На начальном этапе у основателей компаний часто нет ничего, кроме драйва, веры в себя и надежды на моментальный интерес к своему начинанию. Сегодня в каждой рыночной нише конкуренция растёт, а времени на долгий разгон нет. С каждым годом прорваться на рынок становится всё труднее, как и завоевать доверие инвесторов и целевой аудитории. О том, какие качества необходимы фаундеру успешного стартапа, в своей авторской колонке рассказал инвестор и предприниматель Александр Першиков.
Александр Першиков, председатель совета директоров инвестиционного фонда
Key Group. Окончил Высшую школу экономики и London School of Economics and Political Science, BSc, а также учился в Стокгольмской школе экономики. Долгое время работал в банковском секторе, создал и развивает собственную компанию
GetTransfer.com. В 2009 году присоединился к команде венчурной группы Key Group и возглавил совет директоров компании. Специализируется на венчурном предпринимательстве, создании и развитии стартапов, привлечении инвестиций.
Используйте негативный фидбек не как повод для паники, а как возможность улучшить стартап. Даже если сперва кажется, что в результате ошибки или критики проекту и всей проделанной работе конец, не сдавайтесь - шанс есть всегда.
Показательным примером в не всегда удачных экспериментах является Amazon. Гигант e-commerce запустил несколько проектов в течение последних лет: смартфон Fire Phone, платформу для бронирования отелей, мобильный кошелёк для различных карт Amazon Wallet и другие. Все они оказались провальными с точки зрения популярности и прибыльности. Однако позиция Amazon -– учиться на экспериментах, извлекать из них уроки и применять технологии и знания, которые были получены во время работы над ранними продуктами.
Именно это впоследствии и позволило компенсировать неудачи новыми, громкими и прорывными сервисами. Залог успеха -– фрагментированные проекты в разных сферах, не влияющие друг на друга и главный бизнес.
Появилась идея и силы на её воплощение - не останавливайтесь и доводите дело до конца. Не жалейте времени и средств на привлечение толковых специалистов с развитыми hard и soft skills, а также не пренебрегайте расширением границ собственных знаний и компетенций.
Domino’s Pizza c 1998 года пыталась выйти на российский рынок, но только в 2015 году, с привлечением грамотных специалистов и формированием по-настоящему слаженной команды, Domino’s смогла закрепиться в российском сегменте и сейчас являются второй по величине сетью пиццерий в России.
Рекомендуем собрать такую команду профи, которая сможет не просто двигать проект, но и быть в одной лодке. Здесь нет места исключительно личному интересу - каждый участник команды в идеале должен быть так же мотивирован, как и вы. Хороший фаундер не просто руководит проектом, но и принимает активное участие в его жизни - от глобальных стратегий до самых бытовых вопросов. Постарайтесь заинтересовать каждого, будьте двигателем процесса и научитесь правильно ставить задачи перед остальными. Все бизнесы разные, поэтому очень важно выстроить такую систему коммуникации, которая будет оптимальной и эффективной именно в вашем случае.
Хороший пример - планирование работы внутри команды сервиса GetTransfer.com. Бизнес-процессы компании выстроены по понятной и гибкой структуре - вся коммуникация происходит в облачном фреймворке Basecamp, где каждый в режиме реального времени ведёт ветки с описанием закреплённых за ним задач. Любые изменения по проектам тут же фиксируются онлайн, что позволяет всем сотрудникам быть в курсе происходящего в режиме 24/7, а также нивелировать временные и финансовые издержки, связанные с несогласованностью действий. Полная синхронизация с email, различные уровни доступа к проектам, гарантирующие информационную безопасность, работа с документами практически любого формата – весь этот функционал делает системы управления проектами незаменимым инструментом для любой компании с удаленными командами.
Фреймворк помогает полностью реализовывать проекты с нуля и до итоговой презентации, как с участием партн`ров (S7 Group, FC Brugge и др.), так и совместно с подрядчиками и консультантами, рассредоточенными по миру: сервисы GetTransfer.com доступны в 150 странах мира и требуют круглосуточной поддержки.
Соглашаться и всё время идти на уступки - это не об успешном фаундере. Не все компании могут похвалиться быстрым выходом на рынок и ростом прибыли. Если вы работаете с кофаундером, который по каким-то причинам отговаривает вас от реализации проекта, стойте на своём и продолжайте идти к цели. Лидер должен предвидеть возможное развитие проекта и учитывать все потенциальные риски. Сомнения разрушают и вас, и ваш стартап.
Нашли инвесторов для проекта? Великолепно, но не стоит сразу тратить все предоставленные деньги. Для начала лучше присмотреть недорогой офис и не нанимать большое количество сотрудников. Расширить компанию можно всегда, а вот справиться с финансовой дырой будет крайне трудно.
Сеть маникюрных салонов Nail Sunny начинала с миниатюрного помещения в подвале и пары мастеров, а теперь они известны не только по всей России, но и по всему миру. Комната в подвале превратилась в 10 крупных салонов в Москве и будущий салон в Лос-Анджелесе. При этом салоны открывались постепенно, по мере развития спроса и роста интереса к компании.
Конкуренция - катализатор мотивации, а значит, и самого лучшего продукта. Добиться успеха можно на любом рынке. Самое главное - привнести что-то своё, отличное от продукта конкурентов. Также важно угодить в «болевую точку» рынка и убедить потенциального клиента в полезности ваших товаров и услуг.
Чем больше на рынке предложений, тем это выгоднее всем - как вендорам, так и потребителям. Именно этим и объясняется успех таких маркетплейсов, как Aliexpress или AirBnb.
Чем отличается менеджер от фаундера? Второй всегда ставит глобальные цели и старается сделать всё, чтобы осуществить задуманное. Проводите ежедневный чек-лист по выполненным задачам. Используйте тайм-менеджмент в своём расписании - и вы не будете заложником стартапа. Будьте готовы к тому, что на начальном этапе работать придётся в режиме 24/7. В дальнейшем рост бизнеса и расширение штата сделает ваш рабочий режим более нормированным и комфортным.
Джон Оринджер был профессиональным разработчиком и начинающим фотографом. Объединив эти качества, он создал Shutterstock. Когда бизнес начал приносить прибыль, Оринджер задумался о развитии и пошёл нестандартным путем. Он приступил к расширению команды, но искал не первоклассных фотографов, а инженеров. Фаундер исходил из потребностей клиентов: последним требуются качественные фотографии, которые легко найти, а оптимизировать поиск помогут именно технические специалисты. Сейчас фотосервис оценивается в 2 миллиарда долларов и продолжает расти.
Решив основать стартап, не надейтесь на лёгкий путь. Неудачи, особенно в первое время, неизбежны. Порой из рук валится всё: бизнес-план не сходится, продажи не растут, инвестор требует немедленных результатов - но всё это неизбежные вехи роста и совсем не повод сдаваться. Как бы банально это ни звучало, но успех приходит только к тем, кто действительно верит и не сдаётся.
Читайте также:
Мы ждём перемен: как провести реформы в компании.
Как разгрузить предпринимателей от повседневных задач.
75 ошибок начинающего предпринимателя: опыт бывалых.