Вся жизнь – театр: как устроена и на чём зарабатывает сеть детских студий актёрского мастерства

Прочтёте за 4 мин.

«Когда ребята запоминают всегда одинаковую улыбку, получаются плохие актёры»

IT-инструменты, которые использует Илья Златьев

  • Hoolihop
  • Zoom
  • YouTube

Илья Златьев родился на Дальнем Востоке, окончил вуз по инженерной специальности и никогда не подозревал, что однажды начнёт учить детей актёрскому мастерству в столицах, развивать в них креативные навыки и ставить спектакли. Однако так и вышло. Сегодня его сеть детских школ «Я – Актёр!» представляют 54 филиала в разных городах страны. О том, как устроена сеть детских студий актёрского мастерства, предприниматель рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Илья Златьев – 42 года, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель сети детских студий актёрского мастерства «Я – Актёр!». Окончил Московский институт инженеров транспорта (специальность – инженер информационных систем). Запустил сеть детских студий «Я – актёр» в 2008 году. На сегодня в сети работает 54 филиала.

Илья Златьев

Как всё начиналось

Я родился на Дальнем Востоке, на БАМе, и с детства думал о том, чтобы заниматься каким-то собственным делом – даже тогда, когда в стране ещё не было понятия «предпринимательство». Однако после института пошёл работать в «Эльдорадо», потом какое-то время трудился в службе спасения. К 27 годам я окончательно решил, что хочу поменять род занятий – и ушёл в ивент-агентство. 

Первым же проектом, на который я попал, оказался театральный проект в Подмосковье от банка «Возрождение» и компании «Росгосстрах». В течение двух лет в нём приняли участие 9 городов. Задачей нашего агентства было организовать актёрское обучение детей с 1 по 11 классы, чтобы в финале они смогли подготовить и показать спектакль. Обучение шло в процессе учебного года – с сентября по май. 

В каждом городе через кастинг набиралось 80-100 детей. Они делились на восемь групп, каждая из которых готовила свою постановку. В конце обучения проводился смотр с театральным жюри, которое выбирало лучшее представление. Команды-победители от каждого города снова готовили по новому спектаклю – и потом соревновались уже между собой. 

Чтобы собрать пул педагогов для такого обучения, мы обратились в московский театр «Вернадского, 13». Сценарии для спектаклей написали профессиональные сценаристы. Площадки находились легко: в основном это было что-то выделенное местной администрацией, например, ДК.

Я - актёр! 

В первую очередь в том проекте была важна организаторская составляющая. Нужно было хорошо продумать логистику для транспортировки педагогов из Москвы. Требовались помещения, сбор, коммуникация всех участников и чёткое администрирование. Всем этим и занялось агентство. 

Когда проект подошел к концу, оказалось, что у родителей детей остался запрос на такие занятия. Поэтому мы решили продолжить развитие театральной студии в Подмосковье в схожем формате, но уже своими силами. 

Креатив через актёрство

Таким образом, поначалу проект стал ответвлением ивент-агентства. Однако впоследствии он поглотил всю компанию. Схема в плане логистики осталась прежней: педагоги приезжали для обучения в города Подмосковья, занятия проводились раз в неделю. В наших студиях смогли заниматься ребята уже от 3,5 лет. 

Основная идея школ «Я – Актер!» не в том, чтобы все выпускники стали актёрами на постоянной основе. А в том, чтобы через театр дети учились хорошо говорить, взаимодействовать и социализироваться – то есть развивать разные гибкие навыки. 

Фактически то, что преподаётся в наших студиях – это адаптированная под детей версия программы первого курса театральных училищ. Ребёнку дают соответствующие базовые знания. Он учится правильно дышать, запоминать текст, взаимодействовать с партнёром, понимать мотивы персонажа, которого он играет. Это плотная настоящая работа по актёрскому мастерству. Однако задачи поставить побольше спектаклей у нас нет.

Я - актёр! 

Теоретически их можно представлять каждые два месяца. Но это было бы обычным натаскиванием. Дети были бы как роботы, которые просто механически запоминают действия: когда нужно выступить вперёд, куда и когда шагнуть и какую реплику в какой момент произнести. А когда ребята запоминают всегда одинаковую улыбку, испуг тоже показывается однотипно – так получаются плохие актёры. 

На наших занятиях дети работают как вместе, так и в формате одиночных и парных этюдов. Им ставят дикцию и интонацию. Идёт изучение так называемой «памяти физических действий». У взрослых мы называем всё это креативом. Вот чтобы он возник, нужно развивать воображение в детстве. 

Разделение школ

Когда мы только выходили на рынок, такой формат обучения для детей в Москве уже работал. Поэтому поначалу мы думали, что пробовать развиваться в столице нет смысла. Но потом оказалось, что сильных конкурентов в Москве не было – и мы стали открываться и там. 

С педагогами была такая загвоздка: нужны были опытные, но при этом не утратившие интереса к работе с детьми. Поначалу мы находили их методом проб и ошибок, а в итоге запустили собственный курс переобучения преподавателей – чтобы они начинали у нас работать максимально подготовленными.

 

На сегодня для запуска одной школы на 80 квадратных метров в Москве потребовалось бы около 6 млн. рублей. Для набора штата нужно понимать, что педагоги почти нигде не работают фултайм – поэтому речь идёт про почасовую оплату. В Москве преподаватели берут в среднем 2 тысячи рублей в час. Это, пожалуй, основные затраты на запуск такого проекта, но также нужно учитывать, что потребуется хорошее продвижение: ниша уже достаточно заполненная и конкуренция высока, особенно в Центральной России. 

В 2012 году наш проект разделился на два: я поделил бизнес с партнёром – моей бывшей женой. Она продолжила развивать его в Москве и Московской области под новым брендом «Дети Райка», а я уехал заниматься им в Санкт-Петербурге. 

Маркетинг и продвижение

Когда мы запустили студии как свой проект, стоимость месяца занятий составляла 4200 рублей, занятия шли два раза в неделю по 2 часа. Сегодня цена зависит от разных факторов и составляет от 4400 в регионах до 8500 в особых местах с дорогой арендой. 

Интернет-продвижения в его нынешнем понимании тогда не было, поэтому для поиска клиентов приходилось развешивать объявления и ходить по школам. Это было достаточно эффективно, группы наполнялись. 

С развитием интернета, конечно, появился сайт и его продвижение, а также сообщества в соцсетях. После февральских событий в нашем инста-аккаунте осталось около половины пользователей. Это проблема, поскольку, как известно, теперь заходить в эту заблокированную в России соцсеть можно только через VPN – а значит, таргетинг на таких клиентов становится невозможным. С проблемой пока особо ничего не сделать – поэтому просто продолжаем публиковать контент, как раньше.

Я - актёр! 

В продвижении сегодня важно также то, что в разных регионах страны популярны разные средства коммуникации. Например, в Нижнем Новгороде нам не удалось создать родительские чаты в Whats App – весь этот регион активно использует Viber. Санкт-Петербург же, поскольку это родина «ВКонтакте», активно пользовался им, а уж теперь и подавно. 

Поэтому мы продолжаем вести разные соцсети параллельно, ими занимается отдел SMM. У студии всегда есть много того, что можно подать как визуальный контент. И именно из соцсетей к нам идёт основной поток клиентов. 

Что дальше

То, как отразится происходящее в мире с весны этого года на нашем проекте, станет ясно уже осенью. Именно тогда мы проводим набор на обучение. Так сложилось, что когда весной мир начал стремительно меняться, у нас подходил к концу очередной учебный год, а сейчас идут каникулы, так что никаких рекламных кампаний мы не ведём. Что будет осенью – посмотрим. 

Однако мои планы позитивны. С сентября мы открываем две точки по франшизе – наш проект возвращается в Москву. Мы успели откатать схему удалённого контроля за франшизами в 15 городах, её стоимость сегодня составляет 490 тысяч рублей для регионов и 790 тысяч – для Москвы. 

На сегодня у нас работает 54 филиала школы в разных городах страны. Некоторые из них выходят на полную загрузку ко второму году (достигают показателя 13-15 детей на группу).

Илья Златьев

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

03 августа 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов