Три года назад трое дизайнеров-фрилансеров, работавших в одном коворкинге, объединили усилия и основали дизайн-бюро «Дорогобогато». Поскольку первое время с клиентами было негусто, то для «поддержания штанов» запустили ещё и дизайн-лоукостер «Дёшевосердито». Самое интересное, что оба проекта, рассчитанные на разных заказчиков, вполне мирно существуют в рамках одной компании, и в чём-то дополняют друг друга. О том, как устроено это необычное дизайн-бюро, порталу Biz360.ru рассказали его основатели Александр Гордиенко, Никита Канарёв и Роман Новожилов.
Александр Гордиенко, Никита Канарёв, Роман Новожилов – дизайнеры-предприниматели из Барнаула. До запуска совместного проекта работали каждый в разных направлениях, весной 2016 года объединились и создали дизайн-бюро
«Дорогобогато». В том же году запустили дизайн-лоукостер
«Дёшевосердито». География заказчиков – от Калининграда до Красноярска.
Первое, что видят клиенты при входе в офис дизайн-бюро «Дорогобогато» - огромный настенный «бабушкин» ковёр из 90-х. Его принёс из своего гаража один из основателей студии - Александр Гордиенко.
«Любовь к треникам, коврам на стенах, семечкам - это наши национальные черты. Они выглядят диковато, но настолько яркие, что рождают много образных решений. Стесняясь этих архетипов, мы серьёзно обкрадываем себя. Тот же Гоша Рубчинский давно просёк фишку», - объясняет другой сооснователь «Дорогобогато» Роман Новожилов.
Яркость и «отечественный» дизайн - именно на это сделали ставку в «Дорогобогато». «Большинство русских дизайн-студий стремятся работать в западной стилистике. А нам нравится, что мы представляем собой ветвь отечественного дизайна. Что входит в это понятие? Мы любим кириллицу и предлагаем работы на русском языке. Мы принципиально делаем кириллическую версию для логотипа, выполненного латиницей. Кириллица как графическая система сама по себе вносит неповторимый рисунок и русский характер в работу. То же касается и нейминга, и айдентики в целом», - говорит третий сооснователь дизайн-бюро Никита Канарев.
Идея совместного бизнеса родилась в головах трёх дизайнеров, когда они работали бок о бок в одном коворкинге. У каждого из них был 10-15-летний опыт в сфере дизайна, но в разных областях. Александр Гордиенко помимо дизайна занимался иллюстрацией и организацией выставок. Роман Новожилов работал арт-директором в журналах. Никита Канарёв занимался шрифтами.
«Мы часто обращались друг к другу по заказам. Если нужна была иллюстрация кому-то из нас, шли к Саше. Если леттеринг, то несёшь часть своего заказа Никите. В один прекрасный момент подумали, почему бы не объединиться - всем будет профит», - говорит Роман Новожилов. К тому же, небезосновательно решили компаньоны, заказчик готов платить больше не фрилансеру, а компании – в этом случае уровень доверия выше.
«Клиенту не хочется заказывать дизайн у безответственного подрядчика. У фрилансера гораздо выше вероятность срыва сроков просто ввиду непредвиденных обстоятельств и прочих факапов. А заказчику хочется поработать с хорошим брендом, высокоуровневыми дизайнерами, иметь определённый уровень доверия к компании и свод гарантий, отражённых в договоре. Будучи на фрилансе, сложно дать заказчику такое ощущение. Точно так же потребитель хочет пойти и купить себе одежду в брендовом магазине с известным уровнем качества, а не на складе китайского барахла», - говорит Роман.
На старте в новый проект основатели вложили примерно 300 тысяч рублей: деньги ушли на аренду помещения, покупку техники и мебели, ремонт. Самым сложным моментом на старте стал поиск названия. Дизайнеры перебрали более 50 вариантов, но ни один их не устраивал.
«Название придумала Юлия Новожилова (на тот момент жена Романа Новожилова – прим. редакции). Она наиболее точно поняла нашу идею русского дизайна и выразила его в слове «Дорогобогато». Я был настолько обрадован идеей, что коллеги, которые ещё сомневались, сдались под моим напором. У этого названия есть мощный потенциал. Оно нас двигает, оно крайне претенциозное, и в то же время говорит на одном языке с отечественным заказчиком. Чтобы оно работало и звучало так, как нужно, нам надо впахивать с удвоенной силой», - говорит Роман Новожилов.
Клиенты юмор с необычным названием и «бабушкиным» ковром оценили. Но как это продать? «Когда люди видят это у нас, им очень нравится, они улыбаются, видно, что узнают самих себя. Но при работе над дизайном многие стремятся к чему-то более причёсанному. Продать что-то необычное - большой труд, даже основной», - говорит Роман Новожилов.
Основатели «Дорогобогато» уверены: проблема многих отечественных компаний в том, что они боятся удивлять, идут уже протоптанными путями и пытаются нравиться сразу всем.
«Основной аргумент - мой потребитель этого не поймёт, но зачастую человек сам понятия не имеет, кто его клиент. Такой заказчик просто хочет, чтобы это продавалось для всех. А значит надо, чтобы дизайн понравился и маме, и братику. Есть такое ожидание, что люди не поймут какую-то определённую метафору - мол, воспримут слишком близко. Но человек может заинтересоваться продуктом, потому что с ним заговорили на другом языке. Мы так же и в жизни общаемся не с теми, кто на нас похож, а с теми, кто нас заинтересовал. Не нужно быть серым и как все - тогда с твоим продуктом заговорят», - утверждает Роман Новожилов.
«Мы не любим работать с неопределёнными товарами, - продолжает Никита Канарёв. - Предприниматель должен знать о своем клиенте всё - вплоть до того, кошатник он или собачник и как зовут животное. Чем больше у заказчика представлений о своём бизнесе, тем нам проще. Как ни странно, но чем больше рамок, тем свободнее мы себя чувствуем».
Первым клиентом «Дорогобогато» стал музей Валерия Золотухина, он находится на родине актёра - в селе Быстрый Исток Алтайского края. Дизайнеры занимались оформлением самого музея, витрин, логотипа, созданием фирменного стиля, подбором шрифтов.
Однако спустя два месяца после начала работы у дизайн-бюро наступила неловкая пауза, связанная с крайне малым количеством заказчиков. Ситуацию спасла одна старая идея и самоирония по отношению к собственному названию. Так в «Дорогобогато» появился дизайн-лоукостер «Дёшевосердито».
«Название «Дорогобогато» несколько осаживало нас в плане снижения цен – не хотелось понтоваться и одновременно делать работу за мелкий прайс. Поэтому появилась идея «Дёшевосердито», Саша быстро накидал страницы сайта в жёлто-чёрной гамме. Сначала мы всё это отложили, искали другие варианты. Но к августу у нас кончились какие-либо возможности найти деньги, кредитки были пусты и мы вернулись к идее», - вспоминает Новожилов.
У Никиты Канарёва к тому времени уже был опыт работы с подобными идеями: «Ещё когда я работал один, у меня была акция – «Допилить логотип». В течение месяца я предлагал заказчикам прийти ко мне со своим лого, который бы я сделал лучше за небольшую фиксированную цену. И я получил хороший поток клиентов».
Название нового направления родилось сразу. Ещё когда компаньоны придумали «Дорогобогато», у них уже проскакивало ироничное «Дёшевосердито». Шутили и клиенты: «Здравствуйте, это «Дорогобогато»? А хотелось бы дёшево и сердито».
«Идея лоукостера в том, что есть предприниматели, которым нужен визуальный язык, а денег на это особо нет. Но если у них есть к нам кредит доверия, они недорого могут заказать дизайн у нас. Обязательное условие лоукостера: мы делаем только один вариант (хотя обычно создаём три полноценные концепции) и он не обсуждается. Заказчику остаётся только составить грамотное техническое задание. Чем оно детальнее, тем лучше получится дизайн. Один клиент из Москвы как-то прописал нам даже, под какую музыку мы должны делать логотип. А кто-то просто сказал - нам нужна Жар-Птица. Хотя в том случае заказчик был доволен результатом, - рассказывает Роман Новожилов.
Через пару недель у «Дёшевосердито» появился первый клиент, а за ним и стабильный поток заказчиков. В среднем к услугам лоукостера прибегают в три раза больше клиентов, чем по основному направлению «Дорогобогато». Однако дизайнеров это не смущает: они считают, что это продукты из разных ниш. В том числе по цене: заказ по «Дорогобогато» в среднем обходится клиенту в 180 тысяч рублей, а по «Дёшевосердито» фиксированно за 35 тысяч рублей - логотип, за 55 тысяч – упаковка продукта, за 65 тысяч – сайт.
Кстати, «Дёшевосердито» сильно помогло в продвижении дизайн-бюро. «Чаще всего новые клиенты приходят к нам через прямые рекомендации. Лоукостер в этом плане работает лучше, чем более дорогой продукт. Потому что стартаперы больше общаются между собой и рассказывают друг другу, где можно сделать быстро и недорого», - рассказывает Роман Новожилов.
А вот хайп в продвижении почти не помогает, пришли к выводу дизайнеры. В мае 2017-го они отреагировали на предложение участницы праймериз «Единой России» переименовать Барнаул в Путинград - и нарисовали логотип в виде солнца с чертами лица Владимира Путина. Пользователи оценили идею, однако новых клиентов это не принесло.
«От Путинграда выросло число подписчиков в соцсетях, а клиентов больше не стало, - говорит Александр Гордиенко. - Чтобы приходили именно заказчики, контент должен быть связан с тобой как со специалистом, а не просто быть хайпом – одного твоего чувства юмора клиенту недостаточно».
Любопытный момент – в «Дорогобогато» нет управляющего директора. Своим дизайн-бюро основатели с самого начала договорились управлять, как они выражаются, по методу «2:1» и все важные решения принимаются простым голосованием.
«Всё просто: для принятия решения должно быть минимум два голоса «за» из трёх. Если бюджет не сильно нас тревожит, мы можем решить вопрос в присутствии двоих человек. Если же это серьёзное решение вроде найма нового сотрудника, то принимаем его путём прямого голосования», - рассказывает Никита Канарёв.
За два года работы создатели «Дорогобогато» не увидели в такой системе ни одного минуса. «Конечно, бывает, что кто-то воздерживался, тогда процесс затягивается. И когда такое возникает, это даже хорошо, потому что мы все трое слишком импульсивные. Это даёт возможность подумать, такой подход предохраняет нас от необдуманных и глупых решений. Но мы не растягиваем процессы на неопределённый период. Сомневающемуся дают на раздумья не более двух дней», - говорит Александр Гордиенко.
Руководить партнёрами один из сооснователей может только во время отдельного проекта. «В заказах к «Дорогобогато» каждый из нас делает свой вариант концепции дизайна, - говорит Канарев. - Чей вариант выбрали, тот и становится арт-директором проекта. Значит этот человек с заказчиком на одной визуальной волне. Если нужно, то остальные помогают. Но у нас нет такого, что по понедельникам руководит Саша, а по средам - Рома».
За последний год «Дорогобогато» увеличило оборот в два раза, но конкретные цифры учредители не раскрывают. В планах компании – стать ведущим дизайн-бюро в Сибири и до конца года в два раза увеличить штат.
Главное препятствие на пути к этим целям – кадры. «Расширяться тяжело, потому что мы никак не можем найти специалистов, которые бы нас в достаточной степени удовлетворяли - что дизайнеры, что менеджеры. Проблема одна - специалисты есть, но если они хорошие, то уже где-то заняты, а переманить их сложно. Если учить человека с нуля, то через какой-то период у него вырастают крылья - и он уезжает. На это влияет уровень столичных заработков, который обеспечить в Барнауле пока невозможно. Текучка в сторону Москвы дикая - ветер туда постоянно дует и с дикой силой уносит специалистов. Мы пока пытаемся держаться здесь. Но в свете таких тенденций ещё неизвестно, не унесёт ли туда нас самих», - резюмирует Роман Новожилов.
Читайте также:
Как небольшая веб-студия создаёт сайты для крупных предприятий.
Усидеть на нескольких стульях: как заработать на авторской мебели.
Все цвета Radugadesign: как заработать на масштабных мультимедиа-шоу.