Однажды Александра Полярус увидела в парижском магазине сумку, сшитую из старых тентов для фур – и это изменило её жизнь. Она увлеклась идеей давать вторую жизнь отработавшим своё материалам и шить из них вещи. Несколько лет её бизнесу приходилось нелегко, но в 2018 году произошёл прорыв – идея ресайклинга стала популярной в крупных компаниях, и от них стали поступать серьёзные заказы. О том, как заработать на аксессуарах из «вторсырья», порталу Biz360.ru рассказала основатель бренда Polyarus Александра Полярус.
Александра Полярус, 30 лет, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель бренда сумок и рюкзаков из рекламных баннеров и авторезины
Polyarus. Родилась во Владивостоке, несколько лет жила в Южно-Сахалинске, в 2009 году переехала в Санкт-Петербург, где окончила Университет кино и телевидения. После этого работала в нескольких event-компаниях. Проект Polyarus запустила в 2014 году.
Предпринимателем я стала не сразу: после вуза построила карьеру в event-индустрии. А потом в 2014 году нашла в одном из парижских магазинов сумку, сшитую из тентов для фур - и это изменило мою жизнь.
Мне понравилась идея производства сумок из вторсырья, это отличная альтернатива коже и это экологично. Я решила, что можно было бы попробовать самой сшить что-то из рекламных баннеров, которых было в избытке на складе ивент-агентства, в котором я работала.
Баннеры производят из поливинилхлорида (ПВХ), который в России не перерабатывается. Его вывозят на полигоны отходов и сжигают, нанося серьёзный вред окружающей среде. Сам по себе ПВХ безвреден, но при сжигании выделяет диоксины - ядовитые вещества. При этом ПВХ – очень износостойкий материал, и давать вещам из него новую жизнь логично и правильно.
Вернувшись из Парижа, я уволилась, купила швейную машинку, фурнитуру и сделала первую сумку из баннера, который забрала с уже бывшей работы. Результат мне понравился, я зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель и создала бренд Polyarus.
Конечно, отказаться от карьеры и хорошей зарплаты ради такого дела было рискованно: на российском рынке я была одной из первых в своей нише. В первые пару лет я серьёзно потеряла в доходах, пришлось временно отказаться от поездок за границу, которые я очень люблю. Но я верила в свой проект.
Первые сумки шила из баннеров, которые забрала на бывшем рабочем месте. Потом стала просить их в разных компаниях и типографиях. Их легко отдавали бесплатно, всё равно выбрасывать.
Потом в качестве сырья добавились старые велосипедные камеры, автокамеры и ремни безопасности. Их я находила, размещая в интернете объявления о приёме этих вещей. Резина, как и ПВХ, – непромокаемый и износостойкий материал. Резиновые рюкзаки живут, по сути, вечно, моему вот пять лет и он выглядит прекрасно.
Помимо сумок и рюкзаков мы шьём чехлы для ноутбуков, а из обрезков материалов создаём браслеты и серёжки (они в основном идут в подарок к сумкам), кошельки. Давно есть мечта начать делать какую-то одежду. Надеюсь в следующем году найти на неё время.
Когда я начинала в 2014 году, тема переработки в стране была вообще неизвестна. То, что я делала, часто воспринималось так: чего, это ты что-то достала из помойки и продаёшь? Теперь я знаю, что надо было просто продержаться до 2018 года. И вот тема вторичной переработки, раздельного мусора и экологии развивается семимильными шагами.
Прорыв Polyarus в виде перехода к оптовым заказам произошёл только прошлым летом. В июле 2018 года жизнь моего проекта перевернулась.
До того момента я в основном коллабила с друзьями и друзьями друзей, то есть творческими людьми из разных сфер. И вот тем летом у меня был сложный период в жизни. И, как это порой бывает, после ямы случается что-то максимально крутое - и ты вылетаешь из неё с ускорением. Для меня таким пинком стало обращение от компании Adidas.
Через московскую ивент-компанию Louder бренд попросил переработать свои баннеры с темой чемпионата мира по футболу. В итоге мы переработали для Adidas 2 тысячи квадратных метров баннеров, сделав из них 1067 сумок. На тот момент это был самый крупный проект Polyarus.
Тогда мне стало ясно, что я не зря посадила сад на этой выжженной земле – наконец это стало востребовано. С этого момента коммерческие заказы пошли один за другим и сегодня составляют существенную часть наших продаж.
Из последнего у нас было партнёрство с брендом Arny Praht, который занимается пошивом интересных минималистичных сумок и рюкзаков из эко-кожи. Компания отдала мне в переработку баннеры, которыми был завешан фасад её магазина на время ремонта, мы сделали из них около 40 сумок, и они продавали их у себя.
Также мы шили 100 рюкзаков из камер топливозаправочных машин для компании «Газпромнефть-Аэро» с б/у ремнями безопасности самолетов, которые предоставила авиакомпания «Россия». Эти рюкзаки «Газпром» увёз на конференцию в Сербию, оттуда сумки с участниками разлетелись по всему миру – от Франции до Вьетнама.
Ещё мы сшили 250 поясных сумок из автомобильных камер по заказу «Сбербанка». Их увезли на конференцию в Сочи.
Всё это примеры «правильного» мерча. Когда вместо того чтобы производить новый мусор, вы вносите вклад в экологию и даёте новую жизнь вещам, создавая при этом что-то уникальное.
Сейчас у проекта больше именно корпоративных заказов. В данный момент у нас в работе четыре больших проекта. Даже немного стыдно, что я не успеваю заниматься розницей, последняя коллекция для неё была выпущена около 8 месяцев назад. Но к середине ноября я анонсирую новую коллекцию, за которую наконец смогла недавно взяться.
В офлайне нашу продукцию можно купить в трёх мультибрендовых магазинах в Питере и в двух - в Москве. Продажи там зависят от сезона. У одного магазина основные покупатели – иностранцы, поэтому летом при наплыве японских туристов, которые очень любят мои сумки, показатели продаж растут. В холодное время года растёт коэффициент продаж в онлайне, где наша продукция, конечно, тоже доступна: каналы - Instagram и сайт.
За шесть лет работы я ни разу не платила за рекламу. Всё это время у нас работало сарафанное радио. Также хорошо помогают в продвижении коллаборации с другими проектами, которых, как уже было сказано, у нас теперь много. Конечно, все участники таких партнёрств рассказывают друг о друге на своих страницах в соцсетях с активными ссылками. Это классический приём – кросс-пиар.
А на старте помогали связи, оставшиеся со времен работы event-менеджером. Меня приглашали на фестивали, ярмарки и маркеты. Сегодня, правда, я на них уже выбираюсь редко от нехватки времени.
Появлению в мультибрендовых магазинах способствовали знакомства в творческой среде. Ещё на старте я, помню, нашла в интернете сайты, где можно было купить вещи отечественных дизайнеров. Создала странички на этих ресурсах, в частности, на AliExpress. Там выставляла свои товары. Потом перешла к соцсетям и сайту.
В 2015-2016 году мы продавали от 30 до 70 изделий в месяц в зависимости от того, были ли в этом месяце маркеты, ведь тогда они были важным каналом сбыта. Конечно, теперь продажи выше в десятки раз. В сентябре, например, мы отшили заказы на 700 изделий.
Долгое время я работала одна. С 2018 года у меня в штате пошивом занимаются три человека, и скоро я найму ещё двоих. К новому году всегда всплеск заявок, у нас уже есть очередь заказов на 1,5 тысячи сумок-шопперов к 25 декабря. Я сама ещё шью какие-то тиражи на подхвате, но редко – в основном занимаюсь отработкой новых моделей.
Сумки у нас шьются от 40 минут до 6 часов. Закупаем мы только фурнитуру, нитки, иглы, и т.п. На резиновых сумках намеренно нет подклада – их можно промывать с обеих сторон.
Сегодня главный материал, с которым мы работаем, это резина – авто- и велокамеры. Баннеры остались в форме сумок-шопперов, потому что путём проб и ошибок я выяснила, что это такой материал, что чем более статичную форму ему дать, тем лучше будет носиться вещь. Шоппер как раз такой.
Постоянные поставщики сырья у нас есть по велокамерам: уже третий год это магазин Strida. По автомобильным шинам есть два человека, которые собирают их по шиномонтажам и авторазборкам Санкт-Петербурга и области. Периодически я обзваниваю шиномонтажки в поисках новых поставщиков. Часть такого сырья достаётся бесплатно, работу по сбору б/у камер я оплачиваю, и некоторые из использованных, но подлатанных шин приходится выкупать.
Сегодня самый популярный наш товар – сумка-шоппер. Второй по популярности – поясная сумка, она у нас стоит 3 тысячи рублей. Кошелёк на зажиме - 900 рублей. Самый дорогой рюкзак – 8 тысяч.
Этим летом организаторы Moscow Urban Fest сдали нам в переработку флаги с мероприятия - довольно популярный вид сувенирной и рекламной продукции. Ещё в сентябре у нас был проект для компании Yota. Крупные компании сегодня вместо обычных баннеров часто используют блэкаут-ткань. Смотрится это дорого, но суть та же – растяжка с рекламой. Yota заказала нам поясные сумки, рюкзаки с канатами и шопперы из таких своих реклам. В общем, теперь мы стали перерабатывать и ткань.
Я начинала на пустом рынке, и сейчас дела обстоят примерно так же. Сижу на троне переработки «королевой ресуслинга всея Руси», как меня однажды назвали. Я знала ещё одну фирму по переработке баннеров, но она закрылась. Хотя здоровая конкуренция нужна, она всегда бодрит в очень правильном смысле. Особенно это хорошо в таком нужном деле, как пераработка. Больше таких фирм – больше польза экологии.
Думаю, понятно, что такое дело подойдёт не каждому. Мне понадобилась вся моя упёртость, чтобы дождаться 2018 года и не бросить это дело. К счастью, в детстве я занималась спортом и принадлежу к числу людей, которые легко не сдаются.
Со стороны кажется: чего там, взял бесплатные материалы, сиди да шей. Но есть множество технологических процессов по подготовке такого материала к работе. Это не то, что ты сходил в магазин и купил рулон красивой ткани. Вместо этого тебе привозят гору мусора, которую надо промыть специальными химическими составами, почистить, раскроить и т.д.
Мы работаем в небольшой мастерской, которая много раз перемещалась по городу следом за мной по мере моих переездов. В ближайшее время я бы хотела открыть многофункциональное крутое пространство в центре Питера. Сейчас нахожусь в поиске подходящего помещения в 50-100 квадраатных метров. В этом шоуруме я бы хотела совместить магазин, пошив, зону для общения и склад. Там же я бы устроила зону для обмена информацией на тему экологии и вторпереработки и раздельного сбора мусора.
В этом году я воплотила мечту попасть на европейский рынок: в августе съездила в Берлин со своим проектом. Думаю теперь поучаствовать в немецких рождественских ярмарках и познакомиться с местными магазинами.
Читайте также:
Экологично и экономично: как заработать 100 млн. на эко-сумках.
Продавец воздуха: как заработать на уникальном продукте из Горного Алтая.
Ну очень экологичный бизнес: как заработать на стройматериалах из вторсырья.