Сыроедение, вегетарианство, веганство – системы питания, чья идеология основана на определенных ограничениях и пользе для здоровья, стали довольно популярным в России явлением. Не остались в стороне от тренда и предприниматели – во многих регионах возникли небольшие предприятия, выпускающие продукцию для сыроедов, вегетарианцев и веганов. Одна из таких компаний – самарская лавка-пекарня «Зерно». Относительно нестандартный для Самары формат фуд-бизнеса запустили Максим Объедков и Юлия Кузнецова.
Максим Объедков, Юлия Кузнецова – сооснователи и идеологи лавки-пекарни «Зерно» (Самара). До этого проекта Максим работал шеф-поваром в чайном клубе «Чайковский» и был основателем первого в Самаре заведения вегетарианской кухни «VegGo»; Юлия работала в сферах копирайтинга, журналистики и PR. В 2012 году Максим и Юлия вместе с друзьями Денисом Гавриловым и Григорием Волковым основали продовольственную артель «Русская печь», специализировавшуюся на приготовлении заквасочного хлеба по исконно-русским рецептам. На основе артели в январе 2015 года был запущен проект «Зерно».
Юлия Кузнецова.
Юлия: Мы знали друг друга, общались. Максим разрабатывал вегетарианское меню ресторана «Чайковский». Я занималась выпечкой на заказ. Училась всему сама, на дому. Первый опыт был в съемной квартире - очень понравилось. Буквально спала на мешках с мукой. Училась делать закваску. Получилась с третьего раза. Потом часть раздала – слишком много вышло. Постепенно научилась печь хлеб по старинным русским рецептам. Бездрожжевой хлеб делается долго – приготовление проходит в три этапа. Руки привыкли, и я стала проводить мастер-классы: в общей сложности их посетило около 70 человек.
В какой-то момент Максим и я в своей деятельности уперлись в потолок: хотелось сделать так, чтобы хобби приносило хорошие деньги и стало бизнесом. Максим предложил объединиться – и поехали. Решили открывать изначально не кафе, а только пекарню. Если такая кухня приживется – будет иметь смысл развиваться дальше. Мы хотели начать заниматься правильным, полезным для всех делом, которое бы приносило благо, формировало культуру питания.
Удачно сняли помещение в здании неработающего завода. Площадь максимально подходящая: здесь изначально пространство планировалось под столовую. Даже оборудование было, которое, правда, мы выкатывали своими силами. Затем сделали ремонт. После отправились за техникой и инвентарем.
Максим: Повезло с поставщиками, которые были готовы отдать все за более чем умеренную цену в связи с ликвидацией. Их закрытие стало для нас спасением.
Сейчас у нас есть хорошая промышленная электрическая печь, несколько холодильников, морозильные шкафы, много столов, полок, стеллажей - для хранения сырья и готовой продукции. Огромная мясорубка и овощерезка. Очень много посуды, инструменты. Для выездных мероприятий закупили бойлеры и термосы.
Юлия: открытие пекарни нам обошлось в очень вменяемые деньги - около 300 тысяч рублей. Если бы не удача – ушло бы порядка 800 тысяч. Инвесторов не привлекали: вложили личные сбережения, часть денег заняли у знакомых.
Деньги мы вложили в проект не одномоментно. Постепенно докупали какие-то необходимые вещи от прибыли с мероприятий. Сейчас мы можем спокойно сказать, что пекарня укомплектована.
В ассортиментной линейке пекарни «Зерно» - различные виды бездрожжевого хлеба, постные вегетарианские пироги и коврижки, различная этно-выпечка (самосы, лепешки-паратха и т.д.), блюда индийской кухни.
Максим: Юля у нас пекарь, а я – повар-универсал.
Сыроедческий слоеный ореховый торт.
Юлия: наша целевая аудитория – взрослые люди - от 25 до 60 лет, задумывающиеся о здоровом питании. Количество желающих попробовать сыроедческие блюда постоянно увеличивается. Постепенно к нам присоединяются и мясоеды, потому что им нравится вкус блюд, несмотря на отсутствие многих привычных им ингредиентов. Мясоеды чаще всего выбирают сладости. Людей, которые ограничивают потребление мяса, тоже все больше. Мне кажется, что это связано с популяризацией данного направления питания. Реклама о нас распространяется по принципу «сарафанного радио».
Максим: Еще мы ориентированы на тех, кто занимается йогой, увлекается вегетарианством или голоданием. Их количество тоже постоянно растет.
Юлия: Своей стационарной точки у нас на данный момент нет. Есть несколько магазинов, куда мы привозим свою продукцию. И еще мы принимаем участие в различных фестивалях в Самарской области - «Протока», «Барабаны мира», «Ресторанный день» и т.д.
Этим летом мы в качестве эксперимента ставили шатер на набережной. Поняли, что идея удачная. Вскоре появится своя сеть кондитерских и кафе. Но начнем с витрины в торговом центре, где люди смогут попробовать продукцию и постепенно привыкнут к тому, что сыроедение – это нормально. Если идея будет удачной – откроем несколько точек. Сейчас мы работаем в данном направлении, ищем подходящее место.
Некоторые цены на продукцию пекарни «Зерно»: пшеничный бездрожжевой хлеб с чесноком и итальянскими травами (1000 гр.) – 120 рублей; ржаной бездрожжевой хлеб с кориандром и тмином (1200 гр.) – 180 рублей; круглый заливной пирог с цукини, томатами и брынзой – 600 рублей; медовый рулетик с орехами, корицей и фиником (95 гр.) – 180 рублей; сыроедческий ореховый торт (225 гр) – 200 рублей.
Максим: Производство окупилось за лето. Мы часто были на фестивалях, где хорошо заработали. Поначалу не хватало рук и профессионализма в плане представления бизнес-процессов. Концепции работы пекарни мы не создавали – не считали, что это важно и нужно. За прошедшее время мы уже поняли, что без понимания каких-то бизнес-процессов открывать свое заведение не имеет смысла, поэтому активно ходим на различные бизнес-тренинги, учимся создавать концепты.
Сейчас у нас цель – выйти на стабильную прибыль. Будет сделан упор и на PR: планируем продвигать группу «ВКонтакте» для того, чтобы повышать количество индивидуальных заказов. Ну и попробуем там напоминать о себе регулярно, приобретать постоянных клиентов.Бездрожжевой хлеб из цельнозерновой и гречневой муки.
Как заработать на пряниках-козулях.
Как построить бизнес из деталей детского конструктора.
Как заработать на доставке диетического питания.