Generation Z: как бизнесу мотивировать зумеров на эффективную работу

Прочтёте за 3 мин.

«Ставить задачи зумерам надо лаконично и чётко»

IT-инструменты, которые использует Сергей Иванов

  • Trello
  • Zoom
  • Telegram
  • AmoCRM

Представители поколения Z – людей, родившихся со второй половины 1990-х по первую половину 2010-х – с каждым годом составляют всё большую долю сотрудников в компаниях. К 2030 году именно они станут главной рабочей силой в экономике. Вместе с тем, у работодателей к зумерам есть много претензий: считается, что они недостаточно мотивированы, ленивы и инфантильны. О том, насколько обоснованы эти претензии и как использовать особенности поколения Z на пользу бизнеса, в своей авторской колонке рассказал директор по продукту платформы для поиска удалённой работы Zlaker Сергей Иванов.

Досье

Сергей Иванов – 31 год, директор по продукту онлайн-платформы для поиска удалённой работы  Zlaker. Имеет высшее образование в сфере IT, более 10 лет занимается интернет-маркетингом, участвовал в создании ряда российских и международных стартапов, в том числе в сфере финтех и ecommerce. В 2020 году стал одним из основателей сервиса Zlaker, который предоставляет возможность продавать продукты и услуги ведущих компаний и банков.

Сергей Иванов

«Живём только один раз»

Пандемия не только приостановила деятельность многих компаний и ударила по экономике и бизнесу. Она позволила многим людям, хотели они этого или нет, взять тайм-аут от напряжённой работы. И многим это понравилось настолько, что эксперты заговорили о так называемой YOLO-экономике (от английской аббревиатуры You Only Live Once – «живём только один раз»).

Суть этого явления в том, что люди больше не хотят посвящать свою жизнь только работе, многие уходят из солидных компаний, которые требуют от своих сотрудников работать в режиме 24/7 – чтобы наслаждаться жизнью «здесь и сейчас». Философия YOLO находит наибольший отклик у молодёжи, которая ещё не успела прикипеть к корпоративной жизни и в принципе более склонна к экспериментам.

Конечно, нельзя сказать, что молодёжь массово не хочет работать. Поколение Z ( так принято называть людей, родившихся со второй половины 1990-х по первую половину 2010-х) неоднородно. Среди его представителей действительно есть те, кто не готов связывать свою жизнь с корпоративными целями и интенсивно работать. Но есть и амбициозные молодые люди, нацеленные на карьеру и высокий доход.

Generation Z

Поэтому нельзя сказать, что зумеры поголовно не готовы вкладывать усилия в карьеру и жертвовать удовольствиями и личной жизнью ради высокой должности и денег. Просто для них нужно использовать другие стимулы и другую мотивацию, чем для более старших поколений.

Больше свободы

Не надо бояться давать зумерам свободу. Например, если они хотят работать вне офиса, почему бы не предоставить им подобную возможность? По крайней мере, в тех сферах, где это возможно, например, в IT, маркетинге, науке и образовании.

До пандемии прогрессивные работодатели стремились создать условия, при которых сотрудникам вообще не нужно покидать офисы. Корпоративные лаунж-зоны, фитнес-клубы, бесплатное питание и даже спальные капсулы – всё это приковывало сотрудника к рабочему месту. Теперь ситуация радикально переменилась, и эти же самые передовые компании поспешили заявить, что навсегда оставят сотрудников или хотя бы часть команды на удалёнке. Хотя можно посещать офис, если кому-то комфортнее работать так.

При этом свобода не является синонимом анархии – сотрудников надо контролировать, а молодых сотрудников тем более. Если опытные специалисты могут отчитываться о проделанной работе еженедельно, то для новичков этот срок может измеряться рамками одного дня.

Generation Z

Вы можете не требовать обязательного присутствия человека на месте с 9 до 18, но надо сразу обозначить время планёрок и примерные рабочие часы, то есть время, когда все сотрудники обязаны быть на связи. Необходимо установить чёткие правила доступности: например, обязанность отвечать на сообщения в чате в течение получаса или заранее предупреждать, если по каким-то причинам сотрудник будет вынужден выпасть из рабочего процесса.

Эти требования не должны восприниматься как придурь работодателя. Дайте понять молодым сотрудникам, что их эффективность напрямую влияет на успехи других, в том числе более опытных коллег и бизнес-процессы в целом.

Осмысленная работа

Что действительно отличает зумеров от представителей других поколений, так это здоровый прагматизм. Вместо того, чтобы бросаться выполнять любое спущенное сверху поручение, они желают разобраться, в чём его смысл. Такая щепетильность может раздражать, особенно менеджеров старой закалки. Именно с этим, на мой взгляд, связан стереотип, будто зумеры ленивые и не разделяют корпоративных ценностей.

Ставя задачу молодым сотрудникам, стоит не только рассказать о технических моментах, но и потратить немного времени на объяснение, для чего она нужна. Например, рутинный обзвон клиентской базы не должен восприниматься как способ убить время молодого сотрудника. Расскажите, что это важный участок работы для повышения лояльности клиентов и увеличения продаж.

Generation Z

Зумеры привыкли жить в постоянном информационном потоке и в массе своей не отличаются повышенной внимательностью. Существует распространённый стереотип, что они не способны концентрироваться на задаче дольше 8 секунд. Однако всё зависит от задачи. Поверьте, если зумер проникнется тем, что выполняет важное дело, он даст фору поколениям Y, X и бэби-бумерам.

Мы привыкли думать о деньгах как о главном мотиваторе. Но в качестве поощрения зумеров также отлично работает похвала, награда, которой можно поделиться в социальных сетях, или просто поощрительный пост руководителя.

Цифровая революция

Особенности восприятия информации стоит учитывать и в процессе коммуникации. Ставить задачи зумерам надо лаконично и чётко. Идеально для этого подходят рабочие чаты.

Зумеры не любят общаться по телефону. Например, по статистике сервиса «Юла», они в три раза чаще блокируют аудиозвонки в приложении, чем люди старше 45 лет – 35% против 10%. Молодым людям проще отправить сообщение в чате или, на худой конец, по электронной почте. Поэтому именно эти каналы коммуникации стоит использовать как основные, а телефонный звонок приберечь для самых экстренных случаев.

Generation Z

Умение пользоваться цифровыми сервисами является большим достоинством зумеров по сравнению с другими категориями сотрудников. Молодые люди охотно и легко осваивают новые приложения и платформы. Не случайно, если раньше сервисы для дистанционной работы вроде Microsoft Teams или Space от JetBrains были популярны преимущественно в IT-среде, сейчас они используются для эффективной работы и компаниями из других сфер. И зумеры могут стать главными евангелистами подобных преобразований.

P.S.

В течение следующих десяти лет зумеры станут наиболее многочисленной и активной категорией сотрудников, с чьими интересами нельзя будет не считаться. Продвинутые работодатели делают это уже сейчас.

Generation Z

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».

19 августа 2021

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов