Серебряные и золотые обручальные кольца, серьги, браслеты и подвески сибирского ювелирного бренда Taiga украшают людей по всей России, а некоторые укатили за границу и радуют жителей других стран. Основала «Тайгу» графический дизайнер из Томска Анна Игнатенко. Собственно, вся мастерская – это и есть Анна: пока она работает одна, но надеется вскоре собрать команду. О том, как развивать свой бизнес на сверхконкурентном рынке, порталу Biz360.ru рассказала Анна Игнатенко.
Анна Игнатенко, 30 лет, предприниматель из Томска, основатель ювелирной мастерской
Taiga. Родилась в Северске (закрытый город-спутник Томска). В 2010 году окончила Томский государственный университет по специальности «графический дизайн». После окончания вуза работала в ювелирной мастерской. Собственный бренд Taiga запустила в 2017 году.
«Мне всегда нравилось творчество, и как раз в год моего выпуска из школы в Томском госуниверситете открылось новое направление - графический дизайн. Я отучилась, но поняла, что бесконечное сидение за компьютером и щёлканье мышкой с утра до вечера - скучновато. Гораздо интереснее было делать что-то своими руками», - рассказывает Анна Игнатенко.
Ещё в годы учёбы в университете Анна делала себе и подругам серьги и браслеты. А к моменту окончания вуза, когда девушка уже понимала, что работать в офисе не будет, появилась возможность попасть в ювелирную мастерскую.
«Я знала, что у отца моей одногруппницы есть ювелирная мастерская, и очень долго просила, чтобы мне разрешили попробовать. Была настойчива и уговорила его взять меня в ученики. Всему, что знаю, обучалась на практике», - говорит Анна.
Девушка росла как ювелир в особой среде. В томском академгородке, где находится мастерская, собрался целый ювелирный коворкинг. Помещения там арендуют ювелиры, которые специализируются на различных направлениях: «литейщики», «каменщики» и т.д.
Конечно, книжки по этой теме тоже читались, но на теории далеко не уедешь, считает Анна: «Какая в ювелирном деле теория? Теория там простая: есть формула, по которой просчитывается соотношение металла. Но тому, как металл разлигатурить - то есть получить то или иное золото, желательно учиться на практике. Даже если узнаешь что-то в книжке, нужно сразу это опробовать».
Вообще, ювелир - далеко не женская профессия, говорит Анна. «В первую очередь, из-за того, что эта работа требует много сил. Это очень грязная работа: абразивы летят в разные стороны, всё шумит. Оптимальная одежда для мастерской — джинсы, футболка и кроссовки, нарядиться на работу я не могу. Стать ювелиром может только та девушка, которой не жалко пальцев и ногтей, которая готова забыть о маникюре. Хотя сейчас я вижу много других девушек-ювелиров, которые работают по всей стране».
Чтобы научиться делать вещи, которые люди будут готовы покупать и которые будут готовы ждать больше месяца, Анне потребовалось несколько лет.
«Конечно, то, сколько времени понадобится на овладение секретами мастерства, зависит только от личных способностей каждого человека. Но первый год обучения - это, конечно, простейшие задания: сплавить металл, залить из него пулю (брусочек, из которого потом изготавливается изделие). То есть первый год - это отработка навыков, причём на серебре. Это значительно более дешёвый металл. На нём учиться не страшно, даже если будут какие-то потери, это не так дорого», - рассказывает Анна.
Сейчас мастер работает как с серебром, так и с золотом. «Обычно золото нам поступает пробы 999,9. Такая чистота приходит либо с аффинажа (специальных заводов, которые очищают гору металла и получают чистые золото и серебро), либо из банков в виде слитков. С чистым металлом легко работать, он мягкий. Дальше добавляешь лигатуру - специальные примеси, для золота они свои, для серебра - свои. С помощью разной лигатуры получаются разные цвета золота. Ну а когда нужный металл готов, в зависимости от изделия используется своя методика: либо литьё, либо полностью ручная работа, что-то вырезается из воска, а затем отливается», - говорит основатель «Тайги».
В мастерской Анна научилась тому, чего в теории никогда не узнаешь: «Я делала очень много ремонтов и хорошо поняла, как делать не нужно, что и где в первую очередь ломается в ювелирных украшениях».
Начало получаться что-то интересное только спустя два года работы, говорит ювелир: «Я начала фотографировать свои изделия, выкладывать в социальные сети. В самостоятельное плавание ушла совсем недавно, буквально в этом году». Сейчас к запуску готовится сайт «Тайги», параллельно Анна ищет помещение для собственной мастерской и закупает оборудование.
«Хочу найти помещение неподалеку, потому что вместе с другими работать гораздо удобнее: можно сразу дойти до каменщика и спросить, сколько будет стоить тот или иной камень, подобрать его. Чтобы отдать партию украшений в литьё, достаточно постучать в соседнюю дверь. Надеюсь, всё получится и у меня появится личное пространство, в котором будет почище, потише, и оно будет моё», - говорит Анна.
«Оборудование, которое необходимо ювелиру для работы, дорогое. Минимальный объём инвестиций - 300-500 тысяч рублей. Но это только самое необходимое: маленькая муфельная печь, полировальная машинка, мойка, ювелирный стол, куча ручного инструмента. Конечно, выгоднее покупать российское, но оно не всегда соответствует требованиям. Например, мелкий инструмент идёт только из-за рубежа. Очень много инструмента, который мы используем, из стоматологии. Я периодически езжу в магазин для зубных врачей, выбираю там боры, резиночки и т.д.», - рассказывает ювелир.
Изначально о собственном бренде Анна не думала, просто делала то, что нравится самой. «Большинство мастеров в нашем городе, да и не только в нашем, делают классическую «ювелирку». Наверняка, вы видели на полках в магазинах завитушки из 90-х, кресты, цепочки. Мне эта эстетика не очень близка, у меня другой подход, иное видение ювелирных изделий. Поэтому я постепенно начала пробовать что-то своё.
Делала какие-то вещи друзьям и знакомым. Потом их друзьям. Потом друзьям их друзей. И так постепенно это вышло из-под контроля. Директор не возражал, чтобы я не только выполняла его задания, но и брала себе какие-то заказы. Думаю, ему было даже радостно видеть, как я выросла под его началом», - рассказывает Анна.
Заработанные деньги Анна вкладывала в дело, постепенно покупала инструменты. В какой-то момент поняла, что нужно отделяться. Да и наставник был не против. Тогда же появился и бренд. «Почему Taiga? Просто я работаю в лесу. В мастерской за окном лес, настоящая сибирская тайга. Сначала логотипом мастерской даже была ёлочка с короной, я села быстро накидала идею, а потом логотип нарисовал мой знакомый - известный иллюстратор Виктор Салтымаков».
Само собой определилось и основное направление работы - изготовление обручальных колец. «Из моих изделий самым большим спросом пользуются обручальные кольца, особенно в летний сезон. Кроме них летом я практически не делаю ничего другого. Хотя по мере возможностей беру любые заказы, но только если они подходят мне по стилистике. Например, цепь грамм на 200 я делать не стану», - улыбается ювелир.
Анна изготавливает много разных вещей: от маленьких серебряных серёжек и подвесок стоимостью до 1 тысячи рублей, до золотых украшений, цена которых может составлять несколько десятков тысяч рублей; от миниатюрных сердечек и ласточек до брутальных колец, фигурок роботов и динозавров.
«Например, одно время у меня часто спрашивали простые серёжки-гвоздики. Ребята, у которых была активная молодость, и во время неё появилось по несколько дырок в ушах, жаловались, что не могут найти ничего подходящего в магазинах. Тогда я сделала серию лаконичных гвоздиков, которые хорошо продаются не первый год».
«Вообще от бренда Taiga очень часто хотят каких-то диковинных штук, заказывают необычные модели. И я от этого в восторге», - признаётся мастер.
Часть клиентов приходят со своими идеями. Иногда даже с готовым рисунком или фотографией. «Я смотрю, добавляю свои предложения, говорю, что нужно изменить для надёжности и улучшения качества изделия, - рассказывает мастер. - Часто бывает и другая ситуация: люди приходят со словами: «я не знаю, что хочу, но мне нравится, что вы делаете». Чтобы понять, от чего отталкиваться, я прошу прислать небольшую подборку изделий, которые нравятся. На основе этого я делаю предложение. Либо сама рисую эскизы, либо отправляю подборку в ответ».
Что касается обручальных колец, то тут на желания клиентов сильно влияет мода: «Второй год все сходят с ума по прямым обручальным кольцам. Это простые кольца с матовой поверхностью. В прошлом году был бум заказов лимонного золота, в этом году все хотят белое золото песочного оттенка».
Срок изготовления кольца в мастерской в сезон не менее одного месяца. Кроме плотного графика, мастеру нужно ориентироваться на формальности вроде пробирования изделий. «По закону все изделия из драгметаллов должны проходить эту процедуру. Исключения составляют серебряные изделия весом до трёх граммов. Если клиенту не нужна проба, я могу отдавать их без этой процедуры. Ближайший пробирный надзор у нас за 250 километров - в Новосибирске. Отдать изделия на пробу у нас в городе можно два раза в месяц. Их собирает в одном месте человек, отвозит на пробу, а потом возвращает обратно», - рассказывает Анна.
Но люди готовы ждать. Анна объясняет это так: «В этом году я зашла в ювелирный магазин, посмотрела на ассортимент и поняла, почему у меня столько клиентов. Предложение в магазине осталось на уровне 90-х годов».
Основной канал продаж на сегодня - социальные сети, а именно
Instagram. «Честно говоря, этот Instagram был моим личным, но в какой-то момент я поняла, что там сплошная ювелирка», - улыбается Анна.
Также основательница «Тайги» пришла к мысли, что мастерской на этом этапе уже необходим сайт: размещать товары в соцсетях стало неудобно, захотелось показать всё, сделать удобные разделы. Сейчас сайт готовится к запуску. На него делается большая ставка. Именно он, по мнению Анны, должен стать основной площадкой для продаж. Готовится мастер и к запуску страницы в Facebook. Кроме того, недавно Анна
выставила свои работы на хэндмейд-маркетплейсе «Ярмарка мастеров», сделала страницу на площадке Weddywood.
Что касается офлайн-продаж, то небольшие серебряные украшения мастер отдаёт в магазин в Томске. «Мастерская находится далеко от центра города, не каждому удобно туда добираться. К тому же это сильно меня разгружает - не нужно отвлекаться на то, чтобы показать или продать товар», - говорит Анна.
Платное продвижение Taiga не использует: потребности в рекламе нет, работой мастерская загружена практически круглый год
«Когда я начинала, то вообще не ориентировалась на покупателей из Томска, и до сих пор заказов из Томска у меня немного. Но потом подумала, почему бы не продавать изделия и здесь тоже. Я поучаствовала в паре маркетов, выставках, познакомилась с людьми, сарафанное радио разнесло информацию обо мне, появились клиенты и здесь тоже», - говорит Анна.
Работать с клиентами на расстоянии не сложно, не было ситуаций, чтобы люди получили не то, чего они ждали, говорит мастер: «Может быть, у меня так хорошо выстроена цепь вопросов. Определиться с тем, чего хочет клиент, получается достаточно быстро. В конце, я как официант, спрашиваю: ваш заказ включает это, вот это и ещё это. Только после того, как получаю подтверждение, начинаю работать».
Многие клиенты Анны через какое-то время возвращаются: заказывают кольца, потом кулончик, потом приходят за серёжками. «А недавно я делала комплексный свадебный заказ: обручальные кольца, браслеты на девичник в подарок подружкам и браслет в подарок брату».
«Я не жду себе в клиенты людей суперсостоятельных, которым можно продать побольше золота и бриллиантов. Я жду простых людей. Мне всё равно, какой у клиента бюджет на кольца. Я одинаково внимательно отношусь к кольцам из серебра за 4 тысячи и к кольцам из золота за 50 тысяч», - говорит Анна.
Один из показателей отношения мастера к делу и к человеку, который заказывает вещи - оформление заказов. Обручальные кольца клиенты получают деревянной коробочке с фирменным рисунком, серебряные украшения Анна отправляет в коробочках из крафт-картона. В каждый заказ вкладывается открытка.
«Я всегда предлагаю тем, у кого ограниченный бюджет, принести свои старые украшения и переплавить их на кольца. За счёт этого можно хорошо сэкономить в цене: один грамм золота сегодня стоит порядка 1600 рублей. Если вы принесёте какую-нибудь старенькую, порванную и изношенную цепочку, сможете существенно сэкономить», - говорит ювелир.
Цена на изделие сильно зависит от курса ЦБ, поэтому фиксированных цен в мастерской Taiga нет. «Каждое утро я наливаю кофе и смотрю курсы, только после этого могу сказать, сколько сегодня будет стоить то или иное изделие. Я всегда рассчитываю стоимость изделия на сегодняшний день. Кроме металла, в цену изделия закладывается сложность работы, стоимость ювелирных расходников (например, камней), которая тоже очень зависит от курса, объясняет Анна.
Времени на то, чтобы заниматься всем самостоятельно, хватать перестало. Сейчас с Анной на постоянной основе сотрудничают четыре фрилансера. Один изготавливает коробочки, второй фотографирует готовые изделия, ещё двое помогают с ведением групп в соцсетях.
В будущем Анна мечтает взять себе помощников непосредственно в мастерскую. «Через несколько лет, когда я вырасту и найду помощников, тогда, возможно будет говорить о каких-то больших оборотах и конкуренции с ювелирными заводами. А пока я очень маленькая мастерская. Таких как я много, но если пройтись по городу, окажется, что ювелиры - в основном мужички, которые сидят в подвалах и занимаются мелким кустарным производством. Такого подхода, который выбрала я, на рынке, конечно, намного меньше».
Один из основных ориентиров, на который нацелена мастер - иностранная аудитория. «Думаю, мне стоит также попробовать делать коллекции для розничных магазинов. Недавно меня нашла барышня из Ярославля, она открывает магазинчик с серебряными украшениями, сейчас я делаю для неё партию изделий, она их выкупает».
Ещё одно интересное направление, которое видит для себя Анна - мастер-классы: «Очень много людей спрашивают об этом. Очень много желающих сделать свадебные кольца своими руками. Это ещё одна причина, по которой я хочу своё помещение. Скорее всего, это будет немного другая ценовая категория».
Читайте также:
Как небольшой ювелирной компании заработать на конкурентном рынке.
51 лайфхак фэшн-бизнеса: что нужно иметь в виду дизайнеру-предпринимателю.