Для спортивных и танцевальных клубов и студий переход в онлайн во время режима самоизоляции стал единственной возможностью сохранить команду, клиентов и хотя бы какой-то денежный поток. Поставить бизнес на паузу – рискованно, клиенты могут уйти к конкурентам, а значит, кроме как научиться работать в онлайне, у многих студий другого пути выжить не было. О том, как одна из самых популярных студий танцев Томска EXPROMT живёт и работает в условиях пятимесячного карантина, порталу Biz360.ru рассказал её основатель Пётр Горецкий.
Пётр Горецкий, предприниматель из Томска, основатель дэнс-студии
EXPROMT, педагог по современному танцу, организатор семинаров и мастер-классов. Студия Петра Горецкого работает с 2002 года.
Официальный документ о прекращении работы спортивных объектов дошёл до Томска в марте. Мы приостановили посещение студии и с тех пор несколько раз меняли свои прогнозы по дате выхода из карантина. Время непростое. По данным Ассоциации операторов фитнес-индустрии России, только в Москве месяцы простоя не выдержали и закрылись до 20% фитнес-объектов.
Сейчас существенная часть нашей индустрии уже перезапустилась, клубы и студии вновь проводят тренировки, но в Томской области всё ещё действуют ограничения. Мы до сих пор закрыты, и тем не менее, нам удаётся держаться на плаву: сохранять команду, клиентскую базу и даже привлекать новых учеников.
За это время нам много раз приходилось «переобуваться в воздухе» и переизобретать свои бизнес-процессы. Расскажу, какие шаги мы сделали и продолжаем совершать, чтобы сохранить бизнес.
Я никогда не был сторонником онлайн-тренировок. Тем более в танцах. Здесь важен личный контакт, эмоции, харизма. Но карантин сделал дистанционный формат единственным способом общения с клиентами, и мы приняли решение создать такую услугу.
Мы справились с организацией онлайн-занятий за несколько дней. Это было критически важно. Если бы помедлили неделю-другую, то кто-то нашёл бы другой онлайн-продукт по душе, а кто-то бы просто отвык от занятий.
Ещё один ключевой момент, над которым мы работали - качество видео. В танцевальном уроке много нюансов. Нужно, чтобы одинаково хорошо было слышно педагога и фоновую музыку, было пространство для движения, картинка в хорошем разрешении.
Для этого мы закупили всё необходимое: карту видеозахвата для передачи изображения с камеры на ноутбук, специальную программу, микшерный пульт, микрофоны. Занятия записывали в интерьерах студии и обеспечили ученикам по-настоящему качественный контент.
На нашем рынке не пошли в онлайн только единицы. Большинство фитнес-клубов, спортивных и танцевальных студий так или иначе стали налаживать связь с клиентами в диджитале. Многие делали это просто через бесплатные эфиры в Instagram или общедоступные плейлисты в YouTube.
Мы пошли другим путём - монетизировали онлайн-занятия и с помощью автоматизации сделали потребление продукта комфортным для клиента.
Тренировки организовали в Zoom с помощью программного решения «1С:Фитнес клуб». Мы и ранее пользовались этой системой автоматизации. Нам повезло, что разработчики быстро отреагировали на ситуацию в индустрии и сделали интеграцию с нужным сервисом.
Это позволило нам:
-
создать расписание онлайн-занятий;
-
организовать удобную запись на каждую тренировку;
-
запустить онлайн-оплату тренировок прямо на сайте;
-
вести учёт клиентов записавшихся, оплативших, посетивших занятие в автоматическом режиме.
Для учеников все выглядит очень просто:
-
клиент заходит в раздел «Расписание» на сайте, выбирает занятие и нажимает «записаться»;
-
если у него есть основание для оплаты (то есть действующий абонемент), то место на занятии автоматически бронируется;
-
если нет, то его автоматически переводит на страницу оплаты занятия.
-
после бронирования и оплаты клиенту автоматически приходит смс-уведомление о записи на занятие со ссылкой на трансляцию, где также указано время, педагог и выбранное направление. Всё это происходит через «1С:Фитнес клуб».
Так мы обеспечили себе понятный механизм монетизации онлайн-формата. И, что важно, не привлекали для этого лишних сотрудников. Если бы запись на занятия и контроль оплаты велись вручную, нам понадобились бы один или два администратора для закрытия этих задач.
У нас всегда было много направлений на выбор. Не все они подходили под онлайн-формат, поэтому пришлось оперативно адаптировать сетку расписания.
Сложные направления, например, акробатику, мы сразу исключили из онлайн-программы. Сделать всё правильно без страховки и не травмироваться очень сложно. Изменился разминочный комплекс, сократилось время тренировок с часа до 40 минут. Направления вроде стрип-пластики, где нужны каблуки и необходимо выполнять партерные элементы, тоже пришлось убрать. В первые дни удалённых тренировок самым популярным направлением был стретчинг.
Постепенно мы адаптировали некоторые направления занятий. Например, запустили онлайн-курс для дошкольников. Включили в уроки много игровых приёмов, разработали домашние задания. В онлайне доступны занятия для групп от 4-х лет.
Также сделали отдельный курс по strip dance и exotic online-курс.
Прайс разрабатывали, исходя из логики, что одно занятие онлайн должно стоить около 50% от стоимости обычного занятия в студии.
Да, на онлайн сложно собрать столько же учеников, как в реальный зал. Но есть и преимущество. За время карантина у нас появились клиенты из других городов - Воронежа, Санкт-Петербурга и Москвы.
В июне залы так и не открыли, а люди заметно устали от онлайна. Мы ощутили это на посещаемости своих уроков. Потому, как только в Томске появилась такая возможность, мы запустили занятия на свежем воздухе.
Это помогло вернуть тех клиентов, кто онлайн-формат так и не полюбил. По стоимости такие тренировки соответствуют одному занятию в онлайне.
Не сидеть сложа руки в кризисное время - пожалуй, главный совет. Нам удалось путём долгих коммуникаций сделать следующее:
-
во-первых, настроить коллектив на позитивный лад и включить в процесс спасения студии. Онлайн не смог обеспечить докризисный уровень зарплат, но, тем не менее, дал возможность заработка. Педагоги сами стали инициаторами многих онлайн-курсов и занятий.
-
во-вторых, построить правильные взаимоотношения с арендодателем. В каких-то помещениях нам дали скидку, в каких-то рассрочку.
-
в-третьих, не растерять интерес клиентов к нам. Мы ни на один день не переставали общаться с клиентами и подогревать в них интерес к танцам. Наши социальные сети никогда не молчали, мы придумывали новые форматы постов - полезные развивашки, презентации педагогов и т.д.
Наконец, мы записали обращение к губернатору области с просьбой о скорейшем открытии танцевальных студий. Да, успех инициативы сомнителен, но мы следуем принципу «делать всё, что возможно».
Конечно, всё не так радужно, как хотелось бы. Мы ждём выхода из карантина. И к моменту переоткрытия сможем подойти с хорошими, по меркам сегодняшних дней, результатами:
-
у нас сохранён преподавательский состав;
-
клиенты по-прежнему с нами. За время карантина так или иначе воспользовались нашими услугами 20% нашей клиентской базы;
-
есть список новых потенциальных клиентов, которые познакомились с нами только через дистанционные уроки;
-
есть проработанный онлайн-продукт, который мы будем развивать.
Наконец, есть новые идеи. Мы понимаем, что скорее всего откроемся в летний низкий сезон и уже продумываем варианты. Планируем запустить несколько программ, над которыми работаем, и внедрять дополнительные услуги. Например, массаж, который мы уже начинали развивать. А также планируем запустить солярий.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».