Светлана Куликова из Пензы ещё не окончила колледж, где учится на модельера-конструктора, но уже развивает собственный бренд сумок Naplecho. Сумки в виде фламинго, голубей, гусей и других птиц нашли свою аудиторию и разлетаются по всей стране. О том, почему самым важным для проекта стали эффектные фотосессии и как формируется цена на попугая из искусственного меха, Светлана Куликова рассказала порталу Biz360.ru.
Светлана Куликова – 22 года, предприниматель из Пензы, основатель бренда сумок
Naplecho. В 2022 году заканчивает колледж сферы быта и услуг по специальности «модельер-конструктор». Собственный бренд необычных сумок-птиц основала в 2019 году.
Однажды мне захотелось себе сумку в виде голубки. Я купила ткань и сшила сразу несколько. Потом я создала группу в «ВКонтакте», куда выкладывала фотографии того, что создавала (группа была по большей мере для себя). Это полностью моя задумка, я нигде ранее не видела ничего похожего – просто увидела серый искусственный мех и вдохновилась.
Потом обстоятельства сложились таким образом, что мне пришлось переехать из дома, а денег не было. В это же время в соцсети меня нашла девушка, которой понравилось моё творчество, и она попросила сделать ей что-то на заказ.
Тот первый заказ занял у меня много времени, но в итоге я его реализовала. Тогда пришла мысль, что это может стать моим проектом.
В итоге я начала пробовать делать сумки в виде разных других птиц из искусственного меха. Целевой аудиторией стали в основном школьники и студенты.
Чуть позже знакомая свела меня с девушкой Ульяной Филиной, которая занималась продажами и имела опыт в фотографии – она могла бы помочь с презентацией моих изделий в соцсетях. В итоге Ульяна стала моей правой рукой во всех делах, контент-менеджером проекта Naplecho в Instagram и создательницей бренд-концепции: мне был очень нужен специалист, который сможет правильно показать то, что я делаю, потому что сама я в таком не сильна.
Ульяна взяла на себя организацию съёмок и планирование публикаций в Instagram, включая рекламные. Интересно, что первая съёмка была сделана на телефон и при помощи знакомой Ульяны в качестве модели, но в итоге снимки получились отличные. Теперь для наших съёмок приглашаются профессиональные модели, фотографы и стилисты.
Постепенно ассортимент Naplecho расширился: в нём появились гуси, снегири, попугаи, фламинго и вороны. У каждой модели есть имя: например, «Голубка Жанна», «Гуся Руся», «Попугай Константин». Когда стало понятно, что мои изделия интересны людям, пришлось подумать над тем, чтобы найти того, кто сможет их шить.
С моей точки зрения, необычные сумки могут помочь кому-то стать значительно смелее. Необычная вещь в образе – всегда доля риска: неизвестно, с какой реакцией столкнёшься. Поэтому наши птички – это в своём роде история про расширение внутренних границ.
Я нашла швею, которая работает на дому: такое решение хорошо подошло для старта, поскольку не пришлось тратиться на аренду. Моей обязанностью стало вовремя поставлять материал, формировать заказ и отсылать его. Так и получилось, что я не вкладывала в старт практически ничего. В момент, когда я отдала первых «птичек» Ульяне для съёмки, я даже не рассчитывала их себестоимость.
В среднем одна сумка от Naplecho стоит 5 тысяч рублей, шоппер - 2,5 тысячи рублей; мы работаем по 50% предоплате. Накрутка совсем невелика, и честно говоря, её хотелось бы увеличить – пока она составляет примерно 50%. Однако с учётом того, что целевая аудитория наших сумок – совсем юные люди, повышать цены возможности пока нет. Вероятно, помочь тут могло бы размещение на маркетплейсах, это бы серьёзно расширило каналы сбыта и дало бы больше свободы в формировании цен.
Однако чтобы размещать товар на маркетплейсах, его нужно регистрировать и сертифицировать. В нашем случае это в том числе внешний вид сумок: например, что речь про изделия с конкретной красной подкладкой, определённого вида лапками и т.д. Всё это достаточно трудоёмко, и пока у меня недоставало для этого сил и желания. Но полагаю, я неизбежно к этому приду.
В офлайне наши сумки были представлены в пензенском пространстве «Медиатека». Какие-то продажи вначале были, а потом остановились месяца на три. При этом аренду нужно было продолжать платить. Условия по размещению в торговой точке были для нас невыгодными: с каждой продажи требовалось отдавать 20% от стоимости. Поэтому в итоге мы забрали оттуда наших птичек.
Впоследствии я не раз находила площадки, где тоже можно было бы попробовать реализовывать нашу продукцию, но там бы забирали даже больший процент с продаж – не менее 30%.
То есть, к примеру, сумка-голубь стоит 3 тысячи рублей. Минус 30% от такой цены – остается 2100. А есть ещё оплата швее, транспортные расходы и цена материалов. В итоге дохода почти не остаётся.
Наши сумки не самый необходимый товар, чаще это импульсивная эмоциональная покупка. Поэтому для успешного сбыта в офлайн-рознице с её арендными ставками нужно какое-то дополнительное стимулирование покупателей.
Речь пока не идёт о массовом производстве. Когда скапливается несколько заказов – два гуся, три вороны, один шопер – мы договариваемся со швеёй о сроках изготовления. Потом я забираю готовые сумки и добавляю к ним детали: глазки, крепежи и прочие нюансы.
Мех заказываю не оптом, а в обычных интернет-магазинах – для опта нужно много складской площади, которой у нас пока нет. Заказанный материал для удобства хранится у швеи.
Заказы я отправляю через СДЭК и «Почту России». В какой-то момент СДЭК отметил, что я пользуюсь его услугами регулярно, и сам предложил мне особые условия сотрудничества. Если как обычный клиент я бы платила за одну отправку в Москву 400-500 рублей, то сейчас плачу 300 рублей.
Обычно от оплаты до отправки готового изделия проходит 3-5 дней. В основном изделия заказывают из столиц, но есть заявки и из других городов. Один раз нам написала даже потенциальная клиентка из Кореи, но, к сожалению, она не владела английским, поэтому коммуникации у нас не получилось.
Первый поток заказов у нас случился после первой распродажи с рекламным анонсом: это было примерно 10-20 штук. Мы и сейчас шьём не масштабно, работа идет только на заказ. В связи с этим доход пока прыгает. В среднем мы шьём по 20-30 моделей в месяц.
Длительное время мы работали втроём со швеей и контент-менеджером. Однако недавно к команде добавился сторис-мейкер, поскольку потребовались свежие идеи для продвижения. Ещё пробовали сотрудничать с двумя таргетологами, однако никаких заказов таргетинг нашему проекту не принёс. Бартер тоже успел дать некоторое количество неприятного опыта: блогеры со 100 тысячами подписчиков пропадали вникуда, так и не сделав рекламу.
Поэтому пока действенной для нас себя показывает только стандартная реклама у блогера. Тут тоже большую роль играет удача. Бывало, что много заказов приходило после акции у инфлюэнсера с 500 подписчиками, а после рекламы у крупного – не было почти никакого эффекта.
Ульяна продолжает полностью вести контент проекта, я практически не имею к этому отношения. Швея занимается производством большей части изделий, так что в итоге на мне остаётся минимальная часть работы.
В этом году планирую подумать над тем, что ещё могла бы делать как мастер. Собираюсь подтянуть ряд навыков в швейной сфере и стать универсальным мастером, который может всё: конструировать, шить, придумывать модели. Ведь сделать можно абсолютно что угодно, мир современных дизайнеров тому доказательство.
В данный момент проекту не хватает в первую очередь дисциплины, на это я и планирую направить свои усилия в ближайшее время. Naplecho – мой первый коммерческий проект. Но полагаю, что не последний.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».