Многие реальные и потенциальные предприниматели ищут для запуска нового проекта идею с так называемым пассивным заработком – когда небольшой бизнес генерирует небольшую прибыль, требуя при этом минимального участия. Это удобный вариант для тех, кто много времени посвящает основному бизнесу или не хотел бы оставлять работу в найме. Компания «Море желаний» предлагает потенциальным франчайзи как раз такой вариант – установку в торговых центрах аквариумов-автоматов. Об особенностях этого бизнеса нам рассказали совладелец компании Максим Артюшенков и один из партнеров-франчайзи Алексей Осадчий.
«Море желаний» - компания, запустившая проект по производству и установке в проходимых местах стационарных аквариумов; посмотреть на рыбок всем желающим можно бесплатно, а за возможность покормить их нужно заплатить 100 рублей (при этом в подарок клиент получит магнитик). Стоимость одного аквариума – от 800 тысяч рублей, срок окупаемости декларируется от 5-6 месяцев, партнер-франчайзи должен отчислять франчайзеру 20% роялти ежемесячно. Совладельцы компании – Максим Артюшенков, Михаил Чеботарёв, Станислав Ряховский.
Как возникла идея аквариума-автомата
Максим: Эта идея пришла в голову аквариумисту Станиславу Ряховскому, одному из соучредителей компании. Затем мысль подхватил Михаил Чеботарев, который смог сделать пилотный образец аквариума и протестировать его. Три года назад я познакомился с Михаилом. У моих партнеров не было опыта в подобном бизнесе, а я занимаюсь им более 10 лет. Мы стали партнерами, и идея стала бизнесом.
Эта идея меня захватила. Рисков было очень много, и три дня я не понимал – стоит ли связываться. К положительному решению меня сподвиг знак судьбы: увидел на улице разрисованную золотыми рыбками стену. Граффити украшала надпись «доверься лучшему». Вот я и доверился. Первый аппарат мы поставили три года назад в Дарвиновском музее. А на коммерческой основе мы стали ставить аппараты в 2013 году.
Изначально планировали заниматься бизнесом полностью сами: выяснили, что продавцы рыбок зачастую поставляют некачественную живность, поэтому открыли свою фирму по выращиванию.
Сейчас в компании работает около 20 человек. Это инженеры, аквариумисты, монтажники, офис продаж, административные работники.
Максим: Первый франчайзи Алексей Осадчий на нас вышел сам в середине 2014 года. Он решил, что это удачный вариант. Мы какое-то время думали над предложением, потом решили, что стоит развиваться именно по схеме франшизы.
Сейчас у нас установлено по франшизе шесть аквариумов. По 15 аквариумам подписаны договоры на установку в декабре и январе. И несколько договоров заключены на более позднее время – в течение 2016 года появится порядка 200 аквариумов во многих регионах России.
Алексей: Я установил первый аквариум летом 2014 года. До этого занимался механическими вендинговыми автоматами (Beaver, Wizard), установил штук 30 таких аппаратов в Москве и области, и задался целью установить что-то новое и необычное. В торговом центре и наткнулся на аквариум «Море желаний».
В вендинговом бизнесе главная проблема – выбить хорошее место. Ну не любят у нас администрации торговых центров автоматы. Здесь же видели рыбок, позитивно реагировали. Мне кажется, что это хорошо. Ну и отдельный плюс, что сама установка не заняла много времени. Условия размещения в торговом центре - ежемесячная арендная плата.
Максим: В интернете много откликов о том, что рыбки остаются голодными, если клиенты их не покормят. Нас порой называют чуть ли не живодёрами. Это неправда. Специальный аппарат отслеживает количество корма, который получили рыбки. В зависимости от этого рассчитывается их ежедневный рацион. В какие-то дни количество специального сухого корма убавляется, в какие-то – увеличивается. Зависит от потока клиентов. Голодными рыбки точно не остаются.
Мы разводим специальных рыбок на базе в Подмосковье. Питомцы здоровые и красивые (в отличие от большинства предлагаемых сторонними поставщиками). Но это очень большой и сложный кусок нашего бизнеса. Получить поставки здоровой рыбы, мне кажется, невозможно. Станислав управлял зоопарком в Ташкенте, он полностью курирует этот вопрос. Основные виды – это неклассическая золотая рыбка, попугаи разного цвета и сомы. Сомы нужны для баланса – они чистят аквариумы. Остальные больше для украшения, каких-то практических функций они не выполняют.
Алексей: Нас в компании всего двое – я и бухгалтер. При этом я не занимаюсь непосредственно аквариумами. В мои задачи входит общее руководство, контроль за расходами и прибылью. Бухгалтер ведет налоговый учет и оплачивает все счета (аренда, обслуживание, расходники и т.д.).
Сотрудники компании-франчайзера производят все работы по уходу и обслуживанию аквариума, включая инкассацию и перевод денег на мой счет. Когда 100 человек получают свои подарки-магнитики, я получаю смс с каждого автомата, а в конце месяца мне приходит отчет по работе каждой из точек.
Максим: Мы сами подыскиваем место для установки аквариумов. Место в торговом центре в Москве стоит порядка 30 тысяч рублей в месяц, в регионе – около 10 тысяч рублей. Мы устанавливаем аквариум, делаем декор, запускаем рыбок. Затем занимаемся обслуживанием. Ежемесячно франчайзи платит за обслуживание, аренду и расходные материалы.
Алексей: Для меня это не основной вид заработка, но самый пассивный. Он не занимает времени вообще. Заниматься этим выгодно, если найти хорошее место, точнее, если найти лучшее место в отличном торговом центре. Проходимость – это самое главное. Ведь наша услуга основана на импульсивной покупке: еще минуту назад покупатель не знал, что будет кормить рыбок за деньги. Озвучить среднюю проходимость довольно тяжело: всё зависит от выбранного места.
Если говорить о прибыли: первые деньги я получил в первый же день работы автомата, а в целом его окупаемость заняла порядка полугода. Второй аквариум окупился за чуть больший период – где-то за 8 месяцев. В первый месяц я заработал 60 тысяч рублей.
Максим: Мы вложили в этот бизнес около 20 млн. рублей. Рассчитываем выйти на прибыль в следующем году. Много потратили на разработку оборудования, поиск нужного вида рыб, отладку самого процесса производства аквариумов. Не каждая выдержит порционное кормление. Дело растет, развивается, поэтому у нас есть все шансы на успех.
Как открыть хостел в своей квартире.
Как запустить производство пирожков по бабушкиным рецептам.
Как заработать на необычных кошельках с принтами.