Мастер-мебельщик Андрей Борисов помимо стандартных интерьерных изделий делает необычные зеркала. Зеркало для него - не кусок отражающего стекла, а почти картина - со своей историей, настроением и стилем. Материал для своих зеркал мастер подолгу может искать в лесу, а недавно его мастерской предложили переехать – и работать при монастыре XVI века. О том, как создаются уникальные зеркала, Андрей Борисов рассказал порталу Biz360.ru.
Андрей Борисов, 43 года, мастер-предприниматель, основатель компании
Loftmaker по изготовлению стильных авторских зеркал. До этого владел компанией по изготовлению и продаже мебели в родном Череповце. С 2015 года живёт и работает в Москве.
Вообще я мебельщик по жизни: кухни, шкафы – это всё моё, родное. Помню благостное чувство, с которым делал кроватку. С какой нежностью шлифовал реечки и брусочки. Как впервые положил в эту кроватку привезённый из роддома маленький кокон с красным сморщенным личиком.
Заводские грохочущие монстры-станки не давали мне таких ощущений. Именно тогда я решил делать мебель на заказ. Это круто, когда ты не просто делаешь работу, а с радостью вкладываешь в неё всё своё умение, создаёшь маленький паззл чьего-то семейного счастья и уюта. Это мне по душе!
Я открыл свой небольшой мебельный бизнес в Череповце, моём родном городе. Но мало начать бизнес, его нужно уметь развивать и сохранять. А это даётся хорошим профильным образованием и опытом, коими я на тот момент не обладал.
Я притягивал к себе хороших людей, благоприятные обстоятельства, решал повседневные рабочие вопросы, но постепенно тонул в текучке, не имея какой-либо определённой ясной цели и стратегии. Результат был вполне закономерен, с бизнесом пришлось расстаться.
Дальше было два пути. Сдаться, остаться лежать на полу и жалеть себя… Или новый раунд. Гонг!
Я начинал этот период в отсутствие контактов, связей, знания и понимания большого города. Этот период не был лёгким и солнечным или тяжёлым и страшным, нет, он просто был совершенно другим. Я задействовал все свои резервы, сам стал другим и продолжал меняться. Теперь у меня была цель и был бесценный опыт.
Инструмент, умение пользоваться им и своими руками дали мне возможность поиска заказов на изготовление мебели на сервисе услуг YouDo. Для их выполнения я ездил по городу, закупал материалы, инструменты и расходники, организовывал доставки, искал информацию, знакомился с новыми людьми и мегаполисом. Всегда старался делать всё качественно, с душой. Люди это видели, некоторые стали моими постоянными клиентами и даже друзьями.
Я был в постоянном поиске новых решений, учился быть эффективным в непривычных для себя условиях. Так, например, некоторое время работал на известной московской зеркальной фабрике консультантом-дизайнером: делал замеры, производил монтажи зеркал и других стеклоизделий – душевых, перегородок, скиналей. К опыту мебельщика добавился очень неплохой объём качественного опыта в работе со стеклом и зеркалами. Это была хорошая школа и именно она стала катализатором дальнейших процессов.
Кто ты? Наверно, каждый однажды задавал себе этот вопрос, глядя в зеркало. Мне всегда нравилось бывать в лесу. Уединившись там время от времени, я размышлял, заглядывал в самую глубину своей души, задавал неудобные вопросы и искал ответы.
Когда делаешь типовую мебель изо дня в день, год за годом, то первоначальная радость созидания уходит. Ты уже не творишь, а штампуешь кухни, шкафы, торговое оборудование, решаешь в суете повседневные рутинные задачи. Мне было нужно другое.
Я желал вернуть себе радость созидания, как это было с той волшебной кроваткой в далеком 1999-м году. А для этого нужно делать что-то штучное и необычное, не в конвейерном потоке.
И однажды сами собой стали рождаться идеи зеркал, которые могли быть сделаны только вручную. Идеи возникают по-разному, вдохновение - повсюду. Выставки, музеи, монастыри, природа или придорожная кафешка, даже потолок над диваном и почти забытое воспоминание… Главное КАК это видеть, КАК воспринимать увиденное.
Например, смотрю на тихое лесное озеро, любуюсь. И вдруг вижу зеркало. В своём сознании я его начинаю лепить, гнуть, растягивать, примерять разные рамы. В голове крутится 3D-модель, отбрасываешь одни элементы, примеряешь другие.
Идея зеркала - это стержень, на который нанизываешь то, что хочешь сказать им.
В своих работах я стараюсь использовать натуральные материалы. Привычнее, конечно, закупать доску на складах пиломатериалов. Сухая, отборная доска любых ценных пород древесины всегда в наличии и на любой вкус. Но я люблю наш лес, люблю дизайнерские и технические решения нашей матушки-природы. Поэтому мне нравится комбинировать зеркала с материалами, которые мы привыкли видеть в естественных условиях.
Мой склад в лесу, но далеко и не в каждом. Иду на снегоступах по сугробам, или - на лабутенах и в офигительных штанах - по чавкающему раскисшему болоту, как повезёт.
Нужно найти подходящий стеллаж, выбрать то, что надо, высушенный, вымороженный за много лет крепкий лесной багет. Снять его со стеллажа, иногда с очень приличной высоты. Вынести к машине на своих плечах, досушить и дать ему вторую жизнь – сделать зеркало со своей историей.
Природные изгибы этого багета будут капризничать на пиле и не давать мне нужный угол, но при этом они будут уникальны и неповторимы. Каждый сучок, инкрустированный в древесную текстуру – настоящий, не подделка. Этот багет видел проходящих внизу лосей, чувствовал когти затаившейся рыси, слушал весеннюю песню токующих тетеревов.
Процесс закалки стали и стекла довольно быстрый - нагрев и остывание при определённых температурах. Закалка дерева растягивается на долгие годы. Морозы, дожди, жара и ветер сменяют и дополняют друг друга в разных комбинациях. Проходят годы... И вот на верстаке лежит лесной багет с узором короеда и настолько твёрдым верхним слоем, что острейшая стамеска не берёт. Так рождается рама для очередного зеркала Druid, так закаляется человек. На 100% натуральный, без полиуретана и позолоты, со своей историей.
Название Loftmaker родилось потому, что первоначально я предполагал, что буду работать в стиле «лофт». Сейчас вижу в своих работах и модерн, и хайтек, и эко-стиль.
Так как авторские зеркала я начал делать попутно, как хобби, то особых вложений они не требовали. Я делал мебель на заказ в арендованной мастерской, своим инструментом, а в свободное время придумывал мои зеркала.
Основной заработок и по сей день - это кухни, типовые зеркала и стеклоизделия. В среднем в месяц мне заказывают одно-два авторских зеркала против пяти-шести типовых. Но я надеюсь, что тенденция скоро изменится.
Доставку зеркал делаю сам на своей машине, сам же осуществляю монтаж. Рекламу почти не запускаю, ограничиваюсь постами в Facebook и Instagram.
Facebook, пожалуй, основной инструмент моего продвижения и основной источник заказов, как и рекомендации уже состоявшихся покупателей. Через эту соцсеть пришёл и первый заказ - изделие из серии Druid, где зеркало в раме из веток крепится на джутовый канат через отверстия. Женщина заказала его в комнату 15-летнему сыну. Размер 1600х800 мм, стоимость с доставкой и монтажом - 38 000 рублей.
Срок изготовления авторского зеркала из серии Druid, например, два месяца. Материал в лесу – поиск и перемещение, плюс месяц сушка. И только потом, собственно, начинается изготовление. Если не считать все технологические перерывы, то чистое время непосредственно на изготовление зеркала – четыре-пять дней.
Стоимость авторских работ, будь то картина художника или зеркало мастера, в конечном счёте регулируется наличием товара и его спросом на рынке. А так как люди моими зеркалами интересуются, то делать их дальше просто «за еду» смысла нет. Поэтому в планах - повышение стоимости отработанной серии на 30-40%.
Работа с клиентом строится в формате «под заказ». С заказчиком мы согласовываем размеры, конфигурацию, цвет, сроки, затем я делаю замеры - и мы заключаем договор.
В наличии могут быть только зеркала-образцы. После того, как новая идея удачно реализована, образец изготовлен, побывал на фотосессии, он выставляется на продажу.
Авторское зеркало - очень специфический продукт сам по себе. Многим мои зеркала нравятся, люди с удовольствием ставят им в соцсетях лайки и комментируют. Но не в каждый интерьер такое зеркало «вольётся». Это как с картиной: пока художник не в тренде, вокруг мало ценителей его творчества.
Только сейчас, спустя полтора года, как я начал заниматься авторскими зеркалами, я наблюдаю рост аудитории. То, что я делал раньше, начинает приносить результаты только сейчас. Я со спокойным удовлетворением терпеливого садовника наблюдаю начало плодоношения.
Стратегия продвижения у меня именно так сейчас и строится. Всему своё время. В бизнесе, как в процессе сушки дерева, ускорение и проскакивание этапов легко приводит к плачевному результату.
В моих ближайших планах - полностью переключиться на авторские работы, отказавшись от типовых проектов.
В бизнесе всегда присутствует конкуренция. Меня это совсем не заботит. Во всяком случае, чтобы не беспокоиться об этом, мне вполне достаточно осознания того, что концепции некоторых из моих зеркал реализованы впервые и ещё не имеют аналогов в мире, я их первоисточник. И что идей, которые ещё предстоит воплотить, мне хватит вперед на много лет!
А недавно произошло кое-что невероятное. Мне предложили разместить свою мастерскую при древнем православном монастыре с более чем 500-летней историей. Это же счастье, работать под сводами башни постройки XVI века! Разве не чудо?
…Я уверен, что если зеркало сделано с душой, то его предназначение всегда, при любом раскладе помогать тому, кто в него смотрит. Оно не просто кусок отражающего стекла. Да, оно может быть интересным и необычным элементом декора. И перед ним можно примерять галстук, прическу, платье или выражение лица…
А можно вдруг поймать свой взгляд, спросить: «Кто ты?». Честно ответить и сделать то, что нужно. Что давно мешала сделать суета, имидж или привычная маска. Может быть, позвонить давно улетевшей из кокона бабочке? Или... У каждого свой ответ.Читайте также:
Монстры на заказ: как заработать на реквизите для квестов.
Сучки и задоринки: как заработать на столярной мастерской.
Бизнес из глины: как заработать на обучении гончарному делу.