Денис Башев – владелец дизайн-агентства в Москве, а Евгений Наумов – дизайнер из Саратова. То, что они живут в разных городах, не помешало им запустить совместный бизнес – артель по производству оригинальных сувениров. Если вы видели кружки или футболки с принтами «Глушь» и «Волга Матушка» - это их рук дело. Денис и Евгений относятся к своему небольшому бизнесу вполне серьёзно и в ближайшее время хотят выйти со своими сувенирами в города Поволжья. О том, как заработать на сувенирах в нетуристическом регионе, порталу Biz360.ru рассказали основатели артели «Свиристель».
Денис Башев, 39 лет; Евгений Наумов, 33 года, основатели сувенирной артели
«Свиристель». Денис - дизайнер-предприниматель, основатель дизайн-агентства Dilettant, живёт в Москве. Евгений живёт в Саратове, работает дизайнером в найме. Производство авторских сувениров под брендом «Свиристель» запустили в 2018 году.
Евгений: Саму идею «Свиристели» мы придумали в августе 2014 года, когда Денис приехал в качестве спикера на одно мероприятие в Саратове. На тот момент, кроме стандартных магнитов с надписью «Саратов» и made in China на обороте, из Саратова ничего нельзя было увезти в качестве сувенира.
Денис: В моём случае просто так совпало, что появился Женя, хороший человек, и хорошая идея. Поэтому именно сувениры для Саратова. Хотя я сам приехал в этот город в 2014 году впервые, а себя вообще считаю человеком мира. Тема сувениров мне близка скорее в связи общим понятием странствия. Мне нравится путешествовать.
Евгений: Всё вообще началось с шутки. Многие артисты, выступая в Саратове, часто кричат со сцены – «Привет, Самара!» Путают города, и это очень не нравится местной аудитории. Я предупредил Дениса ещё в такси, чтобы он на своём выступлении не совершил этой ошибки. И он выступал в футболке, на которой написал «Я люблю Самару (зачёркнуто) Саратов».
И потом из этой шутки на футболке у нас в разговоре и возникла идея: делать прикольные сувениры про Саратов. Мы придумали писать на вещах зачёркнутое слово «Глушь» - навеяло известным фрагментом из «Горя от ума» Грибоедова.
- Подалее от этих хватов,
- В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов,
- Там будешь горе горевать,
- За пяльцами сидеть, за святцами зевать.
Денис: Где-то два года мы обдумывали это всё, идея «полежала в столе», а потом оказалось, что она нам всё ещё интересна. Тогда мы разработали для неё уникальный шрифт, придумали название и лого.
Первое, что мы выпустили – эмалированные походные кружки с «глушью». Надпись в зачёркнутом виде получается неоднозначной, каждый видит свой смысл.
Евгений: Сегодня у нас есть три принта: «Саратов», зачёркнутая «Глушь» и «Волга Матушка». Продаются они примерно одинаково.
Денис: Ещё мы подумали, что можно обыгрывать в сувенирах разные городские актуальные мемы или другие популярные истории. До сих пор думаем в эту сторону. Например, мы связывались в этой связи с женщиной, которая владеет правами на песню «Огней так много золотых на улицах Саратова». Хотели использовать оттуда несколько слов – «женатый» и «люблю женатого», сделать с ними парные футболки для супругов. Пока эта задумка ещё не реализована.
Евгений: Чтобы делать качественные походные кружки, мы полгода искали подрядчика. Заказывали тестовые образцы в разных типографиях, отдавали на переделку... У кружек же могут быстро стираться надписи, они могут царапаться. А нужно было сделать их такими, чтобы они пережили множество поездок (это же, по сути, походные ёмкости, которые спустя много лет снова стали модными благодаря хипстерам).
Денис: В частности, была такая проблема: чёрные надписи на белых кружках отпечатывались хорошо, а белые надписи на чёрных получались нечёткими, бледными. Нас это не устраивало, хотя к сувенирам вообще-то бытует отношение как к самому дешёвому, одноразовому товару. Вроде как – ты свою миссию выполнил, подарил, а что будет дальше с этой вещью – всё равно. Поэтому какие-то самые дешёвые футболки из Турции-Китая убиваются после первой стирки.
Евгений: Мы заморочились на качестве. Я, например, лично мыл кружки в своей посудомоечной машине 50 дней подряд, чтобы проверить их на износостойкость. Футболки мы заказываем не в Китае, а на российском производстве, из хорошего трикотажа.
Заморачиваться с качеством, конечно, гораздо более хлопотно, чем просто заказать из Китая что-то дешёвое и некачественное. Для магнитов, например, чаще всего просто заказывается офсетная печать, потом картинка клеится на магнитную подложку – и на этом всё. А наши магниты делаются из плотной качественной бумаги, на которой надписи делаются по технологии высокой печати (то есть буквы получаются как бы вдавленными, объёмными). Для этого я обращался в несколько типографий, которые ещё практикуют высокую печать. Там мне сообщили, что таких магнитов в России нигде больше нет.
При этом эта технология не самая дорогая – она просто не особенно популярная. И хотя наши магниты вполне конкурентоспособны по стоимости – 150-200 рублей за штуку, у нас выходит на них хорошая маржа. А непопулярна эта технология просто потому, что сувенирку очень редко делают российские дизайнеры.
Денис: Пока есть буквально несколько таких случаев, когда кто-то из нашей сферы брался за сувениры для брендов территорий. Это Владимир Черепанов из Новокузнецка, который сделал довольно известный сувенирный бренд I’m Siberian; Владислав Деревянных, создавший бренд Made in Ural; и ещё пара ребят, которые в столице работают над брендом «Москва» (но там в линейке только значки, открытки и магниты). То есть на всю огромную страну есть только эти несколько ребят – и теперь мы.
Евгений: Нельзя сказать, что мы конкурируем. Мы дружим, знаем лично Владимира и Владислава. Последний, кстати, кое-что нам подсказал в процессе нашей работы.
Если говорить о потенциальных покупателях такой продукции, то вряд ли им пришлось бы делать выбор между тем или тем. Сибиряк может купить обложку на паспорт I’m Siberian, потому что имеет отношение к Сибири, а потом съездить в Саратов и привезти оттуда нашу кружку – себе на память или друзьям в подарок. Мы конкурируем скорее с классической дешёвой сувениркой, но всё же находимся с ней на разных полюсах.
Сейчас мы на той стадии, когда хендмейд для удовольствия перерос уже в небольшой бизнес. На данный момент мы делаем кружки, магниты, футболки, металлические значки и недавно начали производить чехлы для смартфонов.
Денис: Все сувениры мы делаем у разных производственных рекламных агентств, всего их четыре. Искали мы их путём проб и ошибок достаточно долго. Для производства вначале заказываются сами предметы (все – на российских производствах: кружки – на Магнитогорском заводе эмалированной посуды, футболки – на саратовском производстве, и т.д.). А потом партнёры наносят на них наши принты, и получаются сувениры. У нас на ярлычке футболок так и написано: «Свиристель» придумана в Саратове, сделана где-то в России. Можно стирать в Волге».
Наши футболки находятся в среднем ценовом сегменте - стоят 1000-1200 рублей за штуку. Цена кружки - 500 рублей, значка – 400 рублей, чехла на телефон – 1000 рублей. Вначале мы запустили футболки и кружки, потом всё остальное.
Сейчас мы активно готовимся к летнему сезону – придумали дизайн для флагов, бейсболок и обложек для паспортов, сделали иллюстрацию, эмоционально похожую на герб Саратова. Ещё хотим начать делать открытки. К лету также изменим модель футболок, сделав их более соответствующими современной моде. Мы вначале создали их приталенными, будем переделывать на оверсайз. В продаже есть размеры от XS до XXL.
Евгений: Футболки у нас в основном покупают девушки. Кружки – чаще мужчины. Остальную продукцию берут 50х50 мужчины и женщины. Самый ходовой товар – кружки. Покупают не только для личного использования, но и в подарок.
Покупают продукцию и жители региона, и гости, а также просто россияне вне столиц (потому что для них надпись «Глушь» в общем-то универсальна). Мы, конечно, изначально смотрели на сувениры шире, чем как на предметы для приезжих – о больших турпотоках в таких городах, как Саратов, говорить не приходится.
Пока мы ни разу не платили за рекламу, но в ближайшем будущем начнём вкладывать в неё 15% выручки. Все саратовские журналы написали о нас бесплатно. Также мы работаем с блогерами по бартеру. Тут есть интересный момент: бывает так, что блогер с 50 тысячами подписчиками прорекламирует наш продукт – и это никак не повлияет на продажи. А есть блогеры с двумя-тремя тысячами подписчиков, и после рекламы у таких к нам приходит от 15 заказов.
Например, сейчас один молодой человек из Саратова, который является инфлюенсером (у него 10 тысяч подписчиков в Instagram), собирается проехать маршрут в 22 тысячи километров на велосипеде по Европе – и «Свиристель» будет одним из спонсоров. Он будет, соответственно, своё путешествие снимать, - и наш бренд будет везде там светиться.
Денис: Наши стартовые инвестиции в проект составили 500 тысяч рублей, мы брали кредит. На данный момент проект вышел в ноль. Если же считать с временными ресурсами, которые мы затратили, выйдет, что на самом деле мы инвестировали около 1 млн. рублей.
Евгений: 500 тысяч рублей в этой сфере – не средства для полномасштабного запуска большими тиражами и сразу. На это бы потребовалось миллиона два. Мы же всё делаем постепенно. На данный момент выпустили 200 футболок, 600 кружек, 3 тысячи магнитов, а чехлов – чуть больше 50. Весь товар пока хранится у меня дома - в коробках.
Денис: Но мы планируем скоро открыть склад, совмещённый с нашей точкой продаж. Сегодня мы реализуем товар через дружественные кафе и гостиницы, всего - в 10 точках. Но основной объём продаётся через наш аккаунт в Instagram.
Наша продукция, наверное, играет на имидж региона, но пока никаких взаимодействий с властями у нас не было. Однако если мы станем больше светиться и расширим ассортимент позиций – почему бы и не посотрудничать на каких-то взаимовыгодных условиях. Дальше будет видно.
Денис: Ограничиваться Саратовом мы изначально не собирались – сразу было понятно, что эта идея может распространиться на всё Поволжье. Отсюда и название «Свиристель» - это птица, которая может перелетать с место на место и везде чувствовать себя комфортно. То есть мы планируем делать сувениры и для других городов. Из ближайших мест, куда мы планируем зайти – Нижний Новгород. Одной ногой мы уже там: в этом городе, как и в Саратове, есть точки кофеен «Кофе это фрукт», и мы там представлены.
Мы не хотели делать проект таким образом, чтобы не есть, не спать, и все силы и средства в него вкладывать. Нас в целом устраивает, что он развивается постепенно и не требует сразу миллионных вложений.
Евгений: С другой стороны, сейчас мы думаем, что развиваться можно было бы и интенсивнее. Но это сложно, поскольку у Дениса своё дизайн-агентство в Москве, у меня же большое количество мероприятий. Сейчас постепенно начинаем ускоряться. В ближайший год у нас в планах увеличивать тиражи наших изделий и находить новых партнёров.
Денис: Мне кажется, было бы круто активно продаваться по всему Поволжью. Просчитать ёмкость ниши вполне реально с учётом тех же турпотоков, но пока мы этого не делали. Думаю, продавать по 1 тысяче каждого наименования сувениров в месяц в каждом городе Поволжья, было бы классно. К этому мы будем стремиться.
Читайте также:
Монстры на заказ: как заработать на реквизите для квестов.
Спасибо, дядя: как построить бизнес на оригинальной авторской идее.
Дело Гончаров: как заработать на производстве посуды для ресторанов.