История знает немало примеров, когда успешные бизнесы возникали из хобби их основателей. Примерно так произошло и с уральской компанией «Фермерская форель» - она выросла из увлечения семьи Сбоевых рыбалкой. Всё начиналось с сервиса «культурной рыбалки», а потом, когда эта идея себя исчерпала, Сбоевы концепцию поменяли – и запустили форелевую ферму, которая сейчас приносит им несколько миллионов рублей прибыли в год. О том, как заработать на форелевой ферме, порталу DK.ru рассказала коммерческий директор «Фермерской форели» Екатерина Сбоева.
Екатерина Сбоева, 26 лет, коммерческий директор семейного предприятия «Фермерская форель» (Екатеринбург). Образование: Уральский государственный экономический университет (специальность «менеджмент»). Предприятие расположено на реке Куба в городе Михайловске Свердловской области, в 135 км от Екатеринбурга. В 2016 году объём производства форели на ферме составил 6 тонн. Свежую форель ферма продаёт по 600 рублей/кг, копчёную – по 1000 рублей\кг.
Форелевая ферма - это семейный бизнес. Им занимаются мои родители и я. Глава семьи отвечает за производство, мама - за бухгалтерию, а я - за продвижение, интернет-магазин и общение с клиентами. Ещё у нас есть управляющий, который каждый день посещает ферму, кормит рыбу, ухаживает за ней.
Всё началось с хобби. Папа всегда увлекался рыбалкой и мечтал о собственном рыболовном хозяйстве. В 2005 году нам удалось взять в аренду озеро для культурной рыбалки - обустроили берега, ежесезонно зарыбляли озеро карпом и карасём, боролись с браконьерами, создавали инфраструктуру. Со временем мы поняли, что частная рыбалка не только перестала приносить удовольствие, но и стала отнимать слишком много времени и средств.
Спустя несколько лет появилась идея самостоятельно разводить рыбу. В нашем доме всегда любили рыбу и тщательно подходили к её выбору. Но в магазинах достаточно сложно выбрать продукт хорошего качества, ведь ты не знаешь и не видишь весь процесс производства и логистики. Поэтому появилась идея самостоятельно её выращивать.
В 2011 году нам выпала возможность взять в аренду реку. Экологически чистый район, местность граничит с парком «Оленьи ручьи», горная река, низкая температура воды и высокий уровень содержания кислорода - всё говорило о том, что там можно разводить рыбу.
Когда мы приняли принципиальное решение о форелевой ферме, встал вопрос о том, кто будет ухаживать и следить за рыбой. Мы кинули клич в Михайловске, что ищем управляющего. Нам сильно повезло: сразу удалось найти человека с золотыми руками, и это главная наша удача. Этот человек работает с нами с самого основания фермы.
Сами мы живем в Екатеринбурге и поначалу приходилось ездить на ферму в Михайловск три раза в неделю, а то и чаще, сегодня же достаточно одного раза в месяц, настолько хорошо у нас отлажен процесс работы.
Мы выбрали именно форель, потому что это хорошо изученный вид.
Рыбопосадочный материал - или, проще говоря, мальков - купить было несложно, в области есть как минимум два хозяйства, которые их разводят. А вот с кормом пришлось повозиться, три года ушло на подбор наилучшего варианта. Также трудности возникли, когда встал вопрос, как правильно обращаться с рыбой. Мы искали информацию с миру по нитке, потому что в отрасли существует проблема - отсутствие современных специалистов и института подготовки кадров. Удалось найти несколько рыбоводов, конечно, эти самоотверженные люди составляют «золотой фонд» отрасли, но они работают ещё с советских времен, с тех пор молодых специалистов практически не появилось.
В итоге знаний недостаточно, получать их приходится опытным путём, а это ошибки и, соответственно, лишние затраты.
На старт подобного проекта потребуется около 4-5 млн. рублей. Этого достаточно, чтобы обеспечить ферму минимальной инфраструктурой, закупить мальков, корм, садки и прочее. Так что порог вхождения невысок. Всё зависит от планируемого формата. В нашем случае это именно ферма с садковым способом выращивания. Все остальные форелевые хозяйства в Свердловской области созданы на базе или с использованием советских рыбхозов на тепловодных водоёмах. Мы же ориентированы на выращивание форели в естественной среде, на холодной воде.
Рентабельность бизнеса - около 20-30% с учётом всех затрат. Срок окупаемости может составить два-три года, если никаких трудностей на старте не возникнет. Но без проблем, по моему мнению, в нашей отрасли никак. Риски очень велики. Потому как рыба, в первую очередь, - это живой организм, который подвержен климатическим и иным воздействиям.
Вот представьте, мы начали вести фермерское хозяйство в 2011 году, и только к 2016 году вышли на нормальные продажи. На протяжении первых трёх лет методом проб и ошибок мы пытались понять, как вообще выращивать рыбу. Небольшой недочёт - и ты несешь огромные убытки.
Рыбоводство - сложный процесс и надо быть готовым к преодолению неудач и материальным издержкам. Был инцидент, когда из-за одной ошибки, связанной с кормлением, мы потеряли всё стадо. Это опять же было связано с недостатком знаний и опыта. Казалось бы, всё подготовили: корма, режим, условия. Но рыба очень привередлива. Незначительное изменение температуры - и ты можешь всё потерять. Так случилось и у нас.
У нашей форели естественная среда обитания, круглый год она живёт в реке, никаких бассейнов и искусственных условий нет. Однажды в садке образовалась пробоина, и вся форель, находившаяся в нём, уплыла в реку. Впоследствии радостные местные рыбаки приходили с гордыми сообщениями: «Я поймал вашу форель!».
А в прошлом году было очень жаркое лето. В чём была проблема для нас? Когда температура воды повышается, уровень кислорода в реке падает, и в это время нельзя кормить рыбу - то есть мы теряем товарный вес.
В общем, минусов у такого формата производства хватает, но плюсов всё же гораздо больше, и главный - высокое качество рыбы.
В ноябре 2016 года, когда нашей ферме было уже пять лет, мы задумались о том, как распространять наш продукт: оптовые продажи, ритейл, рестораны или розничная продажа? От идеи работать с торговыми сетями мы сразу отказались. Потому что мы, как производители, очень переживаем за то, в каком виде наш продукт попадёт к конечному потребителю. Мне не всё равно где, как и сколько времени рыба будет храниться. Ведь мы делаем упор на то, что продаём рыбу, выловленную несколько часов назад. А когда ты отдаёшь товар в магазин, то достаточно сложно контролировать качество. Нам такая схема работы не подходила.
С оптовыми продажами всё было понятно - соблюдаешь условия договора, отгружаешь и ждёшь оплаты, а вот с розницей было страшно иметь дело, да и опыта такого практически не было. В итоге розница пришла к нам сама: начались заказы от друзей, знакомых, нам звонили по совету тех, кто уже брал у нас рыбу.
В итоге сделали ставку на интернет-магазин и контактируем с покупателями напрямую. Что касается сотрудничества с ресторанами, то мы работаем с шеф-поварами. На данный момент - с Андреем Бова и «Барборисом», с «Рестораном №1», с Евгением Урюпиным и китайским бистро «Джанг Су». Несколько раз поставляли рыбу в «Британия Паб», ведём переговоры с еще несколькими крупными ресторанами.
Сейчас у нас 24 садка: шесть больших и 18 маленьких. В сезоне 2015-2016 продали около 5-6 тонн рыбы, в этом году в планах 8 тонн, на следующий год - 12 тонн. При том что, по официальной статистике, в прошлом сезоне в области всего было произведено 92 тонны форели. Так что определённая доля рынка у нас уже есть.
Свою форель мы выращивали до 2,5 кг, этого веса она достигает примерно к двум годам. Но сейчас мы продаём рыбу немного раньше, когда она весит 1,5-2 кг. И тут нужно сказать «спасибо» обратной связи, мы поняли, что нашим покупателям не нужна большая рыба, хотя бы потому, что она не влезает в духовку.
Надо сказать, что на региональном уровне мы практически не испытывали трудностей в реализации проекта, нам все помогали: и департамент по охране животного мира Свердловской области, и министерство агропромышленного комплекса и продовольствия. А ещё нас поддерживали другие рыбхозы. Наша отрасль уникальна тем, что здесь нет жёсткой конкуренции, наоборот, участники рынка всегда готовы помогать и делиться опытом.
Сейчас готовимся к открытию сезона экскурсий, планируем знакомить посетителей с особенностями разведения форели. Этим летом запускаем веранду с русской печью, на которой будем проводить мастер-классы по приготовлению рыбы с участием ведущих шеф-поваров Екатеринбурга.
Приказано взять живым: как заработать на доставке раков.
Как устроен региональный интернет-магазин фермерских продуктов.
Как прошёл бизнес-год для игроков food-индустрии.