Десять лет назад компания «БиоМикроГели» начиналась как гаражный стартап: группа молодых учёных разработала технологию, позволяющую очищать воду от масел, жиров и нефтепродуктов. Сегодня это авторитетный разработчик и производитель с мировым признанием и международными амбициями. О том, в чём заключается роль лидера в компании, как правильно относиться к кризисным катаклизмам и есть ли в бизнес-сообществе «культура отмены», порталу Biz360.ru рассказал сооснователь и генеральный директор группы компаний «БиоМикроГели» Андрей Елагин.
Андрей Елагин, сооснователь ГК «БиоМикроГели». Окончил физико-технологический институт УрФУ (кафедра редких металлов и наноматериалов), кандидат технических наук. В 2012 году аспирант Андрей Елагин, докторант Максим Миронов и инженер Павел Блохин разработали состав биомикрогелей, очищающих воду и твёрдые поверхности от масел, жиров и нефтепродуктов. Сегодня у компании два основных направления: в b2c-сегменте – выпуск экологичных моющих средств и косметических продуктов под брендом Wonder Lab, в b2b – составы для очистки сточных вод на промышленных предприятиях. «БиоМикроГели» имеют 112 патентов в 69 странах мира, собственный исследовательский центр, четыре химические лаборатории и два производственных цеха. У компании есть представительства в четырёх странах: России, Великобритании, Индонезии и Малайзии.
Меня часто спрашивают, что такое «биомикрогели». Очень кратко поясню. Биомикрогели – это широкий ряд биополимеров, которые сегодня используются в разных сферах: при очистке воды, производстве экологически безопасных моющих и чистящих средств, производстве косметических продуктов.
Суть разработки была позаимствована из медицины и фармацевтики, где микрогели использовались для доставки лекарств в организме человека. Но эти микрогели были очень дорогими и производились в небольших количествах.
Первая наша задача состояла в том, чтобы переизобрести микрогели, сделать модификации на основе доступного сырья, чтобы эта технология могла стоить меньше и применяться в промышленном сегменте. В качестве источников сырья мы использовали свекловичный жом, корзинки подсолнечников, яблочный жмых и другие вторичные продукты сельхозпереработки
Начиналось всё 10 лет назад. Я тогда ещё был аспирантом, и моя работа была связана с новыми материалами, которые могли бы применяться в металлургии, энергетике, машиностроении. Поэтому я знал технологические процессы этих отраслей, в некоторых из них разбирался достаточно глубоко и понимал, что там есть проблемы с очисткой воды от масел.
Работая в аспирантуре, я познакомился с Максимом Мироновым, который как раз создавал те самые безопасные оболочки для транспортировки лекарств внутри организма человека. Эта встреча стала судьбоносной. Мы создали гипотезу, что эту технологию из медицины можно перенести в сегмент промышленной экологии и тем самым решить проблему, о которой знал я, при помощи тех методов, о которых знал он.
Стало понятно, что эта идея обладает большим потенциалом. Более того, мы осознали, что можем решать глобальные проблемы нашей планеты. Это стало для нас мощнейшим мотиватором и большой движущей силой.
Несмотря на все трудности – часть из них мы предполагали, часть даже не могли предположить, – эта идея нас настолько захватила, что мы просто начали двигаться вперёд и шаг за шагом пришли к полноценному бизнесу.
По сути, у нас сегодня технологическая компания полного цикла, которая разрабатывает технологии и компоненты на их основе, сама производит продукты, имеет свои лаборатории, производственные цеха, собственный отдел логистики и продаж.
Я не считаю себя учёным. У меня всегда был интерес к предпринимательской деятельности, и я всегда искал эти возможности. Когда я осознал, что есть такая сфера, как технологическое предпринимательство, то понял: это как раз то, что нужно.
Тут не только сочетаются бизнес и наука, но и необходимы качества, которые я приобрёл в спорте: стремление стать первым, здоровое отношение к соперникам, понимание, что что-то важное и большое достигается только пуёем ежедневной системной работы и большого труда, а не какими-то чудесными внезапными взлетами. И, конечно же, здесь есть место спортивному азарту, как без этого.
Я понял, что это моё, и начал действовать в этом направлении. Оказалось, так я приобрёл дело, которое питает меня энергией последние 10 лет.
Я уверен, что выдающуюся компанию могут построить только выдающиеся люди. И речь тут не про распиаренных специалистов, а про реализацию способностей. Мне кажется, что роль лидера по большей части заключается в том, чтобы помогать людям раскрываться. Ты всегда пытаешься понять, сможет ли конкретный человек раскрыть потенциал, который он не мог раскрыть раньше, на прежнем месте работы.
Поверьте: если человек обладает большим потенциалом и оказывается в той среде, где его можно раскрыть, происходят настоящие чудеса – люди достигают фантастических результатов. Думаю, нам это удаётся, и я искренне горжусь каждым человеком в нашей компании.
Второй момент, если говорить о сути управления: надо вовремя находить себе правильную роль в команде. Я видел очень много фаундеров, которые застревают на каком-то уровне. Те же инженеры, технические специалисты – многие из них бесконечно пилят продукт, не могут из него вынырнуть. Но на разных этапах развития компании от лидера требуются разные роли.
В какой-то момент это может быть техническая роль, когда ты создаёшь какой-то прототип. Но потом появляется продуктовая команда, которая, если ты собрал её правильно, сделает продукт лучше, чем ты. Поэтому эту историю надо отпускать и смотреть, какова теперь будет твоя роль. Возможно, она в сфере продаж или инвестиций, потому что компании требуется финансирование.
В каждом моменте очень важно рефлексировать, где ты находишься и какую роль сейчас выполняешь. Правильные настройки сильно помогут в развитии бизнеса.
Что касается меня, то не так давно один очень важный для меня человек сказал: «Фаундер и CEO должен заниматься только тремя вещами: это HR, PR и финансы». На данный момент я уже подхожу к этому на практике.
Сегодня много разговоров о культуре отмены всего российского. Но на основе своего опыта я хочу сказать, что у нас пока получается ломать этот стереотип. Например, весной мы опубликовали статью про наши технологии в международном цитируемом журнале Clean Technologies and Environmental Policy, и в список рецензентов вошли представители многих «недружественных» стран.
На конференции в Шри-Ланке, которая проходила этой весной, мы были единственной компанией из России, и тогда произошёл очень показательный, на мой взгляд, случай. Мы не смогли вовремя оплатить оргвзнос, потому что как раз в тот момент начали блокировать расчёты в валюте. При этом у нас уже был заявлен доклад, и организаторы сказали: «Приезжайте в любом случае, а взнос оплатите, когда сможете». Наравне с флагами других участников они разместили и наш российский флаг.
Всего же с февраля мы приняли участие в нескольких международных конференциях: помимо Шри-Ланки выступали в Индонезии, Португалии и Германии. Осенью мы приглашены на международную конференцию в США в качестве key-speaker – ключевого докладчика.
Полтора месяца назад нас приглашали в Брюссель, где собирался весь «химический иконостас»: Dow Chemical Company, Procter&Gamble, BASF и другие – всего 10 ведущих компаний. Они проводят мероприятие, куда приглашают только тех, кто им интересен. Если ты получил хоть одно приглашение, ты это уже признание твоих заслуг. Мы получили семь приглашений! По итогу участия подписали документы с некоторыми из них и уже проводим тестирование нашей продукции. Вопросы есть, в частности, по логистике, но это всё вопросы решаемые.
Я не исключаю, что есть научные круги и институты, которые политизированы. И там, возможно, люди испытывают проблемы с культурой отмены. Но мы с подобным не сталкиваемся, и меня это сильно вдохновляет. Потому что я уверен, что глобальные проблемы, в том числе те, над которыми работает наша компания – сохранение окружающей среды, сохранение пресной воды и т.д. – нельзя решить в одиночку. Очень важно иметь возможность делиться своими разработками и идеями с профессиональным сообществом, сотрудничать и взаимодействовать. Я верю, что так будет и дальше.
Мы видим своё развитие в качестве международной компании. Поэтому задолго до февраля 2022 года мы прошли большой путь, подготавливаясь к большому рывку. Мы открыли филиал в Лондоне и сделали очень много важных для нас шагов. Например, собрали международный совет директоров и инициировали аудит нашей технологии, который провела международная организация с 30-летним опытом. Эксперты дали очень крутое заключение. Оно необходимо, чтобы зарубежные компании понимали – наша технология верифицирована теми, кому они доверяют.
Мы получили патенты в 69 странах мира, а в прошлом году стали обладателями международного сертификата Ecolabel, который выдаёт Еврокомиссия. Этот сертификат подтверждает экологичность продукта на всём цикле: от исходного сырья до упаковки. Мы предоставили более 2000 документов, процесс сертификации занял полтора года, но таким образом мы стали первой российской компанией в нашей категории, которая получила такой документ.
На этот год у нас были большие планы, и мы их не оставляем, а лишь корректируем. К началу 2022 года у нас было три столпа: европейский рынок, российский рынок + СНГ и азиатский рынок. Сейчас с Европы мы сместили фокус на Азию, и теперь у нас есть команды в Индонезии и Малайзии. То есть изменилась наша тактика, но глобальное направление не изменилось: мы будем и дальше развиваться на международном поле, ведь проблемы, над решением которых мы работаем, есть везде.
Многие компании в этом году столкнулись с дефицитом сырья, комплектующих и компонентов для своего производства. Наша компания подошла к этому рубежу подготовленной, потому что практически всё, что нам нужно, мы делаем сами либо покупаем на российском рынке.
Это касается не только технологии и продукта, но даже упаковки. Последние три года мы работали над собственной упаковкой, и за это время сделали свои дизайны и свои пресс-формы, а пластик мы берём на внутреннем рынке. Когда был кризис, связанный с ковидом, мы сфокусировались на расширении ассортимента и увеличили линейку с 15-16 продуктов до 75. Это тоже помогает сегодня чувствовать себя уверенно.
Может показаться, что я убеждённый оптимист, но дело не в этом. Просто за десять лет, что существуют «БиоМикроГели», мы уже прошли через множество кризисов и сложных ситуаций. И это не какие-то лайфхаки по выживанию, которые – раз! – и позволяют увильнуть куда-то в сторону, подальше от сложностей. Наоборот, нам приходится тяжёлым трудом проламывать себе путь, находя возможности, которые позволяют сохранить динамику развития компании.
Я не пытаюсь создать иллюзию, что у нас нет трудностей. У нас их супермного. Мы начинали в гараже, не только не имея никаких ресурсов, но даже и представления, как развивать компанию. Это было очень тяжело. Но в какой-то момент я просто стал относиться к трудностям как к рутине: это и есть то, чем я занимаюсь.
Преодолевая каждый день сто трудностей, ты продвигаешься на маленький шажок вперёд. Ты просто так работаешь – день за днём. Поэтому трудности не повергают меня в уныние, это просто моя работа.
Мне не надо себя в этом убеждать или как-то дополнительно уговаривать. Это данность. И вот простое тому подтверждение: какая бы ни была ситуация в бизнесе, какие бы проблемы ни стояли на повестке дня, я всегда очень быстро засыпаю. От момента, когда голова касается подушки, до момента, когда я заснул, проходит три-четыре секунды. Я не гоняю часами мысли, что же не так или что же ещё мы можем сделать, а говорю себе: «Я сегодня сделал всё, что мог? Да, всё. Ну что ж, значит, надо поспать. С остальным разберёмся утром».
Сегодня порог чувствительности к трудностям у меня просто нереально высокий. Я очень часто слышу, что мы какие-то крейзи-чуваки с нереальным болевым порогом. Так и есть. Именно поэтому уровень риска в какие-то моменты у нас просто зашкаливает. Людям, которые к этому не привыкли (особенно тем, кто работает в корпорациях), это вообще непонятно.
Но такой подход и позволяет нам двигаться вперёд, строить планы и следовать им – даже тогда, когда сложно что-то планировать.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен»