В 12 лет Александр Казаков выучил первые аккорды на гитаре – чтобы играть песни «Кино» и «Наутилуса». Скажи ему кто-нибудь тогда, что так он сделал первый шаг к своему бизнесу, который сейчас приносит не только удовольствие, но и хороший доход, он бы не поверил. Но сегодня это реальность: в школе музыки Александра Казакова Guitardo занимаются сотни человек, а недавно он запустил франшизу. В общем, бизнес идёт как по нотам. О том, как заработать на желании людей петь и играть на музыкальных инструментах, порталу Biz360.ru рассказал основатель школы Guitardo Александр Казаков.
Александр Казаков, 29 лет, основатель школы музыки
Guitardo. Родился в Самаре, где окончил музыкальную школу и Самарское музыкальное училище имени Шаталова. Затем уехал в Москву, окончил академию имени Гнесиных. Создал свою методику обучения игре на гитаре. Школа музыки Guitardo открыта в 2014 году. Средний оборот в месяц – 5,5-6 млн. рублей.
Я играю на гитаре с 12 лет. Друзья играли на гитаре во дворе, мне понравилось, хотел научиться исполнять свои любимые песни. Первые песни учил по песеннику начала девяностых – «Звезда по имени Солнце», «Группа крови» и т.д. А ещё – «Изгиб гитары жёлтой», «Постой, паровоз, не стучите колёса».
Мама у меня профессиональный музыкант – домра, балалайка. Она до сих пор преподаёт. Папа по образованию инженер-программист, но и он играл на гитаре. Так что и это повлияло.
Тогда же, в 12 лет, я начал преподавать. Брал за это деньги – 50 рублей за занятие. Я и бесплатно много чего делал. Но если человек говорит: «Я хочу освоить это и это», и я понимаю, что на это нужен минимум месяц… Обучение - энергетический обмен, и деньги часть этого энергетического обмена. Конечно, в 12 лет я не думал об энергетическом обмене, не думал о коммерции, но, естественно, я понимал, что деньги – это хорошо. Так что оплата за труд - для меня это тогда было абсолютно естественно.
У меня было всего четыре ученика, они ходили ко мне год-полтора. Они все и сейчас играют. Не профессионалы, но они читают ноты, не только играют песни по аккордам. Если встречаемся, то говорят тёплые слова. Вот с 12 лет я и преподаю, и учусь одновременно.
Учиться играть - это ведь процесс бесконечный.
Музыка очень быстро затянула. Примерно через месяц я понял, что песни – это ещё не всё, есть и классическая музыка. Поступил в музыкальную школу. Ушёл в классическую музыку, и следующие 14 лет занимался только ею.
В музыкальной школе я отучился четыре года, мне выдали диплом о том, что я прошёл весь семилетний курс. Поступил в училище. Очень быстро развивался в музыкальном плане. Играл на гитаре каждый день, готовился на конкурсы, занимался по 6-14 часов ежедневно. Не потому, что кто-то меня заставлял, а потому что это был для меня чистый кайф, я вот так самовыражался. Концерты, выступления, я много ездил.
В 20 лет я закончил училище. И с этим дипломом решил поступать в академию Гнесиных – самое лучшее место в России, где могут научить дальше играть на гитаре. Я с лёгкостью поступил, несмотря на большой конкурс. А вот следующие пять лет были немного такие… Я перестал видеть для себя энергию в творчестве.
Поступая в «Гнесинку», я хотел заниматься серьёзной классической музыкой. Видел своё будущее таким: концертирующий гитарист, из тех, чьих имён широкие массы не знают, на чьи концерты приходят 20-30 человек и слушают очень серьёзную классическую музыку для гитары. Это очень профессиональные вещи. И очень непопулярные. Я понимал, что классической музыкой серьёзные деньги заработать трудно.
Хотя вообще музыкой заработать можно. Переехав в Москву, я первым делом сразу устроился на работу в музыкальную школу. Через несколько месяцев у меня стали появляться частные ученики. Три года прожив в Москве, я имел десять учеников в школе и двадцать частных, к которым ходил по домам. Я мог себя прокормить и даже ездил путешествовать.
В 2013 году, когда начался пятый курс, меня осенило: я понял, что такого бонуса как общага в моей жизни скоро не будет. Нужно как-то заработать на съёмную квартиру.
Мысль о музыке даже не пришла мне в голову. Я не думал, что на этом можно зарабатывать больше, чем давало репетиторство. Это было настолько вне моей картины мира…
Пробовал торговать кубиками Рубика, которые возил из Китая. Занимался организацией концертов – мы играли в кафе, ресторанах. Шил плечевые ремни для гитар и кофров: увидел прототип канадской фирмы, посчитал, понял, что могу сделать на треть дешевле. Взял машинку в аренду. Шить, конечно, не умел, на ходу учился. Первый ремень сшил сам и продал его, а потом по моей схеме шили люди, которых я попросил. В общежитии было целое производство. Однажды директор обнаружил наш «цех», забрал всё оборудование, и мне пришлось к нему идти объясняться, а потом мы экстренно, за одну ночь, дошили в моей комнате весь материал, и на этом эта история закончилась.
Часто, если мы хотим что-то сделать, в том числе денег заработать, особенно в первый раз, мы начинаем совершать неадекватные действия: ищем сложные пути. Даже когда я пытался продавать кубики Рубика и шил ремни для кофров, всё равно 80 процентов средств на жизнь я зарабатывал на обучении. Надо было сразу думать, как это оптимизировать, как сделать лучше. В конце концов, так и получилось.
Преподавая, я писал свою методику. Я видел, что, хотя меня учили классической гитаре и во всех школах преподают классическую музыку, но люди на самом деле хотят совершенно другого. Люди хотят играть известные песни, чтобы себя радовать, близких удивлять и вообще прекрасно проводить время. К четвёртому-пятому курсу я свою методику структурировал и преподавал только по ней.
Если в двух словах, то она заключается в том, чтобы учить не ноты, а песни. Чтобы у человека возник интерес. Иначе человек быстро разочаруется и него возникнет глупая мысль: «Музыка – это не моё». А на самом деле преподаватель был не тот, или метод не тот, а музыка – она для всех. Вот в этом состоит основная идея. А дальше, в процессе, нужно так структурировать материал, чтобы людям было интересно его проходить.
Методику я делал для себя, чтобы удобнее было преподавать. Коммерческой идеи не было. Но когда все другие коммерческие идеи прогорели, я подумал – почему бы и нет?
Я решил позиционировать себя как музыкальную школу. Придумал название – Guitardo. Guitar – это понятно, а do – это по-английски «делай», у японцев – «путь», а ещё это и нота «до», в общем, смыслов тут очень много. И само слово Guitardo звучит очень прикольно, музыкально.
Через «ВКонтакте» и по телефону я приглашал людей на занятия в школу музыки Guitardo. Я был в роли администратора: «Приходите к нам в школу, там будет педагог», но не говорил, что это я и есть педагог. С 5 марта 2014 года начал работать. Помещения не было. Люди шли в школу музыки, а попадали в общагу. Я их встречал на первом этаже. Конечно, когда человек приходил в общежитие, возникал некоторый когнитивный диссонанс – а школа-то где?! Но тут я включал мастерство общения, улыбку…
Сначала занятия были индивидуальные. Но людей приходило больше, возникли проблемы в общежитии.
В конце марта моя знакомая Катя (в будущем моя супруга) сказала, что у неё съехала соседка, а её комната оплачена ещё на месяц. Катя сказала, что я могу поселиться в этой комнате – жить и преподавать. Там я уже организовал групповые занятия. Работал по-прежнему один: до двух звонил, приглашал на занятия, с двух до одиннадцати преподавал.
Для продвижения сделал себе сайт. Так как я в этом не понимал, то сначала нашёл в интернете бесплатные конструкторы, что-то слепил. Потом нашёл одностраничники. И уже пошёл этим путём.
Соседи три месяца терпели, а потом начали жаловаться. Из квартиры мы переехали. Я нашел помещение - 100 квадратных метров, четыре кабинета (потом сделали ещё пятый). Это был большой риск. Вложил всё, что заработал.
Я понимал, что надо больше работать над продажами, над привлечением клиентов. Но всё моё время было уже загружено – я же сам у себя был единственный преподаватель. И я же не мог одновременно быть во всех четырёх кабинетах. Позвонил своим соседям по общаге и сказал: «Я помещение снял, школу делаю, приходите, у меня есть ученики, давайте попробуем». Они все работали в музыкальных школах, но как раз было лето, и на это время они пришли ко мне. А потом в итоге все из своих школ уволились, остались работать только в Guitardo.
Мы четвёртый год работаем, и четвёртый год растём во всех смыслах. Сначала мы обучали только игре на гитаре. Сейчас добавились уроки вокала, игры на укулеле, ударных, других инструментах. Люди просили: закончили обучение на гитаре, а желание заниматься есть. Спрашиваем: «А что интересно?» «Вот, вокал». Мы говорим: «Подождите пару дней», через пару дней перезваниваем – вот педагог, через неделю стартует курс. За это время писали методику и запускали курс.
Спрос должен получить предложение. Клиента упускать нельзя, тем более, если он уже у тебя занимается – надо ему что-то новое предлагать.
Люди поют – значит, мы создали продакшн-студию Guitardo Records, лейбл, на котором записываем песни наших студентов, делаем аудио и видеоклипы. Сейчас мы смотрим в модную сторону, нас интересуют молодые неизвестные рэп-исполнители, разных возрастов. У нашего клипа EXPERT ft. SWAGGHA – «Дисс на Николая Соболева» сейчас на YouTube больше шести миллионов просмотров. А рэп читает девочка восьми лет.Людям нужны инструменты – мы открыли магазин, где продаются инструменты хороших марок.
Два с половиной года назад мы зарегистрировали ООО «Guitardo» и товарный знак, получили образовательную лицензию. Это было нелегко. Можно было остановиться на том уровне, на котором мы были, он был комфортный, классный. Но основное удовольствие от деятельности получаешь, когда к чему-то стремишься.
Три с половиной годы мы кочевали по Москве. В 2017 году школа занимала три разных помещения. И у меня в голове крутился образ - музыкальный особняк! И в этом году мы её реализовали.
Нашли большое помещение на метро «Чистые пруды», сделали ремонт. У нас там магазин, концертный зал на 80 «квадратов», репетиционная база, студия звукозаписи и больше 20 кабинетов. Просто обалденное место, и это цель, к которой мы шли.
В основе нашей методики групповые занятия. Если люди начинающие, нет большого смысла с каждым в отдельности одно и то же повторять. У начинающих у всех проблемы общие. Для нас, как для педагогов, было решением проблемы посадить в один класс несколько человек. Но и для людей это оказалось интересно. Занятия дают эмоциональный подъём, энергию. А в группе энергии гораздо больше.
Наши студенты - люди разного возраста. Мы находимся в центре, публика у нас – менеджеры, работающие люди среднего возраста. Студенты есть, но их немного. В основном учатся с нуля. Для других – что-то новое попробовать. С каких песен начинают? В наших учебных пособиях, которые формируются, исходя из спроса, чаще всего встречается «Сплин» - «Выхода нет».
Для многих наша школа - исполнение давней мечты. Например, у нас занималась Анна Семёновна, ей было 84 года. Она захотела петь. Сказала, что мечтала учиться пению семьдесят лет. Хотя она ходила в группу с молодёжью, её это не смущало. Работала она в своём темпе и была очень рада исполнению мечты.
Люди вообще бывают разные. Например, мужчина пришел на пробное занятие и сказал, что придти именно в этот день именно к этому преподавателю ему велел его астролог!
У нас учатся и люди с ограниченными возможностями. Однажды на гитару пришла девушка, у которой не было руки по локоть! Оказалось, она сама придумала, как играть без руки: взяла резиночку, привязала к локтю медиатор и играла вместе со всеми.
На фортепиано и на барабанах занимается парень - он после аварии, в которой повредил позвоночник, из-за чего у него проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Но упорно занимается, сам себя вытаскивает из сложной ситуации.
Если говорить о конкуренции, то, когда мы стартовали, в Москве было четыре школы. Сейчас их больше двадцати. Они разного объёма, есть такие, где один кабинет или один педагог. Но есть и большие. Но мы активно набирали обороты, и это стимулировало весь рынок целиком: глядя на нас, люди начали копировать – сайт, наши предложения, так что рынок подрастает, мы его тянем.
Иногда спрашивают, не боюсь ли я, что украдут нашу методику. Но мы её не скрываем, она в открытом виде. Есть методика, а есть обучение методике для педагогов. Это важнее. Любую программу можно скопировать, но это далеко не всё. Потому что в таком объекте, как школа, работает не только то, чему учить, но и то, как учить. И наоборот. Всё должно быть слаженно – от маркетинга до методологии. И только тогда это работает как надо. Отдельную часть можно скопировать, а целиком скопировать нереально.
Сейчас у нас в школе больше 20 педагогов. Студентов летом было 400 активных, а в пиковое время – 600-700 человек, которые ходят постоянно. Занятия идут по нескольким направлениям - гитара, укулеле, барабаны, фортепиано, вокал.
Месяц занятий два раза в неделю по полтора часа стоит в среднем 9 тысяч рублей. Это может быть чуть выше, чем где-то ещё, но сервис, который получают люди в Guitardo, лучше. Первое пробное занятие бесплатно. Помимо просто уроков наши студенты получают концертный зал, магазин, квартирники, студию – всё под боком, максимально творческая атмосфера, это людям нравится, поэтому они выбирают нас. Есть абонементы - на три, шесть, двенадцать месяцев, есть и на два года – за 200 тысяч рублей. Есть рассрочки.
Наше новое здание мы пока арендуем. Это съедает много средств. Конкретную цифру говорить не хочу, скажу так: больше 500 тысяч, но меньше миллиона. Четверть оборота школы съедает фонд заработной платы. Оборот – в среднем по году 5,5-6 млн. рублей в месяц, но доходил и до 8,6 млн. рублей. В 2016 году прибыль доходила до 8 млн. в год.
Что можем - оптимизируем. Например, чем больше становилась школа, тем больше становился объём одинаковых действий, которые необходимо совершить. Организационная сторона - клиенты, звонки, заявки, контроль за оплатой, кто сколько занятий посетил, оповещение клиентов об изменении расписания, и ещё огромная куча всего – 2,5 года назад я понял, что эти процессы надо автоматизировать, иначе придётся держать полк администраторов. На рынке ничего подходящего мы не нашли. И решили написать свою ERP-систему. Это наше ноу-хау. У нас теперь двое администраторов, которые работают посменно, а без программы их было бы как минимум восемь.
Эта программа легла в основу нашей франшизы, которую мы сейчас продаём. Программа позволяет из одного места видеть все наши школы и ими управлять.
Как только мы достигли нашей цели и переехали в «музыкальный особняк», то сразу включили новую цель, которая называется «большая сеть» – запустили продажу франшиз. Буквально за три недели. Начали с августа. Дл продажи франшиз мы создали новое юрлицо – ООО «Академия До», там у меня есть партнёр.
Франшиза стоит 1 млн. рублей, и ещё миллион надо вложить в запуск. Роялти – 5% от оборота. Срок окупаемости – семь-восемь месяцев. Оговаривается, какое должно быть помещение – рекомендуемый формат 80-100 квадратных метров, три-четыре кабинета. Штат педагогов формируется постепенно. Основные направления – гитара, вокал, фортепиано. Это мы запускаем в первую очередь. Возможно, дальше барабаны – это зависит от амбиций франчайзи. Основа франшизы – наша программа управления. Также мы даём нашу методику и ряд других наработок.
Самые быстрые партнёры в Курске – они уже открылись 7 сентября. В сентябре мы запустим ещё семь франшиз: по одной в Челябинске, Ижевске, Питере, и три в Москве. Всего в Москве будет пять школ Guitardo.
Я уже три года не преподаю, сейчас я больше руководитель и предприниматель. Я постоянно учусь, это моё любимое занятие.
В 2014 году, когда я только подумал, что надо создавать бизнес, начал смотреть разный бизнес-контент в интернете – вникал в маркетинг, продажи, управление, продвижение, узнал, что такое таргетированная реклама и как с ней работать. Появляется вопрос - можно посмотреть онлайн-ролик, взять консультацию, курс какой-то, прийти в другую школу посмотреть. Требовалось решить вопрос по бухгалтерии - чему-то сам учишься, берёшь консультации, по каким-то вопросам ищешь бухгалтера. Когда нужно было организовать отдел продаж, нашёл курс в интернете, прочитал, пошёл учиться, внедрил.
Мне нужно движение. Как только я останавливаюсь, то начинаю грустить. Я привык к загрузке в 14 часов в сутки, и когда загрузка 10 часов, я не в своей тарелке. Идеальные моменты, которые мне больше всего нравились, это когда я работал по 20 часов в сутки. Да, ты устаёшь, и человек не может в таком состоянии существовать долго. Но ты настолько заряжен от деятельности, которая тебе нравится… Возникает чувство потока, и ты не воспринимаешь это как работу, ты просто живёшь, это твоя жизнь, в этом и есть кайф.
Естественно, я не ожидал, что всё пойдет в этом направлении и дойдёт до такого масштаба. Если бы четыре года назад мне сказали: «У тебя будет школа с оборотом шесть миллионов в месяц и ты будешь продавать франшизы за миллион», я ответил бы, что это нереально. Но сейчас я как человек изменился, и сейчас для меня это абсолютно нормально. Отдаю себе отчёт: я это сделал, я способен - и ставлю следующие цели. Они пока вне моей реальности. Но я думаю, что поменяю себя, чтобы получить эту новую реальность.
Я постоянно исполняю свои мечты. Одна из первых – поехать на Сицилию и забраться на Этну. В первые же три месяца запуска школы я это сделал. В целом мечт и целей много, они постоянно исполняются. Наша мечта и цель - до нового года открыть 70 школ. Это то, что меня зажигает и заставляет работать по 20 часов в сутки.
А в целом мне важно путешествовать, быть свободным, открывать школы. Быть полезным человечеству...
Читайте также:
Лейся, песня: как построить бизнес на уроках вокала.
Самый первый танец: как заработать на свадебных вальсах.
Звучный бизнес: как заработать на музыке для ресторанов и кафе.