Современные компании работают в условиях турбулентности. Предприниматели постоянно сталкиваются с новыми вызовами и проблемами, растущей конкуренцией, изменениями в поведении клиентов. Если своевременно не обнаружить «узкие места» в своём бизнесе и не устранить их, то можно отстать от конкурентов или даже уйти с рынка. О том, как понять, что настало время перемен в компании, предприниматель Мария Брезинская рассказала порталу Biz360.ru.
Мария Брезинская – предприниматель, бизнес-консультант, тренер по личностному росту, траблшутер (специалист в разрешении проблем и споров). Реализовала более 3000 бизнес-проектов. Автор книги «Иди туда, где страшно». Ведёт телеграм-канал «PROБизнес».
Бизнес, не зависимо от его размеров, непрерывно адаптируется к новым условиям. Предприниматели знают, что важно распознавать первые сигналы, когда их компания нуждается в переменах. Если игнорировать признаки, которые указывают на необходимость трансформации, то последствия могут быть печальными. Проактивная политика компании помогает получить конкурентное преимущество и своевременно справляться с трудностями.
В бизнесе есть такие зоны, которые довольно часто нуждаются в изменениях. Это значит, чтото предприниматель должен уделять им особое внимание.
Колебания в финансовой модели
Если доход снижается и компания теряет эффективность или вообще терпит убытки, то это сигнал о том, что текущая стратегия не работает – необходимо пересмотреть финансовую модель. Она включает в себя источники прибыли и основные статьи расходов, а также показывает влияние разных факторов на финансовый результат компании.
Обычно финансовую модель составляют ежегодно, и предприниматель, анализируя её, может понять, какой потенциал бизнеса не используется, а какие действия стоит прекратить. Кроме того, предприниматель может сделать вывод о том, что следует поменять в финмодели, чтобы получать больше заказов.
Например, новые клиенты приходят из одной соцсети. При этом, охватность контента в этой соцсети на уровне 3%. Если увеличить её до 5%, то динамика улучшится. Самое важное в финмодели – корректно выстроить взаимосвязи показателей.
Появление новых конкурентов
Любое изменение в конкуренции – сигнал для бизнеса. Периодически следует мониторить финансовые показатели конкурентов, чтобы понимать, успевает ли ваша компания за ростом рынка. Возможно, начинают повышаться ставки на уровне обслуживания клиентов либо пришло время выпустить новый продукт или услугу. Необходимо провести изменения в бизнесе, если количество игроков на рынке значительно увеличилось, или они внедрили инновации, которых у вас нет.
Появление новых технологий или оборудования
Стоит регулярно оценивать технологии и процессы, используемые рынком. Если предприятие не успевает за трендами или использует устаревшие процессы, то это может стать препятствием для развития.
Ухудшение отношений с клиентами
Понять, что ваш бизнес столкнулся с этой проблемой, можно по нескольким признакам. Когда начинают поступать жалобы от клиентов, сокращается количество повторных покупок, появился массовый отток потребителей. В этих случаях нужно пересмотреть взаимодействие с аудиторией.
Проведите анализ
Проанализируйте текущую ситуацию в компании, чтобы выявить области, которые требуют изменений. SWOT-анализ поможет оценить сильные и слабые стороны компании, выявить потенциальные возможности, угрозы. Лучше всего проводить его ежегодно и ситуативно, например, при запуске продукта или во время кризиса.
Разработайте стратегию изменений для бизнеса
В определённый момент, возможно, придётся пересмотреть свою стратегию, изменить выбранные направления, добавить новую услугу. Чтобы сохранить свою позицию на рынке, нужно постоянно следить за трендами, последними тенденциями, внедрять инновации. Определите цели, которых вы хотите достичь с помощью изменений, разработайте план действий и дорожную карту для реализации проекта.
У рекламного агентства «БукваДел» в период пандемии резко сократилось количество заказов на производство наружной рекламы. Чтобы сохранить рабочие места и улучшить финансовые показатели, компания решила внедрить новый продукт – услуги в сфере консалтинга и цифрового маркетинга. Сотрудники агентства начали разрабатывать для клиентов маркетинговые стратегии, создавать контекстную рекламу, проводить креативные онлайн-кампании. Выручка увеличилась почти в два раза.
Вовлекайте сотрудников в процесс изменений
От команды зависит множество факторов, которые либо приведут к успеху, либо затормозят развитие бизнеса. Если сотрудники замотивированы и ориентированы на развитие компании, то они способны трансформировать её. К сожалению, только 22% российских работодателей регулярно измеряют показатель вовлечённости сотрудников. Остальные считают, что этот фактор не влияет на эффективность бизнеса.
Помните, что не все люди открыты к новым идеям и готовы их моментально поддерживать. Создавайте коммуникационную среду, где менеджеры и собственники бизнеса будут совместно генерировать идеи, обеспечьте поддержку персоналу.
Непрерывно обучайтесь и развивайтесь
Регулярное обновление знаний и навыков – необходимый процесс для развития не только личности предпринимателей, но и компании в целом. Обучение позволяет быть в курсе новых организационных методов, быстрей адаптироваться к переменам, усилить мотивацию персонала.
Прохождение курсов и семинаров расширяет сеть контактов, открывает возможности для новых коллабораций. Регулярное изучение рынка, обучение новым навыкам, улучшение сервиса и современных технологий на регулярной основе позволит легче адаптироваться к переменам, держать руку на пульсе и переходить на новые уровни.
Как бы эффективно предприниматель не выстроил бизнес-процессы на старте, со временем придётся вносить в них изменения. В управлении бизнесом не должно быть места консерватизму. Закостенелость мешает развитию, поэтому нужно всегда быть готовым к переменам и не бояться их.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook, аккаунт в Instagram и канал на «Яндекс.Дзен».