Играют все! Как устроена и на чём зарабатывает детская театральная школа

Прочтёте за 5 мин.

«У нас каждому найдётся роль, да ещё и со словами»

IT-инструменты, которые используются в проекте Арткласс

  • Wordpress
  • YouTube
  • Instagram
  • ВКонтакте

Иван Солдаткин, известный в родной Самаре как шоумен, резидент Comedy Club Samara Style и участник программы «Смех без правил» на ТНТ, несколько лет назад вместе с женой Анной уехал в Санкт-Петербург по приглашению Comedy Club Production. Но из Северной столицы по семейным обстоятельствам пришлось вернуться. Солдаткины привезли из Петербурга не только новый опыт, но и новые идеи – и запустили в родном городе детскую театральную школу. О том, как устроена и на чём зарабатывает театральная студия, порталу Biz360.ru рассказал основатель проекта «Арткласс» Иван Солдаткин.

Досье

Иван и Анна Солдаткины, супруги-предприниматели из Самары, основатели детской театральной школы  «Арткласс». Оба выпускники театрального факультета Самарского государственного института культуры. Ивану 33 года, он шоумен, ведущий мероприятий, резидент Comedy Club Samara Style. Анне 32 года, она педагог и режиссёр. Театр-школу «Арткласс» запустили в 2015 году. 

Иван и Анна Солдаткины

В Питере - петь

Эта история началась в 2013-м году, когда мы с Аней переехали в Санкт-Петербург, куда меня пригласили работать в авторскую группу филиала Comedy Club Production. И вот мы живём в Питере, гуляем по легендарным улицам, а на досуге смотрим сериалы. В один из хмурых питерских дней Аня скинула мне ссылку на новый сериал «Glee» («Хор») - довольно спорный по своему содержанию, но очень талантливый по музыкальному наполнению. Это сериал-мюзикл, в котором сюжет разворачивается вокруг школьного хора, созданного молодым учителем из кучки старшеклассников-неудачников. В общем, оказалось, что его смотрит куча народа.

Аня как-то в одной из соцсетей зашла в группу любителей сериала и наткнулась на комментарии подростков, что вот, мол, было бы здорово, если бы у нас было такое место, в котором можно так же заниматься творчеством с близкими по духу людьми. Аня написала в ответ на это, что она режиссёр, тоже смотрит этот сериал и, если будет интерес, то мы бы могли открыть что-то аналогичное в Питере. Ей в личку тут же стали писать подростки с просьбой скинуть время и место встречи, и мы поняли, что это может выстрелить.

Недолго думая, назвали проект «Gleek Club SPB», я нафотошопил логотип и первый баннер-приглашение на кастинг мюзикла по мотивам сериала «Glee». Через неделю мы уже сняли зал на улице Чкаловской в арт-центре «Печатный двор». На первое оргсобрание пришло около 100 человек! Это была чистая импровизация, естественно, мы не прописывали бизнес-планов, просто прикинули стоимость участия, сложив аренду зала, оплату педагогов по вокалу и хореографии и наш режиссёрский гонорар.

Иван и Анна Солдаткины

Но так как мы не учли ещё кучу нюансов, через полгода волна популярности «Glee» спала и наш бизнес закончился. Честно говоря, он вообще начал трещать по швам уже на второй месяц, так как старшеклассники и студенты - не самые ответственные в финансовом плане люди. Но главное – мы получили прививку предпринимательства, а также поняли, что можем генерировать деньги на собственных идеях, знаниях и опыте без посредников в лице организации, бренда и вышестоящего руководства.

В моём понимании предпринимательство - это новая, более высокая ступень в твоей профессиональной эволюции, когда ты становишься самостоятельным игроком на рынке.

Три в одном

В 2015 году у нас родился ребёнок, и мы переехали обратно в Самару. Когда у нас появилась дочка, мы стали завсегдатаями детских площадок и поликлиник, то обратили внимание на огромное количество детей вокруг. И тогда родилась идея - открыть школу актёрского мастерства, в которой учебный процесс был бы построен, как в сериале «Хор», на основе мюзикла, но целевую аудиторию поменять со старших подростков на детей. И в том же году в Самаре появился наш проект «Арткласс».

Основная идея такая: поскольку театр - это синтез искусств, объединяющий в творческом процессе музыкантов, хореографов, режиссёров, актёров, художников-оформителей и т.д., то каждый наш ученик, принимая участие в постановке спектакля, получает огромный творческий опыт и возможность развивается сразу в нескольких направлениях.

Арткласс

В общем, наша миссия - раскрывать творческий потенциал ребёнка, не зажимая его в жанровые рамки. Мы помогаем формировать личностные техники социального взаимодействия - от публичных выступлений до умения организовывать себя и проявлять лидерские качества в различных жизненных ситуациях. Оригинальность нашей образовательной программы в том, что мы предлагаем детям регулярные занятия сразу по трём направлениям - актёрское мастерство, хореография и вокал.  

Есть ещё одно уникальное направление, для самых маленьких: с детьми от 2 до 4 лет мы занимаемся музыкальным театром по методике немецкого музыканта и педагога Карла Орфа. Этого в Самаре точно кроме нас никто больше не делает. Да и в принципе, детских театральных студий в нашем городе, когда мы начинали, было раз-два и обчёлся, ну и сейчас примерно столько же.

Step by step

Мы начинали работать вчетвером: я, Аня, а также нанятые педагоги по хореографии и вокалу. В проект мы вложили те деньги, которые я заработал как ведущий свадеб. Сняли в аренду помещение и начали набирать группы.

Схема продвижения была такая: сделали сайт на движке Wordpress, создали группу в «ВКонтакте», оплатили «ЯндексДирект». Забегая вперёд, скажу, что самые эффективные инструменты продвижения - это сарафанное радио и интернет. Но мы действуем и по старинке - каждый август развешиваем рекламу на остановках в районе нашей школы, но отклик на неё небольшой.

Арткласс

Чтобы родители узнали про нашу школу, стали участвовать в разных мероприятиях для мамочек и детей. Аня делала актёрские тренинги для ребят, в игровой форме, но с пользой. Они, кстати, так нравились детям, что всегда проходили на «ура», да и вообще реакция на нашу школу была самая позитивная. Но! Как выяснилось, до реальных занятий доходит процентов десять от тех, кто говорит «нам это интересно». В цифрах выглядит это примерно так: 100 человек узнали, 50 позвонили, 30 записались, 20 дошли до занятий 12-15 ходят и платят постоянно.

Как всё устроено

Мы набираем группы детей 4-6, 7-9 и 10-14 лет, по пятнадцать человек в группе. Есть дополнительные индивидуальные занятия по технике речи и вокалу, есть направление «хореографический театр» - для тех, кто хочет только танцевать, и есть «английский театр», где занимаются дети со знанием языка и ставят постановки на английском.

Каждая группа делает один отчётный спектакль к концу учебного года, если он получается хорошим - мы рекомендуем родителям куда его можно вывезти и показать, сейчас проходит много интересных фестивалей детского творчества, как в областном масштабе, так и во всероссийском и даже международном.

Поскольку поездки оплачивают родители по собственной инициативе, то мы предлагаем разные варианты и с каждой группой всё решается индивидуально: кто-то выступает в Самаре, кто-то летит в Москву, Питер или Сочи, а кто-то и в Париж. Но где бы ребята ни выступали, это всё равно непередаваемая атмосфера фестиваля, творчества, сильные эмоции, опыт работы на сцене.

Арткласс

Конечно, есть и свои трудности. Например, театру очень трудно подобрать репертуар - очень мало детских пьес, старое всё избито и поставлено тысячу раз, а нового нет. Поэтому Ане и другим педагогам по актёрскому мастерству приходиться брать на себя роль драматургов. Вообще, моей жене уже можно выпустить книгу своих сценариев, это уникальный материал, который нигде больше не найдёшь.

Мы пишем сценарии по мотивам фильмов, по мотивам сказок, не очень известных произведений детской зарубежной литературы. Конечно, прозы интересной много, но рассказ или повесть ведь нельзя взять и поставить - нужно переработать прозаический материал в драматургический, чтобы появились диалоги и действующие лица, на это уходит много сил и времени. Например, из «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина мы делали пластический спектакль, а текст добавили только как вспомогательный элемент.


Обычно летом, на каникулах, мы начинаем поиск материала, а сентябрь-октябрь уходит на написание сценария. Но, на этом дело не заканчивается: написали сценарий, а он на конкретную группу детей просто «не ложится» - не те характеры, не тот набор персонажей. И всё начинается заново. Или приносишь материал, а старшая группа говорит, а нам это скучно, мы комедию хотим! А ты четыре месяца в философию Рэя Брэдберри погружался...

В таком случае мы ищем компромисс и идём навстречу ребятам. Ведь это же подростки, которые с одной стороны - максималисты, с другой - очень чувствительны к мнению ровесников. Если слишком давить авторитетом, Петя обидится и бросит ходить к нам в студию, а ведь вместе с Петей ходит его друг Вадик, и если Петя уйдёт, то и Вадик вместе с ним, а в Вадика влюблена Оля, и если не будет ходить он, то и Оля долго не протянет, а вместе с Олей уйдут Вика и Света... В общем, труппа развалится.

Арткласс

Мы всегда прислушиваемся к мнению детей и пожеланиям родителям, потому, что мы всё-таки частная школа и занимаемся развитием детей. И всегда помним, что наша задача - не производить отбор талантливых от обычных, а дать каждому ребёнку возможность проявить себя и развить те творческие способности, которые в нём есть. Почувствовать вкус сцены, вкус актёрства, вкус театра. Поэтому у нас каждому найдётся роль - ещё и поэтому приходится перерабатывать материал, чтобы было побольше героев со словами.

С малышами другие проблемы - они ходят очень нерегулярно, часто болеют, капризничают, в итоге занятия посещают по пять человек, а поскольку аренда и педагог у нас за фиксированную плату, то экономически это особо не выгодно. Но, закрыть это направление рука не поднимается.

Про оргмоменты

Со временем мы задумались о расширении – и открыли два филиала, теперь у нас три студии в разных районах Самары. Сделали это отчасти потому, что считаем это правильной стратегией развития, отчасти - для статусности, отчасти для удобства родителей: люди предпочитают развивать детей в шаговой доступности от дома, лишь единицы готовы возить их по пробкам на занятия.

Что касается организации процесса, то между нами обязанности распределяются так: Аня преподаёт актерское мастерство, занимается режиссурой и драматургией; я - больше организационными и рекламными вопросами, конечно, подключаюсь к постановкам спектаклей, но уже на финальном этапе.

Арткласс

Сейчас у нас работают шесть педагогов, все на договоре. Наша кадровая политика не изменилась за три года - мы изначально брали лучших и платили им в два раза больше, чем средняя зарплата у таких специалистов по городу, потому что только с профессионалами можно делать что-то действительно крутое.

Конечно, каждый спектакль - это целое производство: костюмы, музыка, сценография и т.д. А поскольку в роли продюсеров у нас родители, то каждый спектакль в каждой группе мы обсуждаем индивидуально - первоначальные задумку и варианты по стоимости костюмов и декораций.


Есть швея, которая на заказ шьёт нам костюмы по договору подряда, есть мама, которая водит к нам своего ребенка на занятия и умеет делает руками всякие классные вещи.   Кроме оплаты за занятия, у нас есть отдельный сбор на аренду площадки, световое и проекционное оборудование, костюмы и декорации - получается 5000 рублей с человека.

Доходы-расходы выглядят примерно так. Стоимость месячного абонемента на 12 занятий по вокалу, хореографии и актёрскому мастерству – 3300 рублей за каждое направление, но можно купить абонемент за 3500 на те же 12 занятий, куда входят все три эти направления. Месячный абонемент на 8 занятий для малышей также стоит 3300 рублей. А абонемент на 12 занятий направления «английский театр» - 5500 рублей. Если в филиале занимается 100 человек, это приносит в месяц доход около 350 000 рублей; половину съедает аренда, другие статьи расходов - зарплата педагогов, налоги, реклама, разные оформления, ну и около 30% составляет прибыль.

Арткласс

В чём главный риск такого бизнеса? В том, что мы можем просто не набрать группу или когда в группе остаётся меньше 10 человек и она становиться нерентабельной, но детей ведь не разгонишь. Поэтому мы вообще группу не открываем, если на бесплатное пробное занятие записалось меньше 30 человек. С этим никогда не угадаешь и не спрогнозируешь - например, в этом году мы набрали пять групп в возрасте 4-6 лет, и только две 10-14 лет.

P.S.

Театр-школа занимает практически всё наше время, а то, что остаётся - мы посвящаем нашему ребёнку. К тому же я продолжаю работать как ведущий мероприятий, а Аня ездит с ребятами на фестивали. Так что больше ни на какие личные хобби времени не остаётся.

Но, с другой стороны, эти временные затраты окупаются энергетически и эмоционально. И, скажу больше - «Арткласс» для меня и есть главный источник энергии и мотивации: ведь это и своё дело, и творчество, и общение с детьми и просто классными, талантливыми и симпатичными людьми.

Иван и Анна Солдаткины


Читайте также:

Обнимая небо: как заработать на студии авиамоделирования.
Лошадью ходи, лошадью
: как заработать на обучении детей шахматам.
Бизнес профессора Звездунова: как заработать на научных шоу для детей.

04 декабря 2018

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов