Show Must Go On: какой будет ивент-индустрия после кризиса

Прочтёте за 3 мин.

«Бюджеты на корпоративные мероприятия существенно сократятся»

IT-инструменты, которые использует Анна Либер

  • Битрикс24
  • Facebook
  • YouTube
  • Zoom

Один из самых нокаутирующих ударов пандемия коронавируса и крушение рубля нанесли ивент-индустрии – отменены все развлекательные, образовательные, корпоративные мероприятия в офлайне, а зарабатывать в онлайне умеют далеко не все. Быстрее всех возобновить работу после кризиса смогут те, у кого есть финансовая подушка безопасности и кто сможет лучше других адаптироваться к новым рыночным реалиям. О том, что будет с ивент-индустрией в посткризисное время, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала Анна Либер, основатель Studio Anna Liber. 

Досье

Анна Либер, 32 года, художник и предприниматель из Москвы, основатель  Studio Anna Liber (проведение корпоративных творческих тимбилдингов, создание корпоративных арт-подарков). Училась в Белорусском государственном университете транспорта на факультете промышленного и гражданского строительства, в подростковом возрасте окончила художественную школу. Более 10 лет работала в сфере продаж на различных должностях – от менеджера до руководителя отдела. Studio Anna Liber запустила в 2016 году.

Анна Либер

С чего всё началось

Кризис для ивент-индустрии начался в ночь с 5-го на 6-е марта, когда крупные компании получили предписание властей с правилами поведения в больших офисах. В частности, в документе говорилось о том, чтобы руководство компаний с пониманием относилось к затемпературившим и оставшимся дома сотрудникам, чтобы вернувшихся из заграничной поездки людей отправляли на двухнедельный домашний и т.д. Также напоминалось о том, что нужно проводить дезинфекцию офисов и по возможности воздержаться от проведения командировок.

Именно ранним утром пятницы 6-го марта, когда мы ехали готовить и проводить мероприятие в офис крупной компании, нам написал заказчик – проинформировал о предписании и необходимости переделать весь сценарий мероприятия. Все подрядчики уже подъезжали на монтаж, зоны ответственности были распределены и весь тайминг расписан по минутам. Нам пришлось «с колёс» перестраивать все активности. Было непросто, но наш опыт позволил это сделать за несколько часов.

В этот же день у нас одно за другим отменились все крупные мероприятия на первую половину марта. На начало месяца у нас было запланировано одно небольшое и три крупных мероприятия - на 70, 150, 180 и 250 человек. Для узкосегментированного рынка – это действительно масштабные объёмы.

Ко всем этим мероприятиям мы были полностью готовы: сценарии расписаны, соглашения с площадками достигнуты, весь инвентарь закуплен, с нашей стороны договоры подписаны. Мы уже ждали ответную подпись и первый взнос, чтобы оплатить авансы подрядчикам - но до обеда пятницы 6-го марта отзвонились все клиенты. В итоге одни – мероприятие перенесли, другие – отменили, третьи – сначала вдвое сократили количество участников. В результате состоялось одно мероприятие, сокращенное до 30 человек. В истории нашей компании таких глобальных отмен никогда не было.

Как мы отреагировали на ситуацию

После того, как запланированные мероприятия «слетели», мы поняли: в ближайшие один-два, а может и все три месяца рынок сильно изменится. Поэтому начали продумывать стратегию поддержания компании на плаву и мягкому выходу из ситуации.

Studio Anna Liber работает в корпоративном сегменте – мы проводим творческие тимбилдинги для сотрудников крупных компаний. В работе мы делаем ставку на полную вовлечённость в процесс всех участников в режиме офлайн, принципиально держимся за свою специализацию – и не уходим полностью в онлайн-бизнес.

Да, сейчас компания, как и вся ивент-индустрия, переживает не лучшие времена, заказов нет и не известно, когда они появятся, но наша предусмотрительность позволяет достойно встретить кризисную ситуацию. Год назад мы пересмотрели систему распределения денежных средств и сформировали достаточную финансовую подушку, поэтому сейчас переключились на решение вопросов внутри организации.

Что мы начали делать:

  • занялись переработкой корпоративных сайтов и выводом отдельных направлений в лендинги;

  • продумываем антикризисные предложения;

  • плотно занимаемся региональным развитием;

  • составляем более бюджетные сценарии мероприятий и пересматриваем существующие концепты;

  • разрабатываем новые сценарии online-тимбилдингов, при этом их выход в свет планируется не в период самоизоляции;

  • вплотную развиваем дополнительное направление – корпоративных подарков с ручной росписью от профессиональных художников.

Работы много. Да, заказов нет и в ближайшие несколько месяцев не предвидится, но сейчас очень важно потратить время на развитие и структурирование компании, чтобы по окончании эпидемии быстро стартовать.

Что сейчас происходит на рынке

Введение карантина исключило организацию и проведение любых мероприятий в офлайне. Поэтому в сложившейся ситуации единственным спасением является финансовая подушка. Кто работал, формируя финансовый запас, тот ситуацию переживёт и сможет быстро вернуться на рынок. Но – объективно говоря – таких будет немного, выживут далеко не все. Считанные компании в ивент-индустрии могут себе позволить существовать от двух до шести месяцев без заказов.

Сейчас наши коллеги по рынку сокращают штаты и операционные расходы. К примеру, если им не дают арендные каникулы или льготы, владельцы закрывают офисы и переезжают со своим инвентарём и оборудованием в «гараж»: домой, в личные подсобные или дешёвые складские помещения. Сотрудникам сокращают зарплату или отправляют в отпуск за свой счёт, а то и вовсе увольняют.

Многие технические компании event-рынка, которые занимаются звуковым и световым сопровождением мероприятий, декораторы, артисты оригинального жанра просто «зависли» в ожидании стабилизации ситуации.

Большинство же сейчас пытается «переобуться» и начать зарабатывать в онлайне. К примеру, знакомая компания, которая занималась организацией конференций, перешла в онлайн. Есть коллеги по командообразующим мероприятиям, которые также разработали и уже вывели в онлайн свои тимбилдинги.

Приоткрою занавес: мы тоже уже продумали три сценария тимбилдинга в онлайн-сегменте и планируем выйти на этот рынок. Отмечу, что у нас нет задачи супербыстро запустить проекты. Данная услуга вводится как один из видов мероприятия, наравне с хореографическими, актёрскими, интеллектуальными и арт-тимбилдингами.

Каким будет ивент-рынок в ближайшем будущем

Онлайн-ниша. Логично предположить, что после карантина многие компании с успешно налаженной удалённой работой не вернутся в офис. Ведь таким образом они сокращают бюджеты на аренду и операционные расходы, расширяют географию своих сотрудников. Спрос на командообразующие мероприятия в онлайне будет высоким. И этот рынок окажется переполнен игроками, а значит, уровень конкуренции запредельно вырастет. Причём надо учитывать, что придется выдерживать конкуренцию не только по Москве, но и по всей России, ведь теперь для проведения мероприятия агентству не обязательно находиться в городе заказчика.

Офлайн-сегмент. Но и у специализирующихся на офлайн-ивентах компаний будет много работы. Крупные заказчики, когда их сотрудники вернутся в офис после карантина, будут нуждаться в поднятии духа коллектива. На практике придётся вновь прокачивать командную работу, коммуникацию, выстраивать нейронные связи, кросс-функциональное взаимоотношения – наши услуги вновь окажутся востребованы. Однако кризисная ситуация в экономике вынудит серьёзно сократить бюджеты на внутрикорпоративные мероприятия. Об этом уже сейчас говорят наши крупные клиенты. С одной стороны – мы ждём большой поток заказов, с другой – большинство из них будут малобюджетными. Нужно быть готовым и к тому, что на нашем поле появятся новые игроки.

По рынку в целом. Предположу, что качество оказания услуг упадёт. В пример можно привести актёров необычных жанров. У многих из них, знаю, основной состав разъехался по домам в регионы и после такого перерыва им будет сложно вернуться в Москву фактически без денег. На замену профессионалам придут малоопытные новички, которым придётся заново нарабатывать технику. Также появятся новички, готовые работать по сниженным ставкам. Уровень демпинга в нишах сильно возрастёт.

Если допустить, что в апреле-мае закончится режим самоизоляции, то рынок мероприятий начнёт оживать лишь в августе-сентябре. По самым худшим прогнозам, прежний спрос на мероприятия вернётся лишь через год. Но лично я очень надеюсь, что рынок восстановится быстрее.

Анна Либер

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал,  страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

13 апреля 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов