Искусственный интеллект становится всё более распространённым в различных сферах деятельности. Одна из них – юридический бизнес, где использование ИИ может избавить его сотрудников от рутины и открывает новые возможности. Но слишком широкое распространение технологий в этой сфере может обернуться для клиентов юридических компаний ошибочными решениями и юридическими проблемами. О том, как ИИ меняет юридический бизнес в России, порталу Biz360.ru рассказала адвокат Екатерина Антонова.
Екатерина Антонова – адвокат, основатель коллегии адвокатов Краснодарского края «Антонова и партнёры». Имеет высшее юридическое образование. Занимается юриспруденцией почти 20 лет, из которых работает адвокатом 10 лет. Имеет опыт в гражданских, уголовных, административных и арбитражных делах.
Искусственный интеллект – это технологии, выполняющие сложные задачи, на которые человек потратил бы большое количество времени: это может быть анализ большого объёма данных, распознавание речи, сложные вычисление и многое другое. Искусственный интеллект, воспринимая и анализируя новые данные, способен самообразовываться – то есть «становиться ещё умнее».
ИИ уже применяется во многих сферах – и в будущем получит ещё более широкое распространение. Одна из сфер, где современные технологии приходят на помощь специалистам – юриспруденция. ИИ используется здесь для решения следующих задач:
1. Автоматизация рутинных операций. Юристы часто тратят много времени на составление договоров, подготовку документов и другие повседневные процессы. Использование ИИ, например, в формате чат-ботов, позволяет автоматизировать эти задачи, ускоряя их выполнение и снижая вероятность ошибок.
2. Прогнозирование и оценка судебных решений. Юристы часто проводят анализ судебной практики, чтобы предсказать результаты будущих дел и разработать стратегию защиты для своих клиентов. С помощью алгоритмов машинного обучения и нейронных сетей ИИ может анализировать данные о предыдущих судебных решениях и их обстоятельствах, выявлять закономерности и предлагать наиболее вероятные исходы дела. Это помогает юристам принимать более обоснованные решения.
3. Обработка больших объёмов информации. Юристы часто сталкиваются с необходимостью изучать огромное количество правовых актов, судебных решений, научных статей и других материалов. Использование ИИ позволяет автоматизировать процесс анализа и поиска необходимой информации. Программы на основе машинного обучения сканируют тексты и выделяют в них ключевые факты и аргументы. Также они предоставляют рекомендации по дальнейшим действиям.
В дальнейшем ИИ сможет проводить качественный анализ юридической информации. Появятся новые возможности находить связи и закономерности в больших объёмах данных. Это может быть особенно полезно для исследования предыдущих судебных решений, поиска прецедентов и определения возможных рисков для клиентов.
4. Улучшение качества обслуживания клиентов. ИИ может использоваться для создания систем поддержки принятия решений и консультаций. Они могут быть основаны на анализе большого объёма данных и предоставлять рекомендации по различным юридическим вопросам. Это очень важно для поиска нужной информации, так как в юриспруденции огромный массив документации и нормативно-правовых актов.
Искусственный интеллект способен стать помощником юристу, но слишком активное использование этой технологии чревато появлением зависимости от неё. Юристы, целиком полагающиеся на ИИ, утрачивают способность самостоятельно анализировать информацию и оценивать юридические нюансы. Такие специалисты перестают доверять своему собственному суждению и полагаются только на результаты, полученные с помощью ИИ. Эта зависимость может негативно сказываться на качестве работы юристов, а также на их профессиональном развитии и репутации.
Причины появления у юристов зависимости от ИИ:
-
Недостаток знаний и навыков в работе с технологией искусственного интеллекта. Юристы могут не учитывать возможные ошибки, неточности, смещения и противоречия, которыми грешит технология. Также юристы могут не знать, как правильно формулировать запросы к ИИ, как интерпретировать и проверять полученные ответы, как сравнивать и выбирать между различными источниками и методами ИИ.
-
Избыток информации и нехватка времени. Юристы, которые сталкиваются с большим объёмом информации, которую необходимо обработать и проанализировать в короткие сроки, могут прибегать к ИИ как к способу сократить свою нагрузку. Но при этом они теряют контроль над процессом и не замечают важных деталей, нюансов и альтернатив, которые могут быть пропущены или искажены ИИ.
Искусственный интеллект – это, безусловно, мощный инструмент, который может помогать юристам в их работе. Но он же способен стать угрозой для их профессионализма, если использовать его неправильно или бездумно. Чтобы избежать зависимости от ИИ и потери способности самостоятельно анализировать и оценивать вопросы, юристам необходимо следующее:
-
повышать свою компетентность в работе с ИИ. Нужно изучать его принципы, возможности, ограничения и риски, а также осваивать способы критического и творческого использования ИИ в своей практике;
-
соблюдать баланс в использовании ИИ. Не стоит забывать о своей роли как экспертов, которые должны контролировать, проверять, интерпретировать и дополнять результаты, полученные с помощью ИИ. Также следует учитывать контекст, цели и интересы своих клиентов и себя;
-
следовать этическим нормам и стандартам качества в своей работе с ИИ. Недопустимы злоупотребления, манипуляция, нарушения прав и свобод человека, а также несоответствие законодательству и профессиональным обязанностям.
Искусственный интеллект, как любая новая технология, несёт в себе не только преимущества, но и риски для той сферы, в которой применяется. В юриспруденции клиенты юридических компаний могут столкнуться со следующими проблемами:
1. Неверная интерпретация данных. ИИ работает на основе алгоритмов, иногда – ошибочных, и в некоторых случаях может допускать ошибки или неправильно интерпретировать информацию. Если алгоритмы неправильно настроены или используют неправильные данные, это способно привести к принятию ошибочных решений и потенциальным юридическим проблемам для клиента.
2. Нарушение конфиденциальности данных. Использование ИИ связано с хранением и обработкой больших объёмов информации. В юридическом бизнесе это может касаться конфиденциальных данных клиентов.
Самые распространённые и доступные в данный момент ИИ созданы людьми, и ими же администрируются. Предоставляя доступ ИИ к своим данным, юридическая компания должна понимать: эту информацию может получить и неопределённый круг лиц. Риск утечки или несанкционированного доступа к таким данным требует тщательного обеспечения безопасности хранилища данных, соблюдения соответствующих нормативных требований.
3. Отсутствие человечности у ИИ. Машина не сможет верно уловить эмоции, жизненную ситуацию или контекст того или иного юридического вопроса. ИИ сможет лишь дать сухой ответ. Поэтому, на мой взгляд, в юриспруденции всегда будет требоваться человеческое вмешательство, интеллект и экспертиза.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».