – 18 мифов о планировании, которые он описал в своей книге.
1. Вы знаете, что готовит будущее? Вы ничего не знаете! Поверьте Альберту Эйнштейну, сказавшему, что «Вселенная куда более странная, чем мы можем предположить». Планируйте несколько вариантов.
2. Вы знаете, чего хотите? Бернард Шоу сказал, что «В жизни человека могут случиться две трагедии. Первая - не получить того, чего он хочет больше всего на свете. Вторая - получить это». В производстве новостей есть расхожее выражение: главное - уметь быстро переверстаться, т. е. отойти от плана. Будьте готовы изменить ваши планы, вы можете захотеть чего-то другого. Главная ценность планирования - в сопровождающем его процессе исследования и обсуждения с людьми одинаковых с вами взглядов, людьми, которые обладают навыками принимать решения.
3. Главное - стратегия. Прислушайтесь к Гаю Кавасаки, сказавшему: «Стань лидером, сделай пробный выстрел, прислушайся к общественному мнению, среагируй на него и снова стань лидером». Стратегия - ничто без тактики. Обучение, новая информация - всё это тактика, а не стратегия. Пока вы ничего не сделаете, вы ничего не узнаете.
4. Надо придумать лучший проект. Xerox изобрели компьютерную мышь, но «Макинтош» сделали её частью своих компьютеров и энергично продвинули на рынок. Идея - ничто без энтузиазма её воплощения.
5. Время ещё не пришло. Вы опоздали, если просто подумали об этом. Делайте немедленно, сегодня, потому что завтра это может быть уже не нужно. А скорее всего, это сделает кто-то другой.
6. Терпение - добродетель. Пока вы терпеливо ждёте и проверяете, насколько правильно действовали, лучшие сотрудники покинут компанию. Акула вынуждена двигаться, иначе она погибнет от недостатка воздуха. Не будьте инертными, всё время двигайтесь.
7. Надо мыслить разумно. Лучшие идеи поначалу кажутся отнюдь не разумными, а нелепыми и глупыми. Вам нужны именно такие. Разумные люди с высоким IQ, по убеждению автора, имеют одно уникальное качество: они могут достоверно и убедительно, используя всю мощь своего разума, объяснить, почему ваша идея неразумна и не сработает. Участие таких людей в планировании опасно. Мыслите неразумно.
8. Наука и научные данные не нужны вам в планировании. Ваш бизнес связан с человеческими отношениями и поведением, которые ни одна наука не может достоверно описать. Такой предмет, как социология, по словам Джона Тиллмана, состоит из «систематических и заумных методов описания того, что и так очевидно», так что и ваше планирование - неточное искусство.
9. Рабочие группы не нужны в планировании - ни один из продуктов, вырвавшихся на рынок, не был результатом идей рабочих групп. Напротив, цыплят, жаренных без кожи в Kentucky Fried Chicken, малокалорийные гамбургеры в McDonald’s и пиццу с низким содержанием жира в Pizza Hut, разработанные рабочими группами, потребители не полюбили. Проблема мозговых штурмов - в оторванности от будущего, которое необходимо вам в планировании.
10. Память - одно из заблуждений, к которым вы должны относиться с осторожностью. Память часто подводит.
11. Опыт - второе такое заблуждение. Чужой (а иногда и свой) опыт может быть неприменим к вашему текущему делу.
12. Уверенность, фанатичная убеждённость в чем-либо может сыграть с вами злую шутку, ведь десятки исследований говорят о том, что в 15% случаев абсолютно убеждённый в своей правоте человек абсолютно ошибается. Носите с собой записку, как Джей Чайет: «Возможно, он прав». А вы ошибаетесь.
13. Совершенство есть совершенство. Лучшее - враг хорошего, дорога к совершенству длинна, совершенство требует больших жертв, оно неизвестного вида и неясно, нужно ли потребителю. Не делайте ставки на совершенство при планировании.
14. Неудача есть неудача. Фред Смит получил тройку за свою дипломную работу в школе бизнеса, в которой он описал будущую концепцию Federal Express. Страх неудачи должен вдохновлять вас больше, чем сам успех, потому что большой успех всегда начинается с неудач.
15. Экспертные оценки не должны являться для вас сколь бы то ни было определяющими по причине того, что являются точкой зрения одного человека. Каждый опыт, каждое событие - уникальны.
16. Авторитеты, как правило, являются лидерами. Если вы лидер, сдерживайтесь. Потому что задача лидера - сохранить власть, а не рождать идеи.
17. Здравый смысл. Забудьте о здравом смысле, потому что для вдохновляющих результатов вам понадобится вдохновение, а не здравый смысл. Ваш маркетинговый план и так будет содержать слишком много здравого смысла.
18. Судьба. Всегда найдутся люди, уверенные в том, что судьбу не обойти. Не обращайте внимания.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».