История уральского косметического бренда «Макошь» - отличный пример того, как ставка на качество, вера в свои силы и системная работа по принципу step by step приводят к успеху в бизнесе. Анна и Павел Бабкины всего за два года превратили небольшое хобби для души в бизнес с собственным производством и партнёрской сетью по всей стране. О том, на каких принципах основана философия бренда и как «Макошь» собирается выходить на массового покупателя, порталу dk.ru рассказала Анна Бабкина.
Анна и Павел Бабкины, супруги-предприниматели из Екатеринбурга, основатели бренда эко-косметики
«Макошь». Компания была запущена в 2013 году, к настоящему моменту продукция бренда «Макошь» выпускается на собственном предприятии и продаётся через сеть партнёров более чем в 20 городах России. В ближайшее время планируется выход бренда на рынки Белоруссии и Казахстана.
Первую пробную партию косметики мы выпустили осенью 2013 года. Тогда мы ещё не подозревали, что увлечение может стать полноценным бизнесом, и делали косметику, скорее, для души, чем на продажу.
На тот момент я работала маркетологом в «Монетке», а мой муж Павел - программистом. Жили как среднестатистическая молодая семья в маленькой однокомнатной квартире в Екатеринбурге. Там же на кухне впервые сварили наше первое мыло в брусках, которое очень быстро разошлось по родственникам и друзьям. Потом, в качестве эксперимента, сделали партию бомб для ванн на основе морской соли и сухого молока, которую раздали на подарки.
Тогда это было модно. Если вы хоть раз ходили на ярмарки выходного дня в Екатеринбурге или в Москве, то наверняка могли заметить, что чуть ли не каждый второй участник продавал мыло ручной работы. Люди так самовыражались, и мы, наверное, не стали исключением. Нам тоже захотелось делать продукт, который найдет своего покупателя. Так в 2014 году появилась «Макошь».
Зарабатывать на продаже косметики большие деньги мы не планировали. Нас больше радовало и вполне устраивало ощущение и принадлежность к тому, что мы делаем что-то полезное своими руками. И на этом можно было бы остановиться.
В какой-то момент пришло осознание, что таких «мыловаров-самогонщиков», как мы, по всей стране очень много, в том числе в Екатеринбурге. А быть как все, нам не хотелось. Мы начали изучать рынок, и оказалось, что существует огромный сегмент органической и натуральной косметики. В Европе, в отличие от России, этот рынок очень развит, в одной только Германии, если верить местной прессе, оборот эко-косметики (её еще называют «зелёной») составляет более 1 миллиарда евро.
Там очень популярны магазины формата дрогери, это магазин у дома, где продаются товары повседневного спроса «нон фуд», то есть косметика, парфюмерия, средства гигиены. Самой известной считается продукция CTM Alverde. В России же крупнейшим производителем эко-косметики, пожалуй, пока остаётся марка Natura Siberica, принадлежащая компании «Первое решение».
Изучив всё это, мы поняли, что двигаться в направлении «эко» перспективно. К тому же нас всегда подогревала идея создать что-нибудь по-настоящему полезное для человека с заботой об окружающей среде. Мы очень долгое время жили в неопределенности, пытаясь понять, нужен ли наш продукт рынку. У нас не было ни единого готового решения, как строится подобный бизнес. Все шаги, которые мы делали, делали на ощупь, вслепую. Мы понимали, что на это могут уйти годы, и очень долгое время придётся учиться на ошибках. Но всё же решили рискнуть.
Сколько денег понадобилось на старте? В нашем случае речь идет о небольших вложениях – разово до 100 тысяч рублей. Когда всё делаешь постепенно, шаг за шагом, этого вполне достаточно. Мы не ставили перед собой задачу сразу выйти на большие обороты и высокую прибыль. Не стоит жадничать, лучше запастись терпением. В нашем случае оно нам очень пригодилось. Сначала мы жили в маленькой однокомнатной квартире, потом снимали дом в посёлке Медный за Екатеринбургом, в котором прожили почти год.
Мы всё время старались наращивать производство: каждый месяц выпускали продукции больше, чем в предыдущем, постепенно расширяя ассортимент. Всё, что нам удавалось заработать, вкладывали обратно, во многом себе отказывая.
Ежемесячный оборот компании в среднем вырос до 800 тысяч рублей. Каждый месяц мы закрываем в хорошем плюсе. При этом мы не ощущаем на себе кризис. Люди даже в такое непростое время не упускают возможность лишний раз порадовать чем-то себя.
Осенью прошлого года мы получили на развитие бизнеса грант от Областного фонда предпринимателей в размере 300 тысяч рублей. Эти деньги стали хорошим катализатором всех бизнес-процессов, которые нам удалось построить на тот момент. Тогда же мы переехали в бизнес-инкубатор в Заречном, в котором сегодня арендуем помещение площадью 130 квадратных метров на льготных условиях. Не так давно взяли на работу наших первых пятерых сотрудников. Теперь у нас небольшая команда единомышленников, которая увлечённо делает своё дело.
Самое сложное и главное в нашем бизнесе - это уникальные рецептурные формулы, которых нет в открытом доступе. До всего нужно дойти своей головой методом проб и ошибок. Всю косметику мы тестируем сначала на себе, потом даём на пробу своим родственникам, друзьям и знакомым.
В самом начале нам пришлось изрядно поэкспериментировать с ингредиентами, чтобы вывести нужные пропорции для каждого нашего продукта. Сегодня у нас уже есть своя книга рецептов, которую мы тщательно охраняем от посторонних глаз. Это уникальные составы твердых духов, стирального и зубного порошка, скрабов для тела и многих других продуктов, которые мы, наверное, будем передавать из поколения в поколение.
Когда внутри себя принимаешь решение, что твоё хобби больше не хобби, а именно бизнес, в голове начинают происходить разного рода метаморфозы. Появляются вопросы к самому себе, ответов на которые ты пока не знаешь, но которые необходимо найти, чтобы перейти на новый этап. А когда находишь ответы, то появляются ещё вопросы. Это напоминает раскручивающийся маховик, который уже не остановить.
Сейчас основные продажи ведутся через онлайн-магазин, на них приходится треть всех наших продаж, остальное закрывают наши партнёрские сети по городам России. Ещё в прошлом году у нас возникла идея открыть свой офлайн-магазин, но пока мы не можем определиться с его концепцией. Пока нам интересно развивать производство и партнёрскую сеть.
Цель на ближайшую перспективу – войти в крупные федеральные парфюмерные супермаркеты - такие как «Золотое яблоко», «Рив Гош», «Л'Этуаль». У потребителя в свободном доступе наконец-то должен появиться выбор между конвенциональной косметикой и эко-косметикой. Пока мы продаёмся в специализированных «здоровых» магазинах и через интернет, мы работаем на очень узкую аудиторию. Пора выходить в свет, чтобы становиться доступными широкой массе потребителей.
Как заработать на пледах ручной работы.
Как заработать на картонной мебели для кошек.
Как и на чём зарабатывают небольшие российские бренды одежды.