В 2019 году вступили в силу поправки к закону об онлайн-кассах 54-ФЗ, которые не на шутку встревожили владельцев фитнес-клубов и других заведений, продающих абонементы длительного срока действия. Теперь за такую долгосрочную услугу, как годовое членство, нельзя взять разовую оплату - можно лишь оформить «аванс» от клиента. Чтобы превратить аванс в законную выручку, придётся следить за каждым посещением клиента. Вопрос о том, возможно ли соблюсти эти требования, до сих пор остаётся открытым. В проблеме разбирался директор сервиса автоматизации «1С: Фитнес-клуб» Денис Тян.
Денис Тян, генеральный директор компании «Лаборатория ПО», развивающей программный продукт
«1С: Фитнес клуб». Эксперт по разработке систем автоматизации для различных отраслей бизнеса (фитнес, салоны красоты, медицинские клиники). Систему автоматизации «1С: Фитнес клуб» сейчас использует каждый четвёртый клуб в России, также среди клиентов – заведения в Беларуси, Казахстане и других странах.
Так часто, как в последние три-четыре месяца, нашей техподдержке не приходилось общаться с бухгалтерами и собственниками фитнес-клубов. Как только информации о внесённых поправках в закон об онлайн-кассах 54-ФЗ стало больше, на нас обрушились десятки звонков с вопросом «Что делать?». Паники было много, а конкретной информации - наоборот, крайне не хватало.
Мы автоматизируем до 95% бизнес-процессов в фитнес-клубах по всей стране, финансовый и бухгалтерский учёт - одни из основных функций, которые нуждаются в автоматизации. Чтобы адаптировать систему к новым реалиям, мы побеседовали со многими фитнес-клубами, взяли комментарии у представителей рынка, экспертов в налоговом законодательстве. Вот в чём весь «сыр-бор»:
- До 1 июля 2019 года при продаже членства или пакетов тренировок пробивать чеки нужно было только в тот момент, когда от клиентов поступали деньги. С 1 июля применять контрольно-кассовую технику приходится либо в момент списания тренировок, либо - в случае членства - ежемесячно, на сумму, пропорциональную сроку.
До этих изменений клуб, продавая годовую карту, выдавал один чек в момент продажи. Клиент пришёл в клуб, купил годовой абонемент, например, за 17 500 рублей, тут же получил чек о покупке на всю сумму. На этом всё.
Теперь требования иные. Так как человек приобретает у клуба членство - услугу, оказываемую длительный период времени, - в момент оплаты должен быть оформлен чек не на покупку, а на аванс. Далее - в последний день каждого месяца и в день окончания срока действия членства - клубу нужно пробивать чеки с признаком «зачёт аванса» на сумму, пропорциональную прошедшему сроку.
Заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России Александр Сорокин, в статье «Как применять ККТ при получении, зачёте и возврате аванса (предоплаты)» приводит пример: «Клиент оплатил абонемент в фитнес-центр. Фактом оказания услуги будет каждое посещение клиентом занятий. В этом случае чек на зачёт пробивайте при каждом посещении фитнес-центра. Это следует из пункта 2 статьи 1.2 Закона 54-ФЗ».
В этой же статье автор разбирает пример продажи безлимитного абонемента - как оформлять чеки в этом случае: «В последний день каждого месяца пробивайте чек на сумму признаваемой выручки. Чек формируйте на всю сумму, независимо от количества посещённых занятий. Пример, как пробить чек на зачёт аванса по безлимитному абонементу:
1 июля 2019 года клиент приобрёл у ООО «Альфа» годовой безлимитный абонемент стоимостью 24 000 рублей без НДС. Бухгалтер на конец каждого месяца отражает доход в сумме 2000 рублей. Бухгалтер ООО «Альфа» формировал чеки:
- 01.07.2019 - на аванс в сумме 24 000 рублей;
- 31.07.2019 и на конец каждого последующего месяца - на зачёт аванса в сумме 2000 рублей».
Для пакетов тренировок правила аналогичные - с той лишь разницей, что зачёт аванса нужно делать в день списания тренировки, либо в последний день срока действия пакета - если клиент не успел отходить все тренировки.
Пока есть три основных проблемы, о которых говорят специалисты.
Первое - самое сложное для клуба в этой ситуации понимать, сколько он должен списать с конкретного клиента в конкретный месяц. Почему? Потому что в клубах существуют заморозки, блокировки, платные и бесплатные услуги по продлению срока действия членства. Все эти действия влияют на сумму ежемесячного списания. За всем не уследишь. К тому же есть разные системы оплаты. Многие клубы работают по депозитной системе.
Второе - у некоторых клубов возникают проблемы с оформлением договоров.
«Что сделано согласно этим новым поправкам? – комментирует ситуацию эксперт в области специализированного аудита фитнес-клубов, президент группы компаний «Evolution-спортивный консалтинг» Тимур Беставишвили, - Теперь, когда человек покупает карту на год, получается, что его деньги как бы подвисают в виде аванса, который он постепенно исчерпывает.
Притом каждое зачерпывание он делает ложкой одного размера. И не может при новых правилах быть такого, что в январе он воспользовался огромной ложкой, а в июле - чайной. Большое число фитнес-клубов это ставит в трудное положение. Почему? Потому что при продаже годовых абонементов в договорах, которые они заключают, прописано условие - при преждевременном прекращении членства 30% стоимости абонемента удерживается.
Это всё равно, как если бы вы купили абонемент в столовую на год, а после первого дня посещения решили перестать там питаться. Говорите - верните мне деньги за 364 несъеденных обеда. Вам отвечают - извините, но, согласно договору, который мы с вами заключили, стоимость обеда, который вы съели вчера, равна стоимости обедов за 3,5 месяца. Это же абсурд?»
Поэтому, считает Тимур Беставишвили, поправки всерьёз озадачат особенно те клубы, где договоры составляются подобным образом. Их формулировки придется пересмотреть и исключить возможность «удержания» за возврат абонемента.
Третья важная проблема - формирование бухгалтерской отчётности. Клубам, работающим без автоматических учётных систем, придётся непросто. Считать каждое посещение клиента, формировать чеки, отправлять их в ФНС и клиенту - в работе появляется огромный пласт рутинных задач, для которых потребуются отдельные руки и много времени. Если программа клуба умеет учитывать оказанные услуги корректно, то проблема с временными затратами снимается. Современные системы могут сформировать чек по нужным параметрам и автоматически отправить его в ФНС и на почту клиенту.
Олег Матросов, руководитель проектов сети фитнес-клубов «Атлетик Джим», соглашается с остальными экспертами: «Конечно же, эти правила усложняют работу. Это целый отдельный бизнес-процесс, который будет возложен на бухгалтера, а в клубах, где штатного бухгалтера нет, эта задача ляжет на плечи управляющего. Вместо того, чтобы следить за продажами и уровнем сервиса, он будет тратить время на выполнение требований государства».
Конфликтные ситуации в случае возврата абонемента
Если идти по простому пути - делить сумму годовой карты на 12 месяцев и оформлять чеки на одну и ту же сумму каждый месяц, - с возвратом возможны сложности.
Например: клиент пришёл за возвратом, проходив в клуб 3 месяца. При этом в один из месяцев у него была заморозка. Получается, что в этот месяц он потратил меньше денег. Но клуб, используя простую схему, уже отчитался перед ФНС - «списали за месяц». Сумма возврата теперь не будет «биться» со стоимостью оказанных этому клиенту услуг. Придётся продумывать много дополнительных операций в качестве «костылей», чтобы устранить несовпадение. Или же просто достать денег «из кармана» - и возместить разницу клиенту в убыток бизнесу.
Формирование недостоверной отчётности
Эти ошибки неизбежны в работе больших клубов, считает Александр Вишняк, руководитель фитнес-клубов «GymPro Реутов» и «PowerHouse Gym Reutov». Прежде всего - из-за большого количества операций и разнообразия форм расчёта клиента с клубом.
«В фитнес-клубе с большой площадью количество членов обычно составляет более 4000 человек. Они пополняют свои лицевые счета (депозит) и в дальнейшем списывают деньги с депозита не только на приобретение абонемента (3, 6 и 12 месяцев), но и на дополнительные услуги – персональные тренировки, солярий, групповые программы и т.д.
Например:
-
05.07.2019 Иванов И.И. пополнил свой лицевой счёт на сумму 35 000 рублей.
-
05.07.2019 нужно пробить чек на сумму 35 000 - вид предоплаты АВАНС.
-
11.08.2019 был активирован абонемент на 12 месяцев стоимостью 18 000 рублей.
-
С 10.09.2019 ежемесячно в течение 12 месяцев (18 000 рублей/12 месяцев) клубом должен быть пробит чек на сумму 1 500 рублей ЗАЧЁТ АВАНСА.
-
15.08.2019 был активирован блок на 12 персональных тренировок стоимостью 12 000 рублей.
-
С 15.08.2019, в день посещения персональной тренировки клиентом, клуб должен пробивать чек на сумму 1 000 рублей ЗАЧЁТ АВАНСА.
Это ситуация на примере одного человека, а их более 4000! Ошибки неизбежны», - заключает Александр Вишняк.
Уязвимость перед проверками
«Из-за того, что в законе нет ясности, а также есть сложность его исполнения, может увеличится количество проверок и, естественно, штрафов» - считает эксперт в сфере налогового законодательства и управляющий партнёр консалтинговой компании TOPLINE Наталья Ненашева.
В случаях нарушения срока предоставления в ФНС информации и документов или отказ от их предоставления применяются штрафы:
- для должностных лиц до 3 000 рублей;
- для юридических лиц до 10 000 рублей.
Дополнительные траты
Олег Матросов говорит, что есть неочевидные издержки в связи с новыми поправками: «Нужно понимать, что в фискальном накопителе есть лимит не только по времени (на 36 месяцев), но и по количеству пробитых чеков. Это нигде не афишируется, но сотрудники компаний по обслуживанию касс открыто говорят, что если ваш фискальный накопитель на 36 месяцев, но бьётся очень много чеков в день, то он может закончиться раньше. То есть покупать фискальный накопитель и регистрировать его в ФНС придётся чаще».
Предельно чёткой инструкции о том, как оптимально действовать в этой ситуации, для фитнес-клубов и для других бизнесов, продающих долгосрочные услуги (туризм, детские центры и т.д.) всё ещё нет. В пояснительных записках и экспертных материалах есть общие советы, не поясняющие отраслевые нюансы. Тем не менее, на наш взгляд, руководству и бухгалтерам клубов нужно, как минимум сделать следующее:
Ознакомьтесь с требованиями обновленного законодательства и мониторьте все изменения в нём, касающиеся этой темы. Статью с пояснениями новых поправок от официального представителя Федеральной налоговой службы можно прочесть здесь, а текст закона – здесь.
Убедитесь, что система учёта, которую вы используете в своем фитнес-клубе умеет следующее:
-
принимать доход методом начисления по членствам ежедневно на сумму пропорционально сроку, по пакетам услуг в момент оказания услуги или в момент окончания срока действия пакета;
-
в моменты принятия дохода автоматически формировать чеки на зачёт аванса и отправлять их на почту клиенту.
Если этих опций в системе нет, проконсультируйтесь с разработчиками о добавлении таких возможностей.
Разработайте несколько сценариев расчётов в случае возврата абонемента вашим клиентом: если была заморозка, если не было, если принимал участие в акциях и т.д. (в зависимости от возможных манипуляций с картой в вашем клубе).
Еще один вариант поведения, который предлагает Наталья Ненашева – «Рассматривать эту ситуацию можно так, будто продавец реализует не услуги, а право ими воспользоваться. Тогда кассовый чек на отгрузку можно сформировать сразу после вручения абонемента владельцу. То есть мы годовой абонемент продаём сразу как право пользоваться данными услугами в течение года, а не как аванс».
Читайте также:
Фитнес-клуб: бизнес, которому кризис на пользу.
Запускаем фитнес-клуб: зачем продавать карты ещё до открытия.
Автоматизация в фитнесе: как устранить хаос и начать зарабатывать.