Марина Сетрокянц из Волгодонска стала предпринимателем год назад. Не имея никакого опыта в бизнесе, она организовала службу такси «Релакс», в которой сейчас работают около 300 водителей. Автопарк и штат её компании расширяются главным образом за счёт более выгодных, чем в других фирмах, условий для водителей. О том, как функционирует такси в небольшом городе, основатель таксопарка «Релакс» Марина Сетрокянц рассказала порталу Biz360.ru.
Марина Сетрокянц, 40 лет, владелица службы такси «Релакс» в Волгодонске (Ростовская область). Окончила Московский государственный университет технологий и управления по специальности «инженер-технолог пищевого производства». Работала по специальности, до 2018 года была заведующей производством. В 2019 году основала службу такси «Релакс».
Марина Сетрокянц всю жизнь работала на пищевом производстве. Но в 2018 году после серьёзной травмы лишилась возможности работать по профессии. Марина стала инвалидом II группы, её подвижность была сильно ограничена. Она задумалась о том, чем ей заниматься дальше.
Среди прочих вариантов Марина обратила внимание на сервис «Яндекс.Такси». К пассажирским перевозкам она раньше не имела никакого отношения, но машину водила давно. И она решила организовать собственный таксопарк. «Я не анализировала рынок такси в своём городе, мне просто показался интересным бизнес в этой сфере, и я решила попробовать, установив приложение «Яндекс.Такси», - говорит Марина Сетрокянц.
Чтобы начать работу с сервисом в качестве партнёрского таксопарка, нужно иметь как минимум 5 машин с водителями. Марина поговорила с несколькими знакомыми таксистами, которые поддержали её идею и решили работать в её службе такси.
На запуск нового бизнеса ушло меньше недели. В начале 2019 года Марина заполнила анкету на сайте агрегатора, оформила ИП и лицевой счёт в «Сбербанке». В течение трёх дней после этого её компанию зарегистрировали в сервисе «Яндекс.Такси». Свой таксопарк предпринимательница назвала «Релакс».
В открытие бизнеса Марина вложила примерно 600 000 рублей. Из них около 10-15 тысяч рублей она потратила на рекламу, чтобы привлечь водителей. Существенная часть денег стартового капитала пошла на первые выплаты водителям.
«Своим друзьям и знакомым о решении открыть собственный таксопарк я ничего не говорила. И примерно через полгода они очень сильно удивлялись, что пользуются услугами моей компании» - вспоминает Марина Сетрокянц.
Компания «Релакс» работает по такому же принципу, что и другие партнёры «Яндекс.Такси». Через специальную систему в приложении компания заключает договор-оферту с каждым водителем, который в данный момент выходит на смену. Его рабочее время регламентирует приложение. Водитель «выкупает» смену, продолжительность которой 8 или 12 часов. Больше работать нельзя: когда «время вышло», система отключает водителю возможность принимать заказы.
В рабочую смену водители на своих смартфонах видят заказы и при желании выезжают на них. Заработанные деньги сотрудники получают на банковскую карту. Если работают как ИП - напрямую от «Яндекс.Такси», если оформлены в парке «Релакс» - то уже от этой компании. Помимо оплаты за каждую поездку водитель получает от «Яндекс.Такси» бонусы. Их сумма зависит от количества заказов: чем их больше – тем выше бонус. Также на размер бонусов влияет рейтинг водителя, который определяется на основе клиентских оценок.
Одно из основных преимуществ работы в «Релаксе» – выплаты по первому требованию. Водители могут получать на свою карту заработанные деньги хоть в ежедневном режиме. «Я выплачиваю водителям деньги по первому требованию. Это хороший рекламный ход для привлечения новых сотрудников. Водителям такая схема работы очень удобна. Всё, что им нужно сделать – определить нужную сумму в приложении. Я её подтверждаю, и водитель получает деньги на свою карту», - рассказывает Марина Сетрокянц.
Сейчас в таксопарке «Релакс» зарегистрировано около 300 водителей. Из них ежедневно на линию выходят примерно 120 - 150 машин. «Чтобы набрать такой штат, была проделана очень большая работа. Каждый месяц я отсматриваю и принимаю 15-20 новых водителей. Сейчас в Волгодонске люди действительно хотят работать в моём такси – им это выгодно и удобно. Текучка небольшая», - добавляет Марина.
С каждым водителем, который хочет присоединиться к компании, предпринимательница беседует лично. Она осматривает его автомобиль и оценивает, подходит ли водитель и его машина для работы в такси. Затем она помогает новому сотруднику скачать программу «Яндекс.Такси» и подключиться к системе.
«Год назад, когда я только начинала, старалась брать всех водителей, чтобы увеличить таксопарк. А сейчас я могу сказать, что человек меня не устраивает, и отказаться от работы с ним», - замечает Марина.
Чтобы начать работу с агрегатором, водитель должен пройти фотоконтроль автомобиля. В дальнейшем его нужно проходить каждые 10 дней. Машину фотографируют со всех сторон, после чего система допускает или не допускает её на линию. Также «Яндекс.Такси» может запросить внеплановый фотоконтроль. Иногда агрегатор не допускает водителя на смену по причине нечётких фотографий.
Как правило, пассажиры заказывают такси «Релакс» через приложения Uber или «Яндекс.Такси». «Среди наших клиентов – люди самого разного возраста. Сервисом пользуются даже бабушки, что для меня было совсем удивительно. С их стороны я не ожидала такого спроса. Я боялась, что люди преклонного возраста не смогут разобраться в приложении – к счастью, я была неправа», - признаёт Марина Сетрокянц.
Если клиент чем-то недоволен, он может написать в техподдержку или, в большинстве случаев, звонит напрямую в компанию. На все звонки Марина отвечает сама. По её словам, конфликтных ситуаций бывает довольно мало. Основная причина жалоб – водитель подал машину по другому адресу.
«Для звонков я указала рабочие часы. Но, в принципе, работаю круглосуточно, трубку беру в любое время, даже ночью. Я всегда на связи. Если честно, мне это приносит удовольствие. Я довольно общительный человек, и это моё дело, в которое я вкладываю душу. Я хочу знать всё, что происходит в моём бизнесе, и быть в курсе всех событий», - рассказывает Марина.
Жалоб на плохое состояние автомобиля или неадекватное поведение водителя почти не поступает. Водителям невыгодно вести себя невежливо: от этого зависит их оценка в приложении и сумма бонусов, которую они получают. Во избежание несправедливых претензий Марина рекомендует водителям установить в машине камеру и видеорегистратор.
Клиенты чаще всего заказывают такси для поездок по Волгодонску. Заказы с выездом за город или в другие населённые пункты бывают довольно редко. Средний чек одной поездки – примерно 80 рублей. Волгодонск – небольшой город с населением около 200 000 человек. Поэтому большинство заказов «по городу» укладываются в сумму от 50 до 100 рублей. Комиссия «Яндекс.Такси» с каждого заказа – 15%.
За час работы водитель получает в среднем около 300 рублей. За смену он совершает примерно 25-30 поездок. Таким образом, водитель может заработать приблизительно 2500-3000 рублей в день.
Еженедельный оборот таксопарка составляет порядка 1,1-1,2 млн. рублей. Также компания «Релакс» получает процент от «покупки смен» водителями – 14%. По словам Марины, сейчас её проект является прибыльным. Она полностью окупила все вложения в запуск за первые полгода работы.
«Пассажиропоток, конечно, уменьшился из-за пандемии коронавируса. Учебные заведения были закрыты, кафе и рестораны тоже, мероприятия не проводятся. Мы из-за этого несколько просели», - признаёт Марина Сетрокянц.
В апреле у таксопарка «Релакс» появилась новая услуга – доставка. Клиенты могут заказать доставку из кафе или магазина, а также отправить что-то необходимое другому человеку. Стоимость услуги равна стоимости поездки. Предполагалось, что во время режима самоизоляции услуга доставки будет востребована, но пока она не пользуется особым спросом.
В ближайшие месяцы Марина Сетрокянц собирается открыть автомойку для своих водителей. Для них это станет дополнительным преимуществом: не нужно будет искать мойку по всему городу. В более отдалённых планах – создание собственного сервиса по техобслуживанию автомобилей.
Чтобы привлекать в таксопарк новых водителей, Марина хотела бы часть прибыли вкладывать в рекламу. Но на данный момент она пока не уверена в необходимости таких расходов. По её мнению, лучшая реклама в данном случае – это рекомендации тех, кто уже работает в таксопарке. В маленьком городе любая информация «разносится» быстро. Именно благодаря сарафанному радио к таксопарку «Релакс» подключаются новые сотрудники. Помимо возможности ежедневных выплат водители ценят живое общение и помощь со стороны владелицы компании.
«Я уделяю много времени общению с водителями. Они звонят мне по любому вопросу – вплоть до того, что приложение зависло, и его нужно перезагрузить. Водителям очень важно, когда с ними разговариваешь. Они чувствуют себя комфортно, когда им есть кому позвонить и у кого спросить, как поступить в той или иной ситуации», - считает Марина Сетрокянц.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».