В 12-летней истории digital-студии Finch было немало крутых кульбитов: первый офис располагался в квартире у бабушки креативного директора, на разработанный для проекта «Дом-2» сайт совершали атаки тысячи ботов, разработчикам сайта легендарного футбольного «Спартака» удалось убедить фанатов принять «белоснежный» дизайн вместо кроваво-красных традиционных цветов клуба… О том, как небольшая digital-студия разрабатывает проекты для крупных брендов с многомиллионной аудиторией, порталу Biz360.ru рассказал сооснователь Finch Дмитрий Щипачёв.
Дмитрий Щипачёв, сооснователь и креативный директор компании мобильной разработки
Finch. Закончил Московский государственный университет, затем полтора года жил в США. Вернувшись в Россию, вместе с партнёром Дмитрием Хайретдиновым запустил проект Finch. Среди клиентов компании – телеканалы ТНТ и ТВ-3, футбольный клуб «Спартак», лотерейный оператор «Столото».
Компания Finch появилась в 2006 году. В то время я уже полтора года работал в США, где и думал начать свой бизнес. Но, вернувшись в Россию для того, чтобы собрать команду, задержался уже на двенадцать лет.
Тогда мне было всего 22 года, и у меня не было предпринимательского опыта. Мне был нужен партнёр - человек который бы понимал во flash-разработке. Таким партнёром стал Дмитрий Хайретдинов, с которым мы ранее сотрудничали по одному из проектов - вместе создавали сайт на «флэше» для небольшой фотостудии.
До этого у Димы было несколько фриланс-проектов. Он создавал сайты для разных бизнесов – например, интернет-магазин для крупной сети сотовой связи. Тогда Дима учился на третьем курсе «Бауманки» и брался за любые заказы. После нашей совместной работы я предложил ему нанять сотрудников и начать своё дело.
Изначально студия называлась Finch&Melrose. Мы составили название из Мелроуз-авеню, на которой я жил в Лос-Анджелесе, и случайного слова с рекламного щита. Лишь в 2014 году мы провели небольшой ребрендинг, оставив только Finch: диктовать адрес почты по телефону стало гораздо проще.
Так как у нас не было денег на собственный офис, мы обосновались в квартире моей бабушки. Там просидели пару недель и переместились на квартиру к Хайретдинову. В детской, куда мы перетащили столы, и создавались наши первые проекты.
В первой команде было четыре человека: я, Дима Хайретдинов и двое его однокурсников, один из которых по-прежнему работает в компании. Изначально предполагалось что Дима будет отвечать за технологии, я за коммуникации, продажи, пиар и дизайн, а остальные будут заниматься непосредственно разработкой.
В итоге, Хайретдинов из-за лени не отвечал за технологии, а я не отвечал за продажи, пиар и дизайн, потому что дизайн нам никто не заказывал, заниматься пиаром я считал ниже своего достоинства, а продажами мы не занимаемся до сих пор. А вот программировать пришлось всем и очень много.
Тогда нашими клиентами стали крупные креативные агентства вроде Actis, Grape и Red Keds, у которых мы брали заказы на субподряде. Тогда мы считали, что лучше всех на рынке работаем с технологиями, и почему-то крупные агентства нам верили. Нашим основным профилем были сложные интерактивные flash-сайты.
Первым большим проектом для нас стал сайт «Дома-2». В 2008 наши друзья из Actis предложили выполнить проект по созданию полностью нового сайта для телешоу. Несмотря на то, что мы до этого не работали с html-сайтами и никогда не делали собственный бэкенд, проект вышел удачным. «Дом-2» определил нашу дальнейшую склонность решать задачи, связанные с высокими нагрузками и безопасностью данных: сайт был излюбленной мишенью для хакеров всех возрастов, а посещаемость доходила до 150 тысяч человек онлайн.
Был случай, когда школьные хакеры за ночь зарегистрировали десятки тысяч ботов, чтобы накрутить голоса любимому участнику шоу. Правда, они были не особо смышлёными и выбрали один пароль для всех аккаунтов. Тогда мы забанили всех под утро одним запросом - и ввели смс-подтверждение регистрации.
В это же время мы переехали в новый офис на Площади Ильича. Там было два кабинета, опенспейс, кривые окна - мечта любого стартапера. Единственным минусом была огромная плата за аренду, которая буквально сжирала весь наш бюджет. Просидев там около года и поняв, что для команды из семи человек такой офис - это слишком, мы переехали в другое место.
Через некоторое время после запуска «Дома-2» мы завязали с flash-разработкой и полноценно пересели на разработку html-сайтов. В это же время мы начали разрабатывать собственную CMS на Java, которая и сейчас лежит в основе большинства наших проектов.
Для телеканала THT мы разработали ещё несколько проектов. Так, в 2008 году мы работали над сайтом феноменально популярного проекта ТНТ «Наша Russia». По сути, этот проект - один из первых кейсов монетизации телевизионного контента в интернете. Netflix только начинал раскручивать стриминговые сервисы в США, а на nasha-russia.ru уже висели огромные красные треники и работала функция «скачай выпуск за SMS».
После этого наступил кризис 2009 года, и руководство телеканала в быстром темпе закрыло все дальнейшие проекты.
У нас даже есть такая байка: мы уже договорились, что разработаем для ТНТ несколько проектов, похожих на «Наша Russia», с нашей стороны всё подписали, осталось дождаться подписи руководителя, который был тогда в отпуске. И за несколько дней до его возвращения наступил кризис, рынки упали, а наш неподписанный договор разорвали финансисты телеканала, которые в панике не понимали что делать.
Мы оказались в вакууме. «Дом-2» поддерживать перестали, Actis продался Wunderman и превратился в новое агентство, ТНТ не давал новых проектов. Мы съехали с нашего офиса и переехали по домам, пытаясь работать оттуда. Запускали на мелких подрядах, делали банеры и небольшие сайты.
Чтобы платить зарплаты, пытались работать в миллионе направлений. Пару месяцев очень неплохо зарабатывали, скупая группы «ВКонтакте» и продавая в них рекламу. Запустили собственный стартап - социальную сеть ljchat.ru, вступив по ходу дела в конфликт с администрацией «Живого журнала» и блогерами. Выпустили собственный портал о киноиндустрии prokino.ru. Все это было крайне интересно делать, но с коммерческой точки зрения мы находились в глубокой жопе.
Чтобы встать на ноги, нам нужно было найти новых клиентов и тут нам повезло - бывшие менеджеры ТНТ перешли в компанию «Столото» (тогда это было «Гослото»). Так, в 2009 году, началось наше сотрудничество, которое продолжается до сих пор. Мы занимались технической стороной сайта лотерей, дизайн на себя взяла небезызвестная «Студия Артемия Лебедева». Благодаря этому проекту мы смогли снять новый офис и нанять новых сотрудников - наш штат увеличился до семи человек.
Сайт «Гослото» быстро превращался в интернет-магазин лотерей. Руководство скупало новые лотереи, расширяло ассортимент, а доля сайта в обороте компании стабильно росла. Мы, как «технари», решали проблемы с нагрузками (на сайте был огромные продажи билетов) и с безопасностью, мы работали с миллионами рублей, которые зарабатывал бренд.
Тогда произошел странный случай. Наш сотрудник из-за ошибки в коде купил билетов на 3 миллиона рублей. Дмитрий Хайретдинов тогда общался с руководством и объяснял, как можно было избежать подобного. Несмотря на всю его убедительность, следователи всё равно доставали вопросами и пытались забрать сотрудника к себе. К счастью, мы смогли убедить руководство обновить код, а вот сотрудник уволился сразу же после инцидента.
Параллельно со «Столото» мы через общих знакомых познакомились с ВГТРК. Директор интернет-дирекции быстро подружившись с нами, позвал на проект «Страна.ру» - туристический портал о России. Мы делали и дизайн, и техническую часть, и в общей сложности запустили три версии проекта, каждую с разной концепцией. Сайт существует до сих пор, но мы его не поддерживаем. Параллельно на опыте, полученном при запуске prokino.ru, мы с ВГТРК запустили портал filmpro.ru, который также пережил запуск нескольких версий.
Работы для ВГТРК принесли ещё одного клиента - нам поступил заказ от МТРК «Мир», для которого впоследствии мы сделали несколько сайтов: новостной портал mir24.tv, сайты телекомпании «Мир» и радио «Мир», 15 сайтов для филиалов МТРК по всем странам СНГ. Тогда же сделали первое для нас мобильное приложение - Mir24 для IPad.
И с ВГТРК, и с МТРК «Мир» производственные отношения в какой-то момент зашли в тупик. В компании назрел кризис роста: прорабатывалось бесконечное количество идей по линии R&D, отсутствовал менеджмент и HR, в команду попадали случайные люди. Качество упало, мы срывали сроки, ругались друг с другом. Отсутствовало видение куда двигаться дальше.
По сути, это единственный клиент, с которым мы расстались по причине неудовлетворённости результатами нашей работы. Хотя мы не владельцы проекта, но всё равно переживаем, когда разработанные нами ресурсы быстро закрываются. Потому что понимаем, что при правильном подходе к управлению продуктом их можно развивать годами.
После неудачных проектов мы сделали выводы: и сами привели свою голову в порядок, и стараемся не работать с заказчиками, у которых в голове бардак. Обычно это сразу видно - приходится выстраивать оборону на случай неизбежных провалов. Иногда из-за этого заказчики отказываются с нами работать, но особо настырные всё равно запускают проект и даже остаются довольны результатом.
Когда ВГТРК отказались от наших услуг, а проекты для «Мира» стали убыточными, денег стало мало – и мы поняли, что необходимо что-то менять. Я продал автомобиль, чтобы выплатить вовремя зарплаты, и отправился в путешествие через Гималаи на мотоцикле - проветрить голову и переосмыслить то, чем занимаюсь. Это было лето 2014 года, а уже в конце октября мы выпустили на рынок проект, ставший лидером в своем жанре и давший нам экспертизу в новом для нас сегменте - мобильной разработке.
Вспомнив наши прошлые заслуги по работе над сайтом «Дома-2» к нам вернулось руководство телеканала ТНТ. Они пришли с идеей проекта - мобильного приложения для аудитории телеканала. В концепции было намешано всё, что только можно было придумать: интерактивные голосования, секонд-скрин, платные сервисы, встроенная программа лояльности, магазин атрибутики, социальная сеть, стриминговый видеосервис. Работать это всё должно было на любых платформах включая умерший одновременно с запуском «Клуба» WindowsPhone и на всех типах устройств - телефонах и планшетах.
Как и в ситуации с сайтом «Дома-2» мы подошли к проекту неподготовленными: у нас не было ни одного мобильного разработчика в штате, не было опыта запуска проектов такого масштаба, мы слабо понимали, как работают платформы.
Но оказалось, что в таких ситуациях нам работается комфортнее всего: непонятные задачи, нереальные сроки, отсутствие ресурса и необходимость круглосуточно программировать. Параллельно стало ясно, что тренд на мобильность - это то, куда следует расти и вкладывать ресурсы. Сформировалось стратегическое видение развития компании, а с запуском «Клуба» появились и финансы для реализации этого видения.
Буквально за 4-5 месяцев мы собрали THT-CLUB под три платформы (IOS, Android, Windows Phone) и запустились в продакшн. Запуск получился жёстким. Подрядчик, который отвечал за хостинг, не справился с нагрузкой, «железо» под проект было старым.
Сюда же наложились особенности подхода телевизионщиков к релизам - приложение запустили сразу с рекламой, ТНТ буквально трубил на каждом углу, что у них появился THT-CLUB. В итоге в первые же дни к нам пришли сотни тысяч человек, сервер не справился с нагрузкой - и мы постоянно «падали». Тогда у нас ушло два-три месяца на то, чтобы выровнять ситуацию.
После THT-CLUB мы также запустили приложение для другого телеканала холдинга - ТВ-3. По сути это THT-CLUB «на минималках», заточенный под аудиторию телеканала: там свои фишки вроде мистических будильников, но не такие высокие нагрузки.
Один из последних наших проектов - приложение и сайт для футбольного клуба «Спартак» (Москва). В прошлом году мы полностью перезапустили «Спартак» в digtial. Тут показательно то, насколько нам важен сам продукт. После релиза сайта я указал в качестве контактов для обратной связи свой Telegram. В итоге нам писали фанаты, было много комментариев. Один из фанатов приехал к нам в офис, и мы два часа с ним обсуждали то, каким должен быть сайт «Спартака». Спасибо ему, он изрядно помог с дизайном и таблицами матчей.
Вообще, руководство клуба очень адекватно восприняло весь тот креатив, что мы им показывали, хотя кажется, что «Спартак» - это что-то консервативное. Впервые за 10 лет мы поменяли красный фон сайта на белоснежный, изменили вид рекламных баннеров, в общем существенно обновили digital-составляющую клуба.
В приложении мы запустили первыми в России и одними из первых в мире нативный мобильный магазин. Даже у «Барселоны» и «Арсенала» такого нет. У всех спортивных клубов России до нас использовались веб-вью решения, но мы решили пойти против толпы и сделали нативную версию. Сейчас там также проектируется система заказа еды на стадион.
Мы по-настоящему гордимся тремя нашими последними проектами: приложением THT-CLUB, сайтом и приложением «Столото», приложением и сайтом «Спартака».
В каждом из них есть что-то, что делает их интересными: в THT-CLUB это высокие нагрузки, работа с second-screen и промо-акциями, в «Столото» - безумные миллионы рублей, которые проходят через сайт каждый день, в «Спартаке» - дизайн, который мы сделали, отказавшись от кроваво-красных цветов клуба.
Нам грустно, что многие из сделанных нами проектов закрываются, ведь мы тратим много сил и времени на разработку. Filmpro, «Наша Russia», Strana.ru, да любой наш старый проект при желании можно было развивать годами и зарабатывать на этом.
Именно многолетняя техническая поддержка, обновление дизайна и совершенствование системы готовых проектов приносит нам деньги. За поддержку «Дома-2», который мы обслуживаем уже 10 лет, мы получаем 560 тысяч рублей в месяц, за совершенствование digital-проектов «Спартака» - около миллиона.
При всей нашей успешности, такая бизнес-модель ставит нас в зависимость от коммерческой успешности готовых продуктов: чтобы заказчик продолжал вкладываться в поддержку приложений и сайтов, они должны жить долго и счастливо.
Сейчас мы делаем так, чтобы такая история сложилась у «Спартака». Хотим, чтобы приложение и сайт приносили деньги - учим клуб управлять ими как медиа-активами. Для этого постоянно запускаем что-то новое - к примеру, нативный магазин или билетную систему, которая сейчас готовится к старту.
К счастью, у нас уже есть похожая история успеха - ТНТ-CLUB, с которым мы работаем не первый год. Проект постоянно развивается, появляются новые рекламодатели вроде G-Energy, для которых мы делаем промо-акции. Думаем, что со «Спартаком» получится то же самое.
Мы отличаемся от других студий именно моделью работы с клиентами. Мы создаём проекты годами. Из-за этого у нас в портфолио очень редко появляются новые клиенты - в среднем раз в полтора года.
По сути для клиентов мы создаём некую добавленную стоимость - работа на долгом горизонте. То есть при сотрудничестве с нами клиент может быть уверен, что мы будем совершенствовать проект долго, возможно, вообще бесконечно. Как будто это наш стартап.
А ещё мы часто выходим за рамки обычной разработки. К примеру, для «Столото» мы делаем не только приложение и сайт, но и бонусные игры. В этом году мы полностью обновили раздел игр за внутриигровую валюту и добавили туда собственную игру «Супер-Кузьмич», которую придумал наш менеджер проектов.
Мне нравится, если для решения задачи клиента можно задействовать не только технологии. Пример такого эмоционального проекта - сайт и приложение для ФК «Спартак». Мы сами любим футбол - участвуем в ежегодном турнире среди IT-специалистов, каждый день крутим пластиковых футболистов в кикере, который установлен в нашей переговорке.
Иногда в шутку говорим, что нашим клиентом стать очень сложно: нужен интересный, долгий проект с большой аудиторией. Если нам что-то не нравится, то мы сразу же отказываемся от этого. Наверное, поэтому мы можем гордится любым приложением или сайтом, которые создаём.
Что касается специалистов, то тут приходится бороться. Наши основные конкуренты в борьбе за умные головы - это не digital-агентства вроде нас, а крупные IT-компании: «Яндекс», JetBrains, Mail.ru, Tutu.ru. Все они с лёгкостью уводят лучших людей, предлагая более выгодные условия, и студиям трудно что-то ответить на это.
Мы же привлекаем людей амбициозными проектами, удобным офисом и нашей культурой. В обустройство собственного двухэтажного офиса мы вложили несколько миллионов рублей - с настольным футболом, дартсом, PS4 и Xbox One.
Что касается корпоративной культуры, то мы не ограничиваемся только работой: вместе катаемся на мотоциклах, прыгаем на батутах, играем по вечерам в настолки. Моя основная задача в офисе - мотивация сотрудников. Я стараюсь сделать как можно больше на своём месте и жду того же от тех, кто работает со мной.
Наша ближайшая цель - увеличить количество клиентов, но на быстрый рост мы не рассчитываем. Работа над существующими проектами для нас важнее, чем над новыми. У нас качество побеждает количество, мы хотим делать проекты хорошо, а не так чтобы заказчик думал, что с ним работают фрилансеры.
Читайте также:
Подстелить соломку: управление рисками в digital-проектах.
Как небольшой web-студии выйти в плюс и дорасти до крупных брендов.
Как живёт и работает в сибирской глубинке маленькая, но гордая IT-компания.