Барнаульская компания «Ели-Худели» существует чуть больше двух лет, однако уже успела зайти по франшизе в 27 городов. Фирма предлагает клиентам готовые наборы питания из разных блюд на день, неделю или месяц с рассчитанным количеством калорий и без «вредных» составляющих. Компания ориентируется на тех, кто хочет похудеть или просто питаться правильно. При этом у «Ели-худели» нет ни собственной кухни, ни курьерской службы, ни вендинговых автоматов. О том, как пакеты с едой попадают в руки клиентов, сооснователь проекта Евгений Кураков рассказал порталу Biz360.ru.
Евгений Кураков, 33 года, серийный предприниматель из Барнаула, совладелец проекта «Ели-Худели». Окончил Алтайский госуниверситет (специалист по рекламе), больше 10 лет занимался рекламой и продвижением. Имеет опыт ресторанного бизнеса – запускал бар-ресторан сербской кухни «Гриль- Картель» (закрыт после трёх лет работы). Также реализует ещё два своих проекта: Tvorica (студия дизайна и брендинга) и «Цивилизованный город» (формирование городской среды). Проект «Ели-худели» развивает в партнёрстве с Константином Дорониным.
Компания «Ели-Худели» на сегодняшний день присутствует в 28 городах России (среди них - Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Красноярск и другие мегаполисы), а также в двух городах Казахстана – Алма-Ате и Астане. Компания готовит еду, сортирует её по контейнерам, пакует в бумажные пакеты и отправляет в точки выдачи, где клиенты забирают их сами.
Ноу-хау доставки «Ели-Худели» - именно в этих точках. Они представляют собой витринные холодильники, которые открываются по звонку с мобильного телефона. Это собственная разработка фирмы, и пользуется ей пока только она.
«Как правило, доставкой еды занимаются курьеры. Но организовать нашу доставку с учётом удобного для клиента времени невозможно, потому что тогда надо создавать курьерскую сеть с собственным транспортом. Это очень дорого, – объясняет Евгений Кураков. - Поэтому мы с моим партнёром Константином Дорониным и задались вопросом, почему бы не сделать точки выдачи. Поначалу думали, что в таких точках будут сидеть люди и выдавать пакеты. Но потом решили, что люди – это не рентабельно, да и не нужно. Тогда придумали: пусть еду выдают холодильники».
Как заставить холодильники делать это без обслуживающего персонала? Предприниматели перебрали несколько вариантов. Выдавать еду при помощи пластикового или магнитного ключа – тогда вопрос, как его доставить клиенту. Выдавать по коду – сложно и дорого. В итоге предприниматели обратились к местному программисту и заказали специальную компьютерную программу для своих холодильников. С такой «начинкой» устройства смогли открываться по звонку с мобильного телефона клиента – который так же уникален, как мог бы быть уникален ключевой код.
«То есть речь идёт не о вендинге, - уточняет Евгений Кураков. – Человек оплачивает заказ на нашем сайте, и только потом забирает свою покупку».
В итоге пакеты с едой от «Ели-Худели» проходят следующий путь.
Клиент может сделать заказ накануне или до 10 утра, чтобы получить свой пакет день в день. При этом он указывает в системе номер своего мобильного телефона. Фирма разработала свою CRM, с помощью которой на кухни в разных городах поступают заказы на два вида пакетов - с едой на 1600 и 1200 ккал в день. При этом иметь собственную кухню не обязательно, достаточно взять в партнёры ресторан. У заведений общепита бывают простои в работе, а барнаульская доставка помогает в такие моменты занимать кухню и продолжать получать выручку. Так и готовится еда с просчитанными калориями по рецептам «Ели-Худели».
Идём дальше. Готовые пакеты «оптом» забирает курьер и развозит по терминалам выдачи, в среднем по 40 пакетов на один холодильник. По расчётам «Ели-Худели», на 100-150 тысяч жителей города обычно достаточно одного холодильника. Например, в Барнауле их 7 – и, таким образом, курьер отвозит пакеты в семь точек, а не в 40.
Потом клиенту приходит смс о том, что пакет готов и ждёт его по такому-то адресу. Клиент в удобное время подходит к холодильнику, на котором указан бесплатный номер 8-800-222-804, и делает на него вызов со своего мобильного телефона. Получает ответ: «Чтобы забрать пакет, нажмите «1». И холодильник откроется. Если пакет не забрать вовремя, то он будет ждать до следующего дня до 15.00, затем его утилизируют.
От сотового оператора в этом процессе требуется только сим-карта и мобильный модем с интернетом на счёте. Никаких дополнительных договорённостей не нужно – нужен только свой колл-центр. Схема работает на любом витринном холодильнике. Холодильники для франчайзи «Ели-Худели» собирают в Барнауле, они отличаются только размерами. Стоимость стандартного устройства – порядка 120 тысяч рублей.
«Наша система позволит открыть хоть шкатулку, хоть портовый терминал, - говорит Евгений Кураков. - Такое решение сокращает затраты за счёт экономии на курьерской сети минимум в два раза. Эта идея у нас находится на стадии патентования, планируем развить это в какой-то отдельный бизнес. Потому что появился запрос: к нам обратилась московская компания аналогичного профиля (в Москве наша фирма, к слову, пока не представлена) и попросила поделиться нашим решением. При 500 выдачах в день с нашей схемой можно сэкономить 1,6 млн. рублей в месяц. А холодильник к тому же работает и как рекламный щит с подсветкой».
Терминалы-холодильники оснащены видеонаблюдением. Но предпринимателям продолжают задавать вопросы про воровство. Ведь человек по звонку открывает доступ сразу ко всем пакетам, а не только к своему. Однако краж нет. «Мы за время работы выдали более 30 тысяч пакетов в разных городах, ничего такого ни разу не было, - уверяет Евгений Кураков. - Случались путаницы, когда, например, муж забирал пакет за жену. Но это всё. Думаю, это связано с самим механизмом работы. Клиент должен зарегистрироваться в системе, чтобы открыть холодильник. Так что вором может стать только покупатель, а его номер телефона будет зарегистрирован. Плюс его снимут на камеру. В принципе, банкоматы тоже можно грабить, но ведь это происходит редко. А тут речь даже не о деньгах, а о еде».
Сбои в работе терминалов «Ели-Худели» бывали, но редко. То, что холодильники-компьютеры связаны между собой, позволяет оперативно устранять неполадки дистанционно. Поэтому, если холодильник вдруг не «хочет» открываться, клиент может позвонить в центральный офис – и проблема оперативно решается.
«Система терминалов работает у нас с самого начала, но за время работы мы, конечно, её совершенствовали», - отмечает Евгений Кураков. - Если раньше холодильнику было необходимо проводное подключение к интернету, то теперь достаточно маленького модема. Важный момент, что клиенту при этом интернет не нужен – главное, чтобы были деньги на телефоне. Если на номер позвонит человек, который заказ не делал, система соединит его с оператором. То же произойдёт, если позвонит человек, который забыл, что его «подписка» на здоровую еду окончена, - оператор напомнит, что её нужно продлить.
У «Ели-Худели» существует и доставка на дом как дополнительная услуга. Она платная, её цена разнится в зависимости от города. В Красноярске это 50 рублей, в Воронеже - 150 и т.д. Сама доставка тоже организуется по-разному. В Барнауле это водитель на личном авто, в Новосибирске – курьерская сеть, которая развозит суши, пиццу и, в том числе, пакеты «Ели-Худели». Но 8-9 пакетов из десяти у «Ели-Худели» забирают в терминалах. То есть в основном заказчики предпочитают не зависеть от курьера, ожидая его в определённое время, им удобней самим решать, когда получить свою еду.
«Еда рядом»: от коровы – до квартиры.
10 лайфхаков для небольшого food-бизнеса.
«Ели-Худели»: как устроен сервис по доставке продуктовых наборов.