Почему предприниматели, одновременно стартовавшие и работающие на похожих рынках, через несколько лет оказываются в разных «измерениях» - один так и тянет свои два-три небольших магазинчика, а другой за это время вырастил свой стартап в серьёзную корпорацию? Одна из причин – неумение многих предпринимателей отделять себя от своего дела. О том, через что нужно пройти владельцу компании, чтобы стать бизнесменом, а не предпринимателем-ремесленником, в своей авторской колонке на портале DK.ru рассказал глава компании Larixon Ltd Евгений Островский.
Евгений Островский, 35 лет, предприниматель из Екатеринбурга, сооснователь и генеральный директор компании
Larixon Ltd (международная сеть сайтов поиска работы). Образование: Уральский государственный технический университет (специальность - экономист-математик). Живёт на Кипре, бизнесом руководит удалённо. Женат, трое детей.
Поначалу ты принадлежишь бизнесу, а не он тебе, и только при таком раскладе у тебя что-то получится.
В идеальном мире, как его нам описывают различные консультанты, для человека бизнес - это способ достичь своих целей, бизнес служит его создателю. Он как инструмент сильного человека, который знает, что делает. И нам всем этого очень хочется. Но в реальном мире всё не так! И так почти никогда не бывает.
В реальности мы, владельцы, служим своему бизнесу днём и ночью, мы решаем его проблемы, затыкаем дыры, и постепенно понимаем, что мы с ним неразрывно связаны. Этой стадии миновать нельзя. А даже если было бы и можно, я этого крайне не советую. Через неё очень важно пройти.
В последнее время принято петь хвалебные гимны Илону Маску, который пришёл на смену Стиву Джобсу как икона инновационной экономики. Но Маск все свои великие проекты делает на чужие деньги. Он, конечно, молодец, но, по сути, он не предприниматель. До тех пор, пока ты не побывал в ситуации, когда вместо еды или памперсов ребенку отнёс свои деньги в бизнес, ещё неизвестно, какой ты предприниматель.
Если в моей компании, в которую я верю, возникнет «затык», что-то «прогорит» и потребуются ресурсы, я пойду продавать своё имущество, я так уже делал и сделаю снова. Это моя обязанность как владельца.
Почти весь наш успешный отечественный малый бизнес и большая часть среднего держится на своих владельцах, их ещё можно назвать предпринимателями-ремесленниками. Такой человек является ключевым активом своей организации. У него главные связи, он лучше других в компании делает самую важную работу. Но такой предприниматель, он как джинн из старой арабской сказки: когда-то хотел многого и всё это получил, но теперь он - раб своей лампы. Он могущественнее «обычного» человека, но от «лампы» ни на шаг.
Если ты хочешь расти и развиваться, повысить свой уровень, нужно перестать думать только как предприниматель-ремесленник и научиться думать как бизнесмен-инвестор.
Для меня это было очень болезненно: мы закрывали направления, в которые вкладывали десятки миллионов рублей, потому что решали: всё, хватит. Но потом я понял, что закрывать интересные, любимые, но уже идущие на дно проекты - это полдела. Надо научиться отказаться от прибыльного проекта, который неперспективен, но приносит сейчас деньги, ради пока еще неприбыльного, но за которым ты видишь будущее. Вот реально сложно формируемый, но очень полезный для бизнесмена навык.
Плох тот предприниматель, кто не хочет стать бизнесменом-инвестором, но получается не у всех.
Вы можете открыть свой ресторанчик, мастерскую, магазин, и это дело даже будет приносить вам хорошие деньги. Но это ещё не значит, что у вас есть бизнес.
Потому что вам надо научиться смотреть на составные части этого проекта или даже на него целиком и четко понимать, когда и при каких условиях вы его закроете не только из необходимости, но и из-за каких-то других возможностей и перспектив.
Сейчас очень многие владельцы компаний стали задумываться о том, что они готовы продать свои фирмы. Кто-то по личным причинам, кто-то потому, что слишком сильно поменялась конъюнктура. Но они понимают, что как только сами покинут компанию, она начнёт умирать.
Это следующий этап «карьеры» предпринимателя - он должен научиться полностью отрываться от своего бизнеса без угрозы для него. Цель большая, но к ней можно пойти малыми шагами: например, не позволять себе постоянно заходить в интернет-банк - я в своём интернет-банке был в последний раз несколько лет назад, я знаю примерно, сколько там денег, но я отвык туда лазить. Или ещё - посмотрите, сколько бумаг вы подписываете в своём бизнесе, старайтесь как можно меньше подписывать операционных документов.
Умение отделять себя от бизнеса и при этом сохранять его определяет в вас бизнесмена. Человек, который делает одежду на дому, открыл небольшой хлебный заводик или торгует памперсами через интернет, может в разы увеличить оборот, открыть сеть представительств, нанять массу сотрудников, но без умения отделять себя от бизнеса он останется ремесленником, и неважно, сколько денег он заработал.
Есть такая легенда про то, что владелец бизнеса лучше любого наёмного сотрудника обслуживает клиента. Мол, он точно понимает, что клиенту нужно, знает все особенности товара или услуги. Предприниматель-ремесленник - возможно, но бизнесмен – совершенно не факт.
Меня, например, мои продажники просто не пускают к клиентам, говорят: ты нам всё портишь, уходи отсюда. И я не лезу.
Евгения Лампадова: «Мои первые полгода в бизнесе: полёт нормальный!»
Алексей Федосеев: «Зачем нам маркетплейс и как будем конкурировать с Avito»
Владимир Завертайлов: «Что такое туалетное делегирование и как с ним бороться»