Заняться барным бизнесом друзья-фотографы Иван Ротанов и Влад Шаров решили после ряда успешно проведённых в своей студии вечеринок. Казалось, что свой бар позволит хорошо зарабатывать на продаже алкоголя во время мероприятий. Но оказалось, что всё не так просто. Компаньонам пришлось с головой погрузиться в вопросы, в которых они не были специалистами – например, в работу кухни и устройство систем вентиляции. О том, как удалось преодолеть сложности всех новичков барной индустрии и создать в Астрахани новое место силы, порталу Biz360.ru рассказал совладелец «Культового бара» Иван Ротанов.
Иван Ротанов, 30 лет, предприниматель из Астрахани, сооснователь заведения
«Культовый бар». Работал фотографом, в 2011 году вместе с другом Владом Шаровым открыл центр фотографии и мультимедиа «Культ». В 2014 году компаньоны пригласили для участия в новом проекте Александра Смага и запустили «Культовый бар», вложив в заведение на старте около 2 миллионов рублей. Сейчас «Культовый бар» – одно из самых популярных заведений Астрахани.
Как всё начиналось
История «Культового бара» началась в 2014 году, но за три года до этого у друзей и начинающих предпринимателей Ивана Ротанова и Влада Шарова был другой совместный проект. Оба работали фотографами и в 2011 году решили создать свою фотостудию. Подумали над концепцией и определились, что запустят сразу небольшой арт-кластер: фотостудию, фотошколу и мультимедиапространство для выставок на одной площадке.
Взяли кредит, арендовали помещение в 200 квадратных метров на территории бывшей болоньевой фабрики и открыли проект «Культ». Точно так же назывался фотокружок, который до этого несколько лет вёл Влад Шаров. «Это название ёмкое, мы ничего лучше не придумали. И его хорошо трансформировать, например, говорить, что у нас «культовые» фотографы», - объясняет Иван Ротанов.
Проект проработал в том виде, в котором задумывался, полгода, пока однажды его основатели не решили организовать в своём центре мультимедиа-вечеринку. Благо, место и отсутствие соседей в помещении это позволяло. На вечеринку пригласили местных диджеев, а само мероприятие широко анонсировали. По входному билету каждому гостю пообещали три бесплатных коктейля.
«Организовать бар, чтобы продавать алкогольные напитки и монетизировать вечеринку, мы не могли, так как для этого у нас не было лицензии. Но мы выкрутились – включили стоимость коктейлей в билет», - рассказывает Иван.
На первую вечеринку пришло в общей сложности 200 человек. Всем было весело, поэтому через неделю мероприятие решили повторить. Оно собрало уже 350 гостей. Такие мероприятия стали регулярными, их уже ждали. На вечеринки приходили совершенно разные люди по возрасту и доходу - всё зависело от тематики мероприятия. На некоторые события приглашали диджеев из Москвы, Питера, Берлина.
«Тогда мы решили, что занимаемся чем-то не тем. Потому что денег эти вечеринки приносили колоссально больше, чем фотопроекты», - признаётся Иван Ротанов.
В 2013 году он вместе с Владом впервые задумался о том, чтобы открыть свой бар. В нём похожие музыкально-развлекательные мероприятия можно было проводить гораздо чаще, плюс зарабатывать на продаже алкоголя вполне официально.
Иван Ротанов говорит, что их с Владом Шаровым объединяла тяга к фотографии. Но при этом Влад всегда больше тяготел к искусству, а у Ивана были задатки предпринимателя. И то, что они совместно решили открыть бар, а потом развивали его вопреки возникающим сложностям, результат именно совместной работы и взаимодополняемости.
После появления идеи с баром создатели «Культа» познакомились с архитектором Александром Смага, который решил стать вместе с ними учредителем будущего бара. К воплощению своей идеи они смогли перейти в феврале 2014 года. Именно тогда арендовали помещение в здании купеческих складов 1880-х годов и стали готовиться к открытию.
Локацией для будущего бара предприниматели выбрали улицу Фиолетова, расположенную в пяти минутах ходьбы от Кремля. В начале 2014 года она хоть и была частью исторического центра, но не являлась местом притяжения астраханцев. Здесь находились здания с обшарпанными фасадами, плохими тротуарами и оставшимися от складов рельсами. Для бара выбрали полностью неприспособленное помещение, собственник которого незадолго до этого поменял перекрытия в здании и провёл внутренний ремонт.
Арендовали часть второго этажа и мансардный третий этаж. Александр Смага, архитектор по образованию, и Влад Шаров занимались планированием помещений и отвечали за интерьер. Они решили сделать бар в стиле лофт – с открытой кирпичной кладкой, простыми решениями и мебелью из паллет. По словам Ивана Ротанова, тогда в Астрахани заведений, подобных по интерьеру, не было. Назвали проект - «Культовый бар», чтобы сразу заявить: это место обязательно станет культовым в городе.
Первоначальные вложения составили порядка 2 миллионов рублей. Большую их часть пришлось взять в кредит, потому что собственных накоплений не хватало. Деньги потратили на ремонт, покупку оборудования для кухни и бара, систему кондиционирования. Для разработки барной карты и меню компаньоны наняли управляющего и шеф-повара.
«Мы старались сделать всё по максимуму дёшево. Выбрали для своего бизнеса абсолютно новую сферу, о которой никто из нас ничего не знал. Именно поэтому мы набили все шишки, которые только возможны в барном бизнесе», - констатирует Иван.
Отсутствие опыта и глубоких знаний в барной индустрии у основателей «Культового бара» сказалось сразу же в день открытия заведения, которое было назначено на 16 мая 2014 года. Незадолго до этого купили б/у кондиционерную установку, и смонтировать её должны были аккурат к открытию. Утро началось с того, что рабочие сообщили – эта система кондиционирования работать не будет. Пришлось договориться о покупке новой в кредит и установке её немедленно, чтобы вечером она уже могла функционировать.
«16 мая 2014 года выдался очень тёплым. Было +35 градусов, наше мансардное помещение с крышей грелось невыносимо. Без кондиционера внутри была невозможная жара. Наше открытие назначено на 18.00. В 18.30 мы с Владом и Сашей сидели напротив бара, гости уже собирались, а мы наблюдали за тем, как нам монтируют новое решение с кондиционером. Каким-то чудом оно запустилось, мы включили его по максимуму, чтобы хоть как-то охладить помещение. Но через 20 минут оно вырубилось», - вспоминает Иван Ротанов.
Экономия на кондиционере была первой ошибкой. Второй ошибкой стал расчёт на то, что в баре можно проводить совершенно разные активности, и они будут привлекать разную публику. Приглашённый арт-директор устраивал то вечеринки (каких диджеев и откуда звать основатели уже знали по своему прошлому опыту), то кинопоказы, то выставки. Это метание между форматами дезориентировало посетителей «Культового бара»: они не очень понимали концепцию заведения.
Неправильно был подобран и персонал бара. Приходилось часто сталкиваться с тем, что кто-то постоянно не выходил на работу, в баре, скорее всего, процветало воровство сотрудников, но как его доказать, основатели бара не понимали.
«Мы вообще не знали, как и что учитывается в баре. Нашей элементарной финансовой грамотности не хватало. В бар вроде ходили люди, но мы постоянно вкладывали в него деньги, заработанные от нашего фотопроекта. И не могли понять – бар хоть что-то зарабатывает или нет», - констатирует Иван.
Кухня в баре была небольшой, она физически не могла обслужить большое количество посетителей. А посадка была рассчитана на 60 человек – быстро обслужить всех клиентов не получалось. Вдобавок ко всему в конце 2014 года резко вырос курс доллара, а Россия ввела санкции на часть иностранных продуктов. Всё это тоже пошло не на пользу новому проекту: закупочные цены на многие позиции выросли в два раза.
Пришлось срочно отказываться от ряда продуктов иностранного производства из-за их дороговизны (в первую очередь от импортного пива) и того, что их стало невозможно купить в России. В таких условиях основатели вынуждены были искать российские аналоги некоторых продуктов и поднимать цены в «Культовом баре».
К декабрю 2014 года «Культовый бар» несмотря на то, что стал довольно посещаемым местом в Астрахани, был близок к закрытию. У его основателей накопились долги по аренде и пропал энтузиазм. Они решили закрыться после Нового года. И даже договорились об этом с собственником помещения.
Через несколько дней после принятия этого решения Влада Шарова и Ивана Ротанова позвали на местное телевидение «Астрахань24». Как молодые и успешные предприниматели они рассказывали о своём баре, умолчав при этом о решении закрыться. После телезаписи друзья познакомились с Сергеем Ерёминым, работавшим в то время с телеканалом. Разговорились, так как Сергей и его девушка Ирина Зайцева (на фото внизу) ранее проявляли интерес к «Культовому бару». Во время разговора Иван предложил выкупить у них бар за 2 миллиона. Ерёмин ответил, что это необходимо обсудить.
Вечером того же дня стороны договорились, что новым соучредителем становится Ирина, долгое время работавшая по найму в барной индустрии. При этом каждый совладелец проекта вносит 300 тысяч рублей, чтобы перезапустить заведение.
После Нового года бар закрыли на месяц. За это время полностью поменяли команду – наняли нового шеф-повара, поваров и официантов, администратора. Отказались от прежнего меню. Сделали упор на крафтовое пиво, настойки собственного приготовления, бургеры и стейки.
В помещении провели небольшой ремонт, что позволило изменить цвет интерьера. Кроме этого заменили стулья около столов на диваны – для комфорта посетителей.
У «Культового бара» летом 2014 года появился новый арт-директор – гитарист астраханской группы Mireia Николай Никифоров (он работает до сих пор). У него много знакомых среди агентств и музыкантов, поэтому организовывать концерты ему было проще. Учредители бара договорились, что Николай получает бонусы за хорошо проведённое мероприятие - как арт-директор. В тех же ситуациях, когда он сам организовывает выступление коллективов или привозит в Астрахань артистов из других городов, получает всю прибыль от мероприятия как организатор.
«Мы получили супер-мотивированного арт-директора. У нас проводится около 120 концертов в год – это два-три мероприятия в неделю. Мы как бар получаем прибыль от продажи еды и напитков во время концертов, и совершенно не забиваем себе голову организацией концертов и связанными с ними оргвопросами», - объясняет Иван Ротанов.
Летом 2015 года «Культовый бар» запустил летнюю веранду. Для этого использовали пустующую внутреннюю дворовую территорию. Посадка на улице была в два раза больше, чем в самом баре – на 120 человек. Здесь же летом стали проводить концерты, на которые приходило до 500 человек.
В это же время губернатор Астраханской области Александр Жилкин решил поддержать молодых предпринимателей ремонтом улицы Фиолетова. На ней отремонтировали тротуары, убрали неиспользуемые рельсы и забор с одной стороны улицы. Всё это сделало посещение бара более удобным.
Чтобы «Культовый бар» соответствовал своему названию, его учредители с момента открытия делали ставку на приглашение к себе на обед или ужин известных музыкантов и исполнителей. Этому во многом способствовало то, что они дружили с астраханцами, занимавшимися организацией концертов в своём городе.
Через две недели после открытия в баре ужинали музыканты группы «Аквариум» и Борис Гребенщиков. Информация о том, что они приедут после концерта именно в «Культовый бар», каким-то образом разнеслась по городу. И вечером этого дня в заведении собралось больше ста человек, которые хотели взять автограф.
«Это было «нифига себе» - бар работает две недели, а сюда уже приходит Борис Гребенщиков. Мы огородили часть зала, где ужинали музыканты, чтобы им никто не мешал. С этим визитом связана смешная история. Борис Гребенщиков попросил пасту с томатным соусом. Официант сказал, что мы всё приготовим, хотя на тот момент в нашем меню не было такого блюда. И макарон в баре просто не было. Пришлось в ночи ехать в Metro за ними. Борис Гребенщиков долго ждал свой заказ, но в целом остался нами доволен», - вспоминает Иван.
Со многими артистами бар договаривался о выступлениях на своей площадке. Арт-директор Николай Никифоров привозил коллективы, на чьи концерты хотели попасть многие – например, группы «Каста» и «Мураками». Летом 2016 года издание «Афиша Daily» включило «Культовый бар» в список 40 лучших баров России по версии гастролирующих артистов.
«Мы ничего для этого не делали. Для нас самих это стало полной неожиданностью. После этого мы попали в списки хороших площадок у агентств, занимающихся организацией концертов. И наш арт-директор уже выбирал из музыкантов, которые хотели у нас выступить», - рассказывает Иван.
Проект стал ещё более популярным после того, как в нём побывал экс-ведущий телешоу «Орёл и решка» Андрей Бедняков. В баре он проводил съёмки своего проекта «Бедняков +1». После этого в баре ещё два раза проходили съёмки выпусков «Орла и решки».
«В городе это реально все обсуждали, мы давали местным СМИ комментарии. Всё это работало на нас и популярность бара. Сейчас мы без преувеличения культовое место в Астрахани: нас все знают», - отмечает Иван Ротанов.
«Культовый бар» сейчас – стабильный бизнес. Его годовой оборот составляет 26-28 миллионов рублей, а чистая прибыль – 4 миллиона рублей. Но так было не всегда. Проект стал приносить деньги через 1,5 года работы, а вкладывать в него учредители перестали лишь осенью прошлого года.
Суммарные вложения составили около 8 миллионов рублей. Эти средства были необходимы для закупки нового оборудования, мебели, кондиционеров, ремонта (площадь бара увеличилась, посадка в помещении выросла с 60 до 120 человек). Бар приобрёл свою целостную концепцию – у него появились VIP-помещение на 12 человек с караоке, комнаты отдыха для персонала, кабинет бухгалтерии, просторная кухня с современной системой вентиляции.
«Сейчас кухня составляет 35-40% наших продаж, всё остальное приходится на продажу алкоголя. Блюда, которые приносят нам больше всего прибыли – это закуски типа картошки фри или гренок. Они, как и во всех барах, высокомаржинальные позиции в меню. Больше всего мы зарабатываем летом – на продаже пива и коктейлей», - рассказывает Иван Ротанов.
Продажи летом растут и из-за открытия летней веранды. Общая посадка в баре и веранде рассчитана на 250 человек. Чаще всего сюда приходят люди в возрасте от 30 до 45 лет, с доходом чуть выше среднего. Хотя концерты и тематические вечеринки привлекают более молодую аудиторию.
Сейчас «Культовый бар» на улице Фиолетова – не единственное заведение подобного формата. После того, как стало понятно, что проект успешен, рядом с ним стали открываться новые рестораны, кафе и бары, кальянные.
«Теперь вокруг нас 15-20 питейных заведений. В том помещении, где находимся мы, открылся бар и кафе, которые тоже проводят вечеринки. Конкуренция усилилась, но вместе с ней – и трафик. Если раньше люди думали, куда им поехать вечером – в один район Астрахани или другой, то теперь такой вопрос даже не возникает. Все едут на Фиолетова, ставшую большим кластером тусовок и веселья».
кто только начинает бизнес
1. Многие хотят открыть свой бар, особенно это касается мужчин. Но если вы можете не открывать свой бар, то не открывайте. Это слишком сложно, в этом бизнесе много подводных камней, о которых не узнаешь без глубокого погружения в тему. Но если не открывать свой бар не можете, то начинайте своё дело. У вас будет одно важное преимущество – внутренняя потребность заниматься тем, чем вы хотите. Без неё справиться со всеми сложностями будет невозможно.
2. Перед запуском своего проекта поработайте в каком-нибудь баре. Это позволит узнать, как устроены внутренние процессы в барной индустрии. Если не получается поработать, то хотя бы проконсультируйтесь с владельцами других баров.
3. Перед запуском необходимо чётко понимать свою целевую аудиторию – тех, кого вы хотите видеть у себя в заведении. От этого зависит многое – меню, режим работы, интерьер, устраиваемые активности (если это необходимо).
4. Качественно подбирайте команду. На ключевые должности – шеф-повара, управляющего, шеф-бармена – ставьте настоящих профессионалов. От работы этих людей будет зависеть коммерческий успех вашего бара.
5. Обязательно нанимайте в штат бухгалтера. Именно он решает многие вопросы, в которых некогда разбираться владельцу или соучредителям. В наш бар каждый день приходит товар, его весь надо оприходовать в программе, оцифровать. У нас много контрагентов, для которых каждый день надо готовить документы и проводить оплаты. В нашем штате два бухгалтера, потому что это необходимо для ведения качественного учёта и понимания, сколько денег приносит проект. Хорошо работающая бухгалтерия способна оградить вас от возникновения кассовых разрывов.
Читайте также:
Работа над ошибками: как вывести в плюс убыточный бар.
Рыбное место: как заработать на знаменитой астраханской рыбе.
Приятного аппетита: 12 важных рекомендаций от гастро-предпринимателей.