Экс-москвич Георгий Злобин пытается приучить жителей столицы Грузии к не совсем привычному для них блюду – бургерам. Без связей и знакомств он открыл в Грузии свой бизнес, причём все бюрократические процедуры удалось провернуть за один день. Мало кто верил, что в стране с самобытной и популярной национальной кухней приживутся бургеры, но постепенно бизнес Георгия набирает обороты. Об особенностях ведения малого бизнеса в этом государстве Георгий Злобин рассказал Biz360.ru.
Георгий Злобин, 27 лет. До переезда в Грузию жил в Москве, работал в ресторанах «Ёрш» и Tapa De Camida. Весной 2015 года с супругой Валерией переехал в столицу Грузии Тбилиси и открыл бургерный бизнес под брендом
Burgio. Специального поварского образования не имеет.
Георгий и Валерия Злобины. Фото: Sputnik/Natia Tsirekidze.
В Грузию Георгий Злобин вместе с женой Валерией перебрался в 2015 году. Пара уже давно задумывалась о переезде, но не могла определиться, в каком именно государстве жить. Страны Евросоюза Георгий с Валерией в этом контексте не рассматривали, так как получить в них гражданство довольно сложно.
Георгий наполовину грузин. Его отец давно живет в Тбилиси с другой семьёй, и сын у него ни разу не был в гостях. Отец давно звал Георгия в гости и говорил, что поможет сделать гражданство, если тот захочет остаться в этой стране. В начале прошлого года Георгий с супругой решили, что вариант с переездом в Грузию – самый перспективный. Переезд они осуществили быстро - спустя всего пару месяцев после того, как возникла идея о смене места жительства.
В Грузии им понравилось сразу. Конечно, их очень впечатлили природные красоты и мягкий климат. Но самое главное достоинство Грузии, по мнению Георгия, – это люди, очень открытые, искренние и дружелюбные.
Ещё будучи в Москве, Георгий узнал, что в Грузии благоприятные условия для создания малого бизнеса. Молодой человек стал прикидывать, какое собственное дело он может начать. Так как у него был опыт работы в ресторанном бизнесе, решил открыть что-то, связанное с едой.
В какой-то момент Георгий обнаружил, что в Тбилиси не продают вкусных и недорогих бургеров. Можно было купить небольшую булочку с котлеткой за 1,5 лари (примерно 45 рублей). А настоящие качественные бургеры можно было найти в некоторых ресторанах - там они стоят 15 лари (450 рублей), для Тбилиси такая цена считается высокой.
Москвич решил сделать гамбургеры более привычными и доступными для жителей Тбилиси. И продавать их по 5 лари – примерно столь же стоит хачапури или порция хинкали. Свой проект он назвал Burgio. Это название придумала жена Георгия. Его имя по-грузински произносится как Гиорги или Гио.
Чтобы зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, Георгию Злобину понадобился один день. Из документов потребовался только паспорт и адрес для получения корреспонденции.
Оформление статуса индивидуального предпринимателя происходит в Доме юстиции в Тбилиси. Там Георгий предъявил свой российский паспорт и заполнил анкету для тех, кто собирается открывать бизнес, связанный с питанием. В анкете он отметил те продукты, которые необходимы для приготовления бургеров. Затем заплатил 20 лари (600 рублей) и открыл счёт в банке. На следующий день получил документ о том, что он – индивидуальный предприниматель.
В свидетельстве предпринимателя значится индивидуальный номер, никаких печатей не стоит. При его утере восстановить документ можно буквально за несколько минут. Для этого нужно зайти на сайт Дома юстиции и заново распечатать бумагу.
Но при такой форме организации бизнеса есть и ограничения. Нельзя нанимать персонал и продавать то, что не произвёл сам. Поэтому, например, Георгий не может торговать напитками вроде колы или пива. Зато разрешается привлекать в качестве помощников членов семьи.
Арендовать для своей бургерной помещение Георгий не хотел. Во-первых, без хорошего знания Тбилиси сложно сходу определить место, где будет хороший и стабильный поток посетителей. Во-вторых, постоянное помещение увеличивает расходы на бизнес. И в том случае, если бы собственное дело не пошло, можно было «прогореть» на аренде.
Поэтому предприниматель задумался о передвижной бургерной. Георгий обратился в мэрию Тбилиси с вопросом, какие документы необходимо оформить для фуд-трака – ресторанчика на колёсах. Там ответили, что для передвижных объектов, у которых нет постоянного места нахождения, никаких документов законом не предусмотрено. Георгий подумал, что раз разрешения не существует, то и проблем быть не должно.
После этого он продал свой «Фольксваген», на котором приехал из Москвы, и купил небольшой хэтчбэк Nissan March. Пришлось переоборудовать багажник – Георгий из досок сделал небольшой выдвижной столик, который крепится одной стороной к штанге в багажнике. Работает это так: стол выдвигается, на него ставится газовая горелка, на ней жарятся котлеты и булочки. Сами бургеры собираются на этом же столике.
Георгий решил, что на своей машине он будет перемещаться из одной точки Тбилиси в другую, и опытным путём определять, где в определенные часы дня или вечера больше людей.
В первый день работы он встал со своим автомобилем на Площади Свободы. Вечером начался сильный дождь: пришлось закрыться раньше, чем планировалось. Дождь шёл всю ночь, и вскоре началось наводнение. Прорвало дамбу, и речка Вера, небольшой приток реки Куры, вышла из берегов. Вода превратила всё на своём пути в месиво из деревьев и камней. Утром передвижная бургерная проработала всего 40 минут, но за это время не было ни одного покупателя.
В новостях передали, что жителям затопленных районов требуется помощь. «Я подумал: «Чего мы тут стоим? Лучше поедем и поможем»», - вспоминает Георгий. С супругой они приехали в один из самых пострадавших районов Тбилиси. Георгий готовил там бургеры, а Валерия относила их пострадавшим, сотрудникам экстренных служб, добровольцам. Кто-то из местных знаменитостей сфотографировал фургон Георгия и выложил фото в социальную сеть. Там оно разошлось, о Burgio узнало много людей. Через несколько дней начинающему предпринимателю стали звонить журналисты с предложением об интервью.
Но одновременно с таким пиаром возникли проблемы с полицией. В один из первых дней торговли на улице к Георгию подошли полицейские и попросили предъявить разрешение на торговлю в данном месте. Когда предприниматель стал объяснять, что для передвижных объектов никаких разрешений не существует, полицейские попросили ещё раз обратиться в мэрию Тбилиси и получить документ.
Там снова отказались выдать разрешение, сославшись на «дыру» в законодательстве. Стало понятно, что пока реализовать идею с передвижной точкой питания не получится. Чуть позже Георгий Злобин вместе с предпринимателем, который решил развивать сеть мобильных кофеен, написали в мэрию обращение с требованием внести в законодательство необходимые изменения. С представителями мэрии он встречался уже дважды. Но пока никаких успехов в решении этого вопроса нет.
Потерпев неудачу с оформлением документов на передвижную бургерную, Георгий Злобин стал искать помещение. Хозяйка квартиры, которую он снимал, познакомила его с барменом из Dive Bar. Он входит в сеть американских пабов, где подают напитки и снеки, но еду в них не готовят. В Тбилиси в этот бар приходят и местные жители, и экспаты (работающие там иностранцы).
Георгий договорился с владельцами бара о том, что он поставит во дворе заведения свой фуд-трак и будет готовить для посетителей бургеры. Как утверждает предприниматель, бару такое сотрудничество выгодно. Там не готовят никакой еды, и с появлением Георгия у посетителей появилась возможность утолить голод качественными бургерами. Кстати, когда стало холодать, Burgio позвали работать уже внутрь заведения. Никакой арендной платы Георгий при этом не платит.
Сейчас он работает здесь за своей стойкой. Предприниматель считает, что аудитория Dive Bar подходит для него. «Я работаю для прослойки людей, у которых есть вкус и какие-то, пусть небольшие, деньги: такие люди не хотят есть и пить что попало», - говорит он.
Георгий также принимает заказы на бургеры для частных вечеринок. Недавно он работал на частном мероприятии, где на кухне приготовил 30 бургеров для гостей. Но такие заказы пока случаются редко.
В ассортименте Burgio – шесть бургеров с разными начинками. Но каждый день Георгий готовит лишь два вида: какой-нибудь из мясных бургеров и вегетарианский. Иметь в меню больше двух видов бургеров неудобно – в Dive Bar у Георгия Злобина очень небольшая стойка.
Мясной бургер находится в текущем меню Burgio неделю, а затем его меняют. Готовить какой-либо из бургеров дольше, чем неделю, Георгий не хочет, даже если продукт пользуется популярностью. Покупателям может надоесть вкус «задержавшегося» в меню блюда, считает он.
Для приготовления бургеров предприниматель использует только свежие продукты. Предпочтение отдаётся местным сезонным продуктам. У них лучше вкус и ниже цена. Например, в сезон помидоры стоят один лари (30 рублей), при этом они местные и свежие. А цена помидоров вне сезона – 6 лари (180 рублей), их привозят из Турции, и по вкусу они уступают местным.
Мясо поначалу Георгий Злобин закупал в супермаркете. Ему была важна стабильность и постоянное качество. «Не всегда найдёшь мясника, способного продавать каждый день по несколько килограммов качественного мяса. Причём именно того мяса, которое мне нужно», - объясняет молодой человек.
Некоторое время назад он переехал на новую квартиру. И рядом с домом нашёл лавку мясника, о котором все очень хорошо отзывались. Георгий стал покупать мясо у него. «Купил пару раз, и, хотя в Грузии всё мясо достаточно вкусное, это заметно отличается по вкусу от остального в лучшую сторону. Я теперь только у этого мясника закупаюсь. И это выходит даже чуть дешевле, чем в супермаркете», - говорит Георгий.
Булочки он покупает в супермаркете. Их туда поставляет завод, который выпекает булочки для «Макдональдса». В будущем Георгий планирует выпекать их самостоятельно.
Бургеры Георгия Злобина стоят по 5 лари (150 рублей) вне зависимости от начинки. Себестоимость вегетарианских ниже, мясных – выше. Но Георгий установил на все виды бургеров одинаковую цену.
«Так удобней, чем 4,50 или 6 лари. Потому что 5 лари – это минимальная по номиналу купюра. Клиент может не искать мелочь, а мы – сдачу», - говорит Георгий.
Перебравшись в Dive Bar, Георгий Злобин решил не поднимать цены. Они остались такими же, как во времена уличной торговли с автомобиля. Предприниматель остаётся верен идее сделать бургеры доступной для Грузии едой.
Еду в Burgio покупает молодёжь и люди старшего возраста. Для подростков же она пока не слишком доступна. Однажды Георгия пригласили поработать на фестивале брейк-данса. Организаторы обещали большое количество посетителей. Они не обманули, но большая часть зрителей оказалась подростками в возрасте от 12 до 15 лет. «Для них 5 лари – это дорого, и у нас почти ничего не покупали. Мы этим же вечером вернулись обратно в Dive Bar, и там продали все оставшиеся бургеры», - вспоминает Георгий.
Для продвижения Burgio Георгий Злобин и его жена используют социальные сети и «сарафанное» радио. Они активно участвуют в городских мероприятиях, где о них могут узнать новые люди.
Например, в 2015 году мэрия Тбилиси пригласила ребят поучаствовать в Тбилисобе, так здесь называется День города. Чиновники сами отбирали тех, кто будет готовить еду для гостей праздника. Организаторы предоставили палатку, воду, холодильник. Никакой платы за участия в Тбилисобе с предпринимателей не берут – ни в виде взноса, ни в виде процента от продаж. «Нам было очень приятно, что нас выделили и позвали туда», - признаётся Георгий.
На празднике целую улицу отдали под блюда разных народов мира. Burgio представляли американскую кухню. В другой части фестиваля расположился городок грузинской кухни. Он был преимущественно представлен шашлыками. Конечно, в Грузии они «перевешивают» все остальные мясные блюда. Но в тот день продажи у Burgio были высокими.
В планах у Георгия Злобина поучаствовать этим летом в фестивале электронной музыки Jam Fest. Он будет проходить в Анаклии, новом курорте на Чёрном море.
Бизнесу Георгия Злобина в Грузии нет ещё и года. За это время самым «кассовым» днём оказался тот, когда он сумел продать 43 бургера. Обычно же ежедневные продажи составляют около 20 бургеров.
Не так давно Георгий устроился ещё на одну работу. Теперь он готовит бургеры в датском ресторане. Там он осваивает новые блюда и учится «датским» принципам ведения ресторанного бизнеса.
К лету молодой человек хочет вместе с компаньоном открыть стационарную точку. Продавать бургеры без напитков летом не совсем правильно с точки зрения потребителя. Поэтому Георгию придется поменять форму регистрации с индивидуального предпринимателя на частную компанию, купить кассовый аппарат и, возможно, привлечь наёмных работников.
О возвращении в Россию Георгий Злобин не думает. «Тут всё сильно отличается от Москвы. И мы пока находимся в хорошем шоке», - замечает он.
Георгий и Валерия Злобины. Фото: Sputnik/Natia Tsirekidze.
Как сибиряк открыл в Сербии магазин российской косметики.
Как репатриантка из России развивает в Греции медиа-проекты.
Как запустить свой бизнес в Испании.