Из-за пандемии многие индустрии жалуются на нехватку рабочих рук – закрытые границы не позволяют привлечь в нужном объёме мигрантов. Эта ситуация заставляет ритейл активно использовать временных исполнителей – подработчиков. Рынок оперативно отреагировал на возникший спрос в этой области и предложил несколько платформ, которые автоматизируют поиск подработчиков. О том, чем временные исполнители могут быть полезны бизнесу, в своей авторской статье для портала Biz360.ru рассказал коммерческий директор платформы GigAnt Евгений Коночкин.
Евгений Коночкин, 40 лет, коммерческий директор сервиса подбора временных исполнителей для ритейла
GigAnt. Окончил ЮРГЭиС по специальности «Экономика и управление на предприятии». Был сооснователем и коммерческим директором в компании «Интемс», затем – сооснователем и гендиректором проекта Core Consulting. Работал СЕО в кофейной производственной компании Lebo Professional. В 2020 году присоединился к проекту GigAnt в качестве коммерческого директора.
Кадровый кризис, вызванный пандемией, даже не думает утихать: на нехватку линейных сотрудников жалуются логистические и строительные компании, агропромышленники, рестораторы и ритейлеры.
- Михаил Гончаров, управляющий сети ресторанов быстрого питания «Теремок», пишет в Facebook о том, что ему не хватает нескольких сотен сотрудников для того, чтобы наладить работу его блинных заведений. И проблема не в том, что «Теремку» нечего предложить соискателям, а в том, что сотрудников негде взять. Кандидатов на рынке стало в разы меньше.
Главная причина кадрового вакуума – закрытые границы, из-за чего трудовые мигранты не могут въехать на территорию России. Также одной из причин кадрового голода стало быстрое развитие сервисов доставки. Люди, которые раньше занимали вакансии линейного персонала, уходят в курьеры: работа стабильная и заработок выше.
В отличие от кассира, курьер в Москве в среднем зарабатывает 66 тысяч рублей в месяц. Ни ритейл, ни общепит не готовы платить такие зарплаты линейному персоналу. Кассир и работник торгового зала получают в Москве, как правило, от 30 до 40 тысяч рублей – при занятости 2/2 со сменами по 12 часов. При более плотном графике зарплата чуть выше – 45 тысяч рублей.
Использование труда временных исполнителей (part-time) могло бы стать выходом из сложившейся ситуации. Торговые компании в последние несколько лет уже пытались в разных форматах привлекать парт-таймеров. Ритейлеры справедливо полагали, что часть задач можно передавать сотрудникам, выходящим на подработку, чтобы сократить количество штатного персонала или снять с него повышенную нагрузку.
На сегодняшний день, согласно оценке SuperJob, 65% россиян хотели бы найти подработку, чтобы иметь дополнительный доход. Есть также большое количество людей, которые готовы работать на линейных позициях, но у них нет возможности выходить на полную смену из-за основной работы, состояния здоровья или неотложных обязательств: учёба, необходимость ухаживать за маленькими детьми или пожилыми родителями.
Поначалу многие торговые сети пробовали привлекать парт-таймеров самостоятельно, но столкнулись со сложностью организации их труда. Как я уже говорил выше, подработку обычно ищут люди, которые могут работать неполный день и зачастую в разное время. К примеру, женщины в декрете готовы подрабатывать только тогда, когда ребёнок в садике или находится под присмотром родных. Студенты готовы работать в то время, когда нет занятий, и т.д.
А теперь представьте, что ритейлеру необходимо утрясти и состыковать графики десятков или даже сотен подработчиков для того, чтобы в магазине постоянно был дополнительный персонал. Организация труда part-time исполнителей требовала от ритейлеров дополнительных ресурсов, что полностью съедало всю выгоду от использования труда подработчиков.
Кроме того, ритейлеры столкнулись с проблемой переквалификации договоров с самозанятыми в трудовые, поскольку налоговая инспекция с большим подозрением присматривалась к их новой инициативе. Были и примеры организации биржи подработки внутри сетей, однако и это решение не обеспечивает полной гибкости.
Отмечались и попытки использования внешних сервисов для привлечения временных исполнителей. Самый простой пример – маркетплейсы открытого типа, где ритейлеры могут размещать задания и самостоятельно назначать вознаграждение. По другую сторону маркетплейса расположились исполнители, которые, как на сервисе YouDo, могут откликнуться на заявку.
Основное отличие этого сервиса в гибком ценообразовании. Возможность назначать свою цену – отличный инструмент, когда нужно срочно найти замену или быстро привлечь помощников для решения какой-то задачи. К примеру, в случае внезапной болезни кассира, магазин может назначить цену вдвое выше, чем у конкурентов, и найти человека за короткое время.
Однако для системной работы с парт-таймерами такой вариант подходит в меньшей степени. Во-первых, работа с маркетплейсом отнимает достаточно много времени, поскольку нужно постоянно размещать объявления и вручную отбирать исполнителей. Во-вторых, маркетплейс не гарантирует, что заказчик получит исполнителя: парт-таймеры выбирают магазины, где более высокая цена за выход и удобное расположение.
Поэтому заказчику нужно будет постоянно отслеживать предложения других магазинов, чтобы не остаться без откликов. Аналогично и исполнитель не получает гарантии стабильной подработки, что может влиять на его мотивацию.
Для регулярного привлечения подработчиков на рынке появились технологичные платформы по типу Uber. В них умный алгоритм соединяет между собой исполнителей и заказчиков по множеству параметров, включая геолокацию и совпадение по временным слотам.
Несмотря на то, что в основе сервиса – умный алгоритм, который сам назначает исполнителей и контролирует выполнение заявок, работа с людьми невозможна без клиентской поддержки. Чтобы все назначенные подработчики доходили до заказчика, важно постоянно быть с ними на связи, помогать решать возникающие сложности и оперативно реагировать на форс-мажоры.
Служба поддержки нужна и магазинам - чтобы дать обратную связь или разобраться в тонкостях работы платформы. К примеру, в сервисе GigAnt в службу поддержки обращаются почти все наши исполнители и представители магазинов, а около 10% заявок требуют ручного вмешательства со стороны менеджеров для гарантии выполнения.
В случае с GigAnt компания-заказчик никак не взаимодействует с исполнителем ни финансово, ни документально. Мы заключаем с ритейлерами договор, в котором фиксируем стоимость привлечение парт-таймеров. Она включает в себя и оплату выходов временных исполнителей на работу, их предварительную подготовку – онлайн- или офлайн-тренинги, а так же наш сервис. Мы же осуществляем выплаты парт-таймерам еженедельно в рамках подписанного договора.
В других платформах формат может быть разный – от оплаты по договору платформе до разовых выплат через платёжный шлюз платформы исполнителям.
Хочу уточнить, что для платформ по привлечению временных исполнителей важно, чтобы исполнители «доходили» до клиентов. У нас этот показатель – SLA – держится на уровне 99%. То есть из 100 исполнителей до магазинов доходят 99, тогда как в классическом аутсорсинге нормальным считается показатель 80 из 100.
По сути, вся работа системы заточена на то, чтобы исполнитель дошёл до магазина. Алгоритм обеспечивает максимально эффективный мэтчинг (сопоставление) заявки и исполнителя – по геолокации и другим признакам. Это необходимо, чтобы исполнитель точно согласился и не отказался из-за долгой дороги или неподходящих условий.
Далее система контролирует готовность исполнителя выйти, «робот» совершает несколько контрольных звонков, а если даже за час до выхода исполнитель по каким-то причинам отказывается, система найдёт ему замену. Ну и конечно, у нас большой операционный блок, менеджеры которого также занимаются повышением SLA. Регулирование же редких тех ситуаций с невыходами оговаривается в договоре, который мы подписываем с клиентом.
Давайте рассмотрим, что именно дают part-time исполнители бизнесу. Мы сейчас будем говорить о ритейле, так как именно там уже начинают внедрять такой формат. Но, по моему мнению, использование труда парт-таймеров скоро станет нормой и в других индустриях.
В магазине, вне зависимости от нагрузки, есть набор постоянных операций, которые выполняет линейный штат. Но также в магазине есть и переменная нагрузка, которая зависит от покупательской активности – она может быть сезонной или меняться в течение суток. Например, очереди на кассах появляются вечером, тогда как днём дополнительный штатный кассир не нужен. Также в пятницу людей в магазинах намного больше, чем в понедельник. Такую дополнительную нагрузку, которая превышает средний уровень, можно передать подработчикам.
Самый важный плюс подработчиков в том, что они помогают выполнить больший объём работы при том же количестве штатных сотрудников. Конечно, подработчики никогда не заменят штатный персонал полностью: в любом кафе или магазине должны быть постоянные сотрудники, которые работают полную смену. Они в курсе происходящих внутренних процессов и знают все тонкости работы. HR-специалисты справедливо напоминают и об основах корпоративной культуры, в которую просто невозможно погрузить парт-таймеров.
В то же время, директор магазина, преследуя цель укомплектовать штат максимально эффективно, в рамках бюджета на персонал может нанять 10 человек на постоянную работу. Либо он может перераспределить бюджет и нанять минимально эффективный объём постоянного штата, а в моменты увеличения нагрузки привлекать временных исполнителей.
Подработчики требуются под конкретные задачи: выкладка товара, замена ценников, операции на дополнительной кассе в часы пиковой нагрузки. По нашим подсчётам, в этом случае эффективность part-time исполнителей порой даже выше, чем у штатного персонала, поскольку выполняют они одну чётко поставленную задачу, а не рассеивают усилия на множество дел.
При использовании парт-таймеров ритейлер не увеличивает затраты на персонал, а производительность труда сотрудников возрастает. Вместо того, чтобы тратить деньги на поиск кассира в штат и оплату его труда, можно вывести сотрудника на часы пиковой вечерней загрузки и оплатить только выполненные в это время операции. Даже если час парт-таймера будет стоить дороже, чем час штатного или аутсорсингового сотрудника, ритейлер всё равно сэкономит за счёт разницы в количестве часов.
Привлечение парт-таймеров не только позволяет снять избыточную нагрузку с персонала, но и улучшить операционные показатели магазина. Подработчики закрывают все те задачи, на которые у штатных сотрудников не хватает времени. И вместе с тем они высвобождают время штатного персонала на сервис: консультирование и общение с покупателями.
Подработчики позволяют бизнесу быстро привлекать ресурсы для решения актуальных задач. При этом рынок подработки постоянно растёт, всё больше людей готовы идти на дополнительную занятость. Одновременно найти сотрудников в штат становится всё сложнее.
Временные исполнители мотивированы, так как хотят заработать дополнительные деньги и, что самое главное, у них есть для этого свободное время. Текущее состояние рынка диктует переход на новую, гибридную модель работы, где штатный персонал (которого в этом случае потребуется меньше) дополняется временными исполнителями.
Команда проекта GigAnt
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».