Утром – деньги, вечером - стулья: сложности мебельного производства в России

Прочтёте за 4 мин.

«На старте нельзя распыляться и на производство, и на продажи»

IT-инструменты, которые использует GreenLineМебель

  • 1С:Бухгалтерия
  • Мегаплан
  • Такском-Файлер

Мебельный рынок в России активно развивается, потому что мебель – востребованный товар. Но вместе со спросом существует дефицит качественных материалов и нехватка квалифицированных кадров. О том, какие проблемы встанут перед предпринимателем, решившим запустить мебельное производство, в своей авторской колонке для Biz360.ru рассказала коммерческий директор мебельной фабрики GreenLineМебель Галина Никушина.

Досье

Галина Никушина, 48 лет, коммерческий директор компании  GreenLineМебель. Окончила Рязанский педагогический институт, после которого преподавала химию в школе. Более 15 лет работает в мебельном бизнесе. В 2012 году вместе с мужем Олегом Никушиным открыли семейное дело - фабрику GreenLineМебель, которая выпускает офисную мебель и диваны. У GreenLineМебель есть собственное производство в Одинцовском районе, Смоленской области, и уже готовится к открытию новая производственная площадка в Подмосковье.

Галина Никушина

Сложность №1: затратное производство

Мебельное производство - очень затратное по своей организации, потому что для него требуется специально обустроенное помещение, дорогостоящее оборудование плюс привлечение кадров. В мебельной индустрии окупаемость приходит далеко не сразу. Сначала нужно организовать производство, разработать мебельную линейку, отработать каждое изделие, запустить его в серийное производство и посмотреть, как на продукцию реагирует рынок. Это всё занимает достаточно много времени, на которое у предпринимателя или компании должны быть какие-то финансовые ресурсы. 

Поэтому, с моей точки зрения, начинать лучше на аутсорсинге. Тогда можно доверить свой заказ уже существующему производству, не вкладываясь в закупку оборудования, и получить готовый продукт. Для начинающих предпринимателей это возможность посмотреть, как рынок реагирует на их продукт, и понять, есть ли спрос. Если спрос будет, то потом можно постепенно вырасти до своего производства. 

Перед началом сотрудничества с внешним производством обязательно подписывайте договор, в котором будут прописаны все нюансы. Иначе может возникнуть неприятная ситуация: сейчас цех или фабрика не загружены, а потом компания получает большой заказ - и работу по вашей заявке передвигает на несколько месяцев. 

У нашей фабрики GreenLineМебель вопрос с производством решался немного иначе. Генеральный директор Олег Никушин (на фото) до открытия нашего семейного проекта долго проработал в мебельной отрасли. Он начинал с менеджера отдела продаж в одной фирме, потом дорос до руководителя этого отдела, работал помощником начальника производства, возглавил производство. Он прошёл весь технологический процесс «от и до». Я тоже работала сначала менеджером отдела продаж, потом руководителем этого отдела, после чего занималась закупками для мебельного производства, в том числе в Китае. Мы обладали уникальными знаниями, у нас уже были какие-то наработки, поэтому мы стали сразу создавать своё производство. 

Олег Никушин

И даже мы со своим большим опытом в мебельной индустрии ошиблись. Потребовалось гораздо больше вложений, чем планировалось на старте. У нас были определённые накопления, но потом пришлось очень активно кредитоваться, подтягивать свои личные ресурсы. Наша компания существует 7 лет, и мы до сих пор вкладываемся в производство. 

Что же касается гаражных вариантов мебельного производства, на мой взгляд, они не имеют будущего. Производство должно сразу развиваться по принципам фабрики, где каждую операцию выполняет профессионал. А не так, что один человек берёт на себя и заказы, и производство, и занимается упаковкой. Никакого смешения быть не должно. 

Сложность №2: дорогостоящее оборудование

Многие мебельные фабрики на старте покупают подержанное оборудование, потому что оно в разы дешевле нового. Но в этом вопросе следует учитывать некоторые нюансы. 

Любое подержанное оборудование нужно покупать с техподдержкой. Мы приобретали станки у компаний, которые скупают б/у оборудование, ремонтируют его, оснащают дополнительными механизмами, а своим покупателям дают на него гарантии. Кроме этого они обслуживают оборудование в течение срока, прописанного в договоре. Специалисты этих компаний выезжают к клиентам, если происходит какая-то поломка. Это очень удобно. 

Если покупать оборудование у мебельной компании, которая закрывается и распродаёт свои активы, можно получить непригодную технику. Ведь перед покупкой заглянуть внутрь оборудования, разобрав его, никто не позволит. 

Важно понимать, что старое оборудование ломается чаще нового. Некоторые комплектующие, необходимые для ремонта, могут уже и не выпускаться. Это опять дополнительные риски и простои в работе производства. 

Наша фабрика GreenLineМебель сначала использовала б/у оборудование, но постепенно мы меняли станки на новые, чтобы применять современные технологии производства. 

Сложность №3: дефицит качественных материалов

Мебельному производству требуется не только древесина, но и комплектующие из неё, кожа, ткань, фурнитура. Проблемы с их покупкой возникают время от времени у всех производителей. 

Мы производим офисные кресла и диваны. Для их производства используем кожу, которую закупаем у российской фабрики в Вязьме, эко-кожу ввозим из Китая, где у нас есть надёжные поставщики. 

GreenLineМебель

Но у нас возникла сложность с комплектующими из дерева. Их невозможно купить, а деревообрабатывающие производства, выпускавшие нужные нам комплектующие в России, закрылись. Мы были вынуждены организовать своё производство этих комплектующих. Сейчас не зависим ни от каких поставщиков, потому что производим для себя всё сами. 

Сложность №4: нехватка профессионалов

Основной ресурс в мебельном производстве, который находится сейчас в большом дефиците, это профессиональные кадры. В России отсутствуют центры подготовки рабочих специальностей. Специалисты, которыми мы дорожим как драгоценностями, это представители старого поколения. 

Чтобы обеспечить своё производство необходимыми кадрами, мы вынуждены приглашать молодёжь и обучать на производстве всем технологичным процессам. В нашей фабрике GreenLineМебель развито наставничество – прикрепляем молодого специалиста к сотруднику, который обладает всеми необходимыми навыками и опытом. Мы смотрим, насколько человек вовлекается в трудовой процесс, интересно ему это или нет. Стараемся дать возможность поработать в разных цехах. А потом оставляем новичка там, где ему понравилось. Такое обучение длится не менее 2 месяцев. 

GreenLineМебель

Проблема с кадрами существует у всех компаний в России, выпускающих мебель. Но так как всё развивается по спирали, я думаю, что «кадровая яма» будет заполнена новыми силами. Потихоньку условные юристы и экономисты, которых на рынке переизбыток, начинают искать новое применение себе и своим рукам. Они приходят к нам на производство и остаются, в общем-то - это довольно талантливые ребята. 

Сложность №5: проблемы с реализацией

Мебельной компании на первых шагах нельзя распыляться и на качественное производство, и на успешные розничные продажи (без огромного штата). Мы сделали свой акцент на производстве, но этому предшествовала попытка создания розничной сети и работа с дилерами. Мы поняли, что розничная сеть – это отдельный большой бизнес, которым мы сейчас не можем заниматься. Мы сосредоточились на работе с крупными дилерами. 

В России сейчас мебельный рынок развит: существует много компаний с разными ценовыми предложениями. Но, к сожалению, нет такого объёма заказов, чтобы все производители «досыта наелись». Возникает большая и жестокая конкуренция. Побеждает тот, кто обладает хорошей фундаментальной базой, сильным и профессиональным коллективом, хорошей репутацией. Но не всегда. 

Раньше мы активно использовали для продаж сайт госзакупок. Там коммерческие и бюджетные организации выставляют свои тендеры, в которых мы можем участвовать. Но в последнее время описание закупок изначально выглядит как неприемлемое для нас. Например, пишут, что поставки офисных кресел должны быть выполнены в течение трёх дней после подведения итогов. Мы понимаем, что производство офисного кресла занимает не меньше недели, плюс затраты на логистику. Фактически мы отсеиваемся по этому критерию. Раньше таких случаев было не так много, а сейчас – повально. 

И другой пример с госзакупками – заниженная стоимость. Раньше выставляли на тендер розничную цену на мебель. Сейчас компании научились напрямую выходить на производителя, получать от него оптовые цены, и с этими ценами выходят на сайт госзакупок. Получается, что торговаться уже некуда. Поэтому мы часто созерцаем, как проходят тендеры на покупку мебели, но принять в них участие не можем – не хотим рисковать своим качеством. 

Вместо заключения

Несмотря на то, что сейчас мебельный рынок в России испытывает определённый кризис, всё равно он продолжает активно развиваться. Производители становятся более гибкими, приспосабливаются к изменяющимся условиям. Я думаю, что тем, кто хочет работать, клиентов хватит. Важно лишь постоянно развиваться, чтобы оставаться на рынке и быть конкурентоспособным.

Biz360.ru


Читайте также: 

Скидки и распродажи: полезный инструмент или ловушка для бизнеса
Как бороться с сезонным спадом продаж: опыт 15 компаний из разных сфер.
Конкуренция и конкурентная борьба: 10 уроков от предпринимателей-практиков.

08 июля 2019

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов