Франшиза или собственный проект: четыре шага к выбору бизнес-модели

Прочтёте за 3 мин.

Несколько важных рекомендаций для тех, кто выбирает свой путь в бизнесе

IT-инструменты, которые использует Олег Протопопов

  • Trello
  • Asana
  • Slack
  • Zoom

Многие предприниматели на этапе запуска нового проекта выбирают – открыть им бизнес под собственным брендом или по франшизе. В каждом из подходов есть и преимущества, и недостатки. И на этапе выбора концепции бизнеса важно проанализировать все нюансы. О том, как начинающему предпринимателю оценить плюсы и минусы каждой из бизнес-моделей, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал руководитель департамента развития компании «Subway Россия» Олег Протопопов.

Досье

Олег Протопопов, руководитель департамента развития  «Subway Россия». В компанию пришёл в 2005 году, до этого работал в госструктурах. В 2010 году стал региональным менеджером по развитию сети, в 2015 году возглавил департамент развития Subway Россия. Сегодня у сети 220 франчайзи, работающих в разных регионах России.

Олег Протопопов

Анализируем данные о рынке

При выборе рынка, на котором вы хотите работать, важно понимать, насколько он уже заполнен конкурентами. Оценивайте не только их количество, но и то, какие ниши в этой индустрии наиболее перспективные, какие способны принести наибольший доход и какие ещё остаются незанятыми. 

На мой взгляд, одним из самых популярных рынков для открытия бизнеса по-прежнему является общепит. Причина проста – люди всегда будут голодны, какие бы кризисы не происходили и что бы ни случалось. 

Если предприниматель самостоятельно хочет начать работать в сфере фаст-фуда, он должен изучить этот сегмент на своём локальном рынке. Первичное исследование включает в себя мониторинг рынка и изучение локации для своего заведения с точки зрения конкурентной среды, транспортной и пешей доступности, близости к первой линии, потока людей и т.д. Также нелишним будет пообщаться с действующими предпринимателями из этой индустрии. 

Если предприниматель открывает свой проект по франшизе, то анализ рынка ему предоставит франчайзер. От него вы сможете получить детальную информацию о потенциальной целевой аудитории и её покупательской способности, о конкурентах, о трафике в районе выбранной локации и т.д. Важно, чтобы такая аналитика была предоставлена для конкретного региона а не просто в виде свода данных по тем городам, где уже присутствует бренд. 

Объективно оцениваем свои деловые качества

Предприниматель – это определённый склад характера. Типичный портрет предпринимателя - активный человек, который хочет сам управлять своим бизнесом и своей жизнью, не боится брать ответственность за свои решения. 

Поэтому всем, кто планирует стать предпринимателем, необходимо объективно оценить свои деловые качества и собственные амбиции. Спросите себя, принципиально ли для вас быть абсолютно свободным в принятии решений и не зависеть от чужого мнения. Если эти факторы для вас ключевые, то даже при отсутствии опыта вам лучше открывать собственный бизнес, а не покупать франшизу. 

Если же вы готовы прислушиваться к рекомендациям более опытных коллег и следовать определённым правилам, то франшиза может стать для вас подходящим вариантом бизнеса. Не нужно забывать, что франчайзи так или иначе всегда будет зависеть от управляющей компании в стратегических вопросах развития бизнеса. 

Франшиза – это всегда строгий набор поверенных и работающих инструментов и стандартов, которые необходимо использовать в своём проекте. В этом и заключается суть данной бизнес-модели. 

Анализируем опыт - свой или чужой

Если вы новичок в бизнесе и запускаете проект, не имея предпринимательского опыта, то вам придётся самостоятельно настраивать все бизнес-процессы. Это может повлиять на скорость запуска и на сроки окупаемости. Не исключено, что вы допустите ошибки. Я бы порекомендовал начинающим предпринимателям перед запуском поработать несколько месяцев на позиции рядового сотрудника у ваших будущих конкурентов. Изучите бизнес изнутри, поймите, что и как вы будете делать лучше, чем конкуренты. 

Если же мы рассматриваем открытие бизнеса по франшизе, то важно учитывать опыт франчайзера. Франчайзер должен быть известным игроком на рынке франшиз, иметь успешную действующую франчайзинговую сеть, в идеале функционирующую в разных регионах и под руководством разных франчайзи.

Один из показателей эффективной франшизы – количество франчайзи-партнёров, которые открывают более одного заведения. Это подтверждает, что франчайзер обладает необходимым опытом и экспертизой в открытии и управлении бизнесом. Кроме того, это доказывает, что модель франшизы эффективна, а открытый по ней бизнес – окупаемый. Например, в нашей сети Subway в России сейчас работают 220 франчайзи, на каждого в среднем приходится два ресторана. Максимальное количество ресторанов Subway, находящихся под управлением одного франчайзи – 16. 

Помимо привлечения партнёров и открытия новых точек добросовестный франчайзер всегда заинтересован в развитии своих франчайзи. Так, вместе с франшизой он предоставит своим партнёрам доступ к обучающим материалам, которые помогут быстрее получить необходимые знания и навыки для управления и развития своего дела. Франчайзи всегда может рассчитывать на своевременное решение возникающих вопросов и поддержку опытного ментора. Тем самым риск совершения ошибок во много раз снижается. 

Взвешиваем плюсы и минусы бизнеса по франшизе

Открывая бизнес по франшизе, предприниматель сразу получает возможность работать на рынке под известным брендом. В этом случае не придётся вкладывать максимум усилий для раскрутки бренда. Управляющая компания поможет в выборе оптимальной локации и заключении договоров с подрядчиками на выгодных условиях. Но, конечно, придётся пойти на определённые финансовые затраты - паушальный взнос и ежемесячные роялти.

Важно понимать, что франшиза - это не просто денежный взнос, после которого бизнес функционирует сам по себе. Франчайзи, как и владелец собственного бизнеса, обязан участвовать во всех процессах. И не просто участвовать, а управлять ими. 

Следует учитывать ограничения, которые накладывает на предпринимателя договор о франшизе. Франчайзи обязаны предоставлять управляющей компании финансовую отчётность о работе своего заведения и строго соблюдать все дедлайны. В противном случае грозит расторжение договора и переформатирование бизнеса.  

Не стоит забывать, что франчайзи обязан платить роялти и делать отчисления в рекламный фонд для маркетингового продвижения бренда на территории страны. Всё это определённо будет сказываться на ценовой политике и расходах каждого партнёра. Очевидным минусом может стать и то, что по правилам франшизы предприниматель не сможет выбирать поставщиков продукции. 

Вместо резюме

Вне зависимости от того, какой путь для себя выберет предприниматель, он должен изучить все возможные варианты для развития бизнеса. Очевидно, что модель бизнеса по франшизе подходит людям, ориентированным на командную работу и не обладающими богатым предпринимательским опытом. 

Запуск же собственного проекта – это всегда свобода выбора, максимальная ответственность за каждый свой шаг и независимость от внешних факторов. 

Какой бы путь вы ни выбрали, в любом бизнесе главное – всегда трезво оценивать как свой потенциал, так и потенциал выбранной вами бизнес модели. 

Удачи вам!

Biz360

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

15 февраля 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов