Валентина Лисина всегда хотела стать предпринимателем – по примеру своей мамы. Год назад она определилась с нишей и с тех пор развивает собственное крафтовое производство Candle.Town, которое началось с выпуска соевых свечей, а позже расширилось до выпуска целой линейки ароматических эко-товаров для дома. О том, как заработать на экологичных и натуральных хэндмейд-продуктах, Валентина Лисина рассказала порталу Biz360.ru.
Валентина Лисина, 26 лет, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель проекта
Candle.Town. Окончила Новосибирский государственный технический университет по специальности «менеджмент организации». Домашнее производство соевых свечей и других ароматических продуктов из сои запустила в 2019 году.
Я всегда думала о том, чтобы развивать своё дело: перед глазами был близкий мне пример мамы-предпринимательницы. При этом хотелось, чтобы мой проект был связан с творчеством.
Первыми пробами в плане самостоятельного плавания стали украшения ручной работы. Также я успела потрудиться специалистом в фонде президентских грантов. Но было понятно, что всё это не моё.
Год назад я наткнулась в Instagram на фото соевых свечей ручной работы и подумала, как было бы круто использовать такие на своей свадьбе. Однако когда я готовила своё торжество, то не могла найти таких свечей.
В Новосибирске, где я тогда жила, это направление вообще не было представлено. Да и во всей стране мастеров, которые занимаются такой продукцией, почти нет, хотя на Западе их много.
Так я нашла нишу, которая и интересна мне как автору, и является потенциально трендовой.
Как известно, большая часть свечей делается из парафина, который является недорогим продуктом нефтепереработки. Именно такие свечи продаются в «Икее», «Леруа Мерлен» и других подобных магазинах.
Соевые свечи изготавливают из соевого воска, то есть из растительного сырья без посторонних примесей. Если парафин при горении выделяет токсичные канцерогены, то соевый воск – гораздо более экологичный материал. Кроме того, свечи из парафина, которые позиционируются как ароматические, на самом деле не пахнут, когда их зажигают. А соевые свечи выделяют аромат на протяжении всего времени горения.
Поэтому выходит, что такой продукт не только более качественно выполняет свою функцию, но и является безвредным для человека и окружающей среды.
Экологичность – важный аспект для меня. Так, недавно мы отказались от упаковочной пузырчатой пленки и заменили её на крафтовую перерабатываемую упаковку. Теперь даже при транспортировке на дальние расстояния мой товар уезжает в крафте. Также я стараюсь минимизировать использование полиэтиленовых пакетов.
Чтобы начать делать соевые свечи, я прошла единственные на тот момент профильные курсы, которые нашла в интернете. Информации с курсов в итоге оказалось недостаточно - и многое пришлось изучать методом проб и ошибок.
Для старта понадобилось только закупить материалы и инструменты - воск, фитиль, стеклянную тару, фитиледержатели, палочки для размешивания воска, набор для водяной бани и т.д. В целом стартовый закуп был примерно на 10 тысяч рублей. Потом ещё добавились траты на услуги дизайнера, полиграфии и т.д.
Для производства в небольших объёмах достаточно перечисленных выше вещей и кухни. Пока я работаю именно там.
Для создания свечей я растапливаю воск на водяной бане, потом добавляю в него арома-масла или специальные свечные ароматизаторы производства США, Германии и Франции. Готовый хлопковый фитиль нужно предварительно навощить и закрепить в стеклянной таре, куда потом заливается воск. В итоге примерно через 40-45 минут (когда уже есть наработанный опыт) свеча готова.
Пока я делаю только свечи в стекле, свечи без стекла требуют отработки отдельной технологии – их я планирую добавить в ассортимент позднее.
По рассказу кажется, что это очень лёгкий и быстрый процесс. Но как попробуешь, становится понятно, что существует очень много нюансов по температуре плавления, температуре заливки и т.д.
Например, долгое время у меня не получалось сделать поверхность готовой продукции ровной: нюанс заключался в правильном температурном режиме при плавлении и заливке, который я подобрала экспериментально и далеко не сразу. Также порой не получалось сделать так, чтобы свечи хорошо пахли. Тут нюанс в том, чтобы подобрать качественные материалы, которые будут хорошо себя проявлять на практике.
Ещё у меня долго не получалось создать диффузор, потому что я не хотела делать его на основе спирта, а замену не могла найти. Но в итоге удалось придумать базу из компонентов, которые меня устроили. Только я не открою секрет моего секретного состава, поскольку долго доходила до этого сама.
Материалы я приобретаю в магазинах товаров для творчества. В основе свечи лежит соевый воск, который в свою очередь получается из соевого масла. Такой воск в разы дороже парафина: один килограмм стоит от 500 до 1000 рублей в зависимости от производителя (парафин идёт по 100-200 рублей за килограмм). За месяц в работу уходит 50-100 килограммов воска, из одного килограмма получается примерно 10 небольших свечей.
В своём производстве я не использую эфирные масла, поскольку это достаточно аллергенный продукт, который подходит не всем. Вместо них в мои продукты входят готовые ароматические композиции, которые проходят много степеней обработки и в итоге не являются такими концентрированными, как эфирные масла.
Первыми свечами, которые я предложила на продажу, были продукты в объёме по 100-200 мл. Также одновременно с ними я выставила на продажу арома-саше. Тогда в ассортименте было около десяти ароматов, некоторые из них остались в ассортименте до сих пор: это наиболее популярный сладкий запах «Delicious» (карамель, ваниль и бобы тонка), «Цветок грейпфрута», «Хвойный» (хвоя, кедр, цитрус) – аромат, который очень популярен под Новый год.
Я стараюсь добавлять более теплые ароматы осенью («Миндальный пирог» и прочие ассоциации с выпечкой) и более сладкие и свежие – летом. Из последних новинок у нас появилась новая линейка сюжетных свечей с ароматами, которые названы в честь героинь известных произведений: «Гермиона» (свежескошенная трава), «Йеннифер» (сирень и крыжовник) и «Дайенерис» (тиковое дерево и кардамон).
Спустя два-три месяца после старта проекта я постепенно расширяла ассортимент, добавляя по одной позиции раз в пару месяцев. Вначале добавила твёрдые духи на основе соевого и кокосового воска с добавлением масел жожоба и виноградной косточки (по виду напоминает бальзам для губ в баночке). Потом – массажные свечи, диффузоры, мист-спрей для ароматизации помещений.
Кстати, мои диффузоры и мисты вообще не связаны с воском, у них внутри есть ароматизаторы и дополнительные компоненты в определённой пропорции. Мист можно распылять на постельное бельё, шторы, мебель. В нём небольшая концентрация ароматических масел, поэтому пятен он не оставляет.
Про то, как создаются такие продукты, информации в интернете почти нет. Поэтому я получила их методом проб и ошибок. В принципе, любой хэндмейд-продукт связан с тестированием.
Свечи из текущего ассортимента продаются в объёмах 25 мл, 100 мл и 200 мл по цене 250-900 рублей за штуку. Твёрдые духи стоят 350 рублей, массажные – 750 рублей, мист – 500.
В данный момент именно такой уровень цен – наиболее комфортный для клиентов и для меня. Я могла бы поставить цены выше (потому что у ряда производителей они выше). Но я понимаю, что сейчас у меня такие цены, по которым я бы сама купила, и пока они меня устраивают.
Спустя месяц первых проб у меня получилось создать свечи в хорошем качестве. Как только это произошло, я сразу отправила заявку на участие в местном маркете мастеров. Я сделала совсем небольшую партию продукции - и сразу получила хороший отклик. Так стало понятно, что спрос есть и можно продолжать.
Потом для продвижения я завела аккаунт в Instagram, а недавно добавила к нему группу в «ВКонтакте». Также довольно полезными для продаж оказались маркеты – однако они действенны только в рамках одного города.
Сейчас купить мою продукцию можно в двух офлайн-точках в Новосибирске, а также заказать онлайн на сайте, в Instagram или через What’s App/Telegram.
Наиболее популярным товаром являются, конечно, свечи – они занимают около 80% в общем объёме продаж, всё остальное примерно в одинаковых пропорциях. Чаще всего их покупают просто для обустройства дома – чтобы добавить уюта; реже – в качестве подарка.
Пока всем на проекте я занимаюсь сама (с небольшой помощью моего мужа). Периодически заказываю услуги фотографа и дизайнера. Пока я не готова что-либо делегировать, и думаю, что пока не дойду до открытия своей мастерской - не буду нанимать никого себе в помощь.
Сейчас выручка моего небольшого производства составляет 80-100 тысяч рублей в месяц. Сезонность, конечно, есть. Новогодние праздники приносят больше выручки, чем любое другое время, и в целом осенне-зимний период – мой высокий сезон. Летом продажи падают примерно на 30%. При этом недавняя самоизоляция никакого влияния на нас не оказала, тут нам повезло.
В ближайшем будущем планирую наращивать ассортимент. Добавлю формованные свечи и свечи в бетонных подсвечниках, диффузоры для автомобилей и сюжетные свечи с героями книг и фильмов.
Тренд на соевые свечи за последний год усилился, и конкурентов у меня стало больше. Пока самый крупный формат работы в нише – это мастерская. Думаю, я рано или поздно тоже к нему приду, мне бы хотелось иметь мастерскую, совмещенную с шоу-румом. Однако такое укрупнение случится не в этом году.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».