Художник из Петербурга Надежда Шахристенберг создаёт удивительные рождественские украшения и уникальные интерьерные маски – настоящие произведения искусства. Она не сотрудничает с магазинами и не даёт рекламу – все её работы раскупаются после анонсов в социальных сетях. О том, как создаются авторские интерьерные маски и рождественские игрушки, основатель бренда Nadine Pau Надежда Шахристенберг рассказала порталу Biz360.ru.
Надежда Шахристенберг, 42 года, художник из Санкт-Петербурга, основатель бренда коллекционных рождественских украшений
Nadine Pau. Окончила институт декоративно-прикладного искусства (кафедра художественного текстиля). С 2011 года работает в направлениях «интерьерная маска» и «рождественские украшения».
Я родилась и получила образование в Санкт-Петербурге: средняя и вечерняя художественная школы, затем российский лицей традиционной культуры, далее институт декоративно-прикладного искусства. Но основным своим образованием я считаю реальную жизнь.
Профессий было очень много, причина - непростое время тех самых 90-х, когда молодые художники были совсем не нужны. Приходилось совмещать всё сразу: днём работа - чтобы выжить, ночью творчество - чтобы жить.
Профессии, которые у меня были: художник-оформитель, художник росписи по дереву, преподаватель ИЗО в детском саду, продавец-оформитель в ДЛТ, дизайнер текстиля в интерьере, дизайнер интерьера в собственной студии, иллюстратор, веб-дизайнер... И ещё, наверное, с десяток различных навыков, совсем не связанных с искусством: менеджер металлопластиковых окон, продавец в маленьком магазине, уборщица, верстальщик объявлений в газете.
Всё это позже сложилось в понимание того, чего же я на самом деле хочу, подарило грандиозный жизненный опыт, уверенность в собственных силах, различные профессиональные навыки, которые я использую сейчас в своей работе, а самое главное, всё это - лучшее лекарство от завышенной самооценки, иллюзий, страха о будущем, лени и поиска мотивации.
Nadine Pau - изначально родился как псевдоним, теперь это уже бренд создателя коллекционных рождественских украшений. Лет десять назад в нём появилась реальная необходимость, нужно было что-то такое, чтобы англоговорящие люди могли не только произнести, но и запомнить мою фамилию.
Pau - это незавершённое имя Павел - в память и благодарность моему дедушке, художнику от Бога, с которого и началась моя творческая история. Мы много рисовали, с 2,5 лет я уже с красками и карандашами, и всё же его лёгкая, динамичная, абсолютно академическая графика до сих пор для меня недостижимый уровень.
Дедушка... Он никогда не был известен. Настоящий самородок, родом из Алтайского края. До войны искусству нигде не учился, но потенциал был огромным, начал рисовать сам, смотрел на натуру, думал, анализировал, интуитивно всё чувствовал, рисовал- рисовал-рисовал. И были планы поступить в Академию художеств, и поступил бы, но в октябре 1941-го, в 18 лет, был призван в ряды Советской Армии, воевал, был контужен, очень долго восстанавливался, а после войны появилась семья, дети и про образование пришлось забыть... Его мечта не сбылась, а была передана мне по наследству.
Дедушка предупреждал, что будет очень непросто, но кто же всерьёз воспринимает добрых дедушек? Да, он оказался, конечно, прав. Были иллюзии, травмирующие моменты в юности с по-настоящему жёсткой критикой от коллег, непонимание со стороны близких, моя ранимость, не было правильного понимания, что такое «творческий кризис».
Но всё это сделало меня, в конце концов, ёмким и довольно сильным, без цинизма, человеком с адекватными принципами и крепкими границами. Все мои ошибки - это самое ценное из того, что у меня есть, не откажусь ни от одной, не боюсь их совершать и сейчас, это ценнейший опыт.
Мой авторский стиль - это, скорее, некая компиляция: немного классики, сюрреализма, сказки и времени с патиной... всего того, что нравится мне как зрителю, и того, что позволило бы реализовать мои идеи в образах и формах.
Сейчас я работаю в двух направлениях, поровну разделяя время и себя меж ними: интерьерные маски и рождественские украшения. Я помню, что в раннем детстве меня совсем не интересовали покупные пластиковые куклы, их было много, но мне нравилось делать игрушки самой, будь то арена цирка с артистами или город с жителями.
В школе меня поразила огромная золоченая люстра из папье-маше в Юсуповском дворце, а в студенческое время судьба на короткое время свела с коллекционерами ёлочных игрушек, и их огромная коллекция меня настолько сильно потрясла, что я до сих пор помню в мельчайших деталях около пятидесяти персонажей из показанных пятиста.
В течении 10 лет это сильное впечатление проявляло себя постепенно, развиваясь параллельно другим занятиям, работам, поискам. На понимание материалов, техники и выбора конкретного направления потребовались годы, глубокий творческий кризис и красивый и плодотворный выход из него.
Мои основные материалы - это бумага, клей и немножко гипса, грунты под живопись, темпера, иногда масло, патины, различные лаки. С видами бумаги постоянные эксперименты. Сейчас я могу иногда предсказывать, как себя поведёт тот или иной вид только по «внешности» бумаги, но практические эксперименты продолжаются, потому что видов бумаги очень много и за каждым из них - возможность или фиаско.
Так же и с лаками, грунтами - всё это бесконечный процесс исследования и поиска лучшего рецепта, пробы и ошибки, ошибки и пробы. Всё это требует времени, сил и средств, поэтому несколько своих наработок и секретов (для меня ценных, не просто так найденных) я не спешу озвучивать. Так, грунты и клейстер я делаю сама.
Из инструментов: стеки от скульптурных до стоматологических, иногда и швейные иглы, когда совсем тонкая работа, стамески для резьбы по дереву, скальпели, всевозможные шлифовальные бумаги, кисти от №10 до 0, растушёвки, муштабели, каллиграфические перья, свёрла, бусины, проволоки…
Иногда я использую некоторые ручные инструменты для моделистов и миниатюристов фирм Proxxon и Dremel - мини-дрель, шлифмашину, полировальную машину, горелку. Есть полноценный токарный деревообрабатывающий станок для вытачивания ручек для масок, компрессор и аэрограф для качественной лакировки.
Самая первая осознанная ёлочная игрушка - заснеженный домик со снеговиком и рыжим котом на крыше - появилась в конце января 2010 года, а в начале февраля этого же года её приобрели за 800 рублей. В день встречи с покупателем стоял аномальный мороз, были мои волнения и сомнения, но напрасно - всё понравилось. Было в этом первом опыте что-то символическое, и домик у меня теперь есть, и интерес к моим работам независимо от праздников. С тех пор создано 187 уникальных, в единственном экземпляре, ёлочных игрушек, и 56 масок, прошло шесть персональных выставок.
До этого года все мои работы существовали только в единственном экземпляре, очень редко встречались приблизительные повторы «по мотивам». Начиная с 2018-го года, я запускаю «ограниченный тираж» - нескольких специально разработанных персонажей: Рыбка, Звёздочка, Луна, Месяц и Солнце. Мне хочется новых тем, новых экспериментов, и в то же время, чтобы мои сказочные герои, уже полюбившиеся, уже узнаваемые, продолжали радовать ценителей в их домах.
Маски я и дальше планирую создавать только в единственном экземпляре. Очень много идей, мне бы хотелось успеть материализовать хоть некоторую часть из них, поэтому для повторов совсем нет возможности.
На создание одной ёлочной игрушки может потребоваться от месяца до двух лет, одновременно в процессе могут быть до тридцати разных (уникальных) персонажей. Маски примерно так же.
Герои появляются постепенно. Сначала вспышка, идея, потом череда набросков-размышлений, далее эскиз общей формы из пластилина, а потом в процессе идея обретает детали, вместе с ними начинает развиваться история. Это как фокусировка в камере - из общей формы к чёткому видению объекта и его осознанию. Случается, что идея сырая, и тогда я «оставляю» её на созревание, смотрю материалы, читаю, погружаюсь в тему.
Мой источник идей и вдохновения, удовольствия и внутреннего трепета - это изобразительное искусство. Северное Возрождение, Итальянское Возрождение, Средневековье, интернациональная готика Испании и Италии, средневековая Япония, прерафаэлиты, импрессионисты, авангардисты. Природа во всем её многообразии от макро до пейзажей. Леса, реки, озёра. Музыка классическая, а также джаз, свинг сороковых годов, иногда этно и эмбиент.
Я работаю круглый год, сейчас для меня не имеет значения – июнь, февраль или декабрь на дворе, ритм всегда один. Перед Новым годом, конечно, запросов больше, но на количество и качество работ это не влияет. К счастью, мои направления и техника вне моды. Оставаясь в рамках традиций «семейного наследия», я думаю, что моим работам будет хорошо при любых тенденциях.
Общее экономическое состояние и благосостояние людей, безусловно, влияет, бывает так, что у моих покупателей меняются планы, связанные с приобретением работ, всё ж это не вещи первой необходимости. 70 % моих работ я отправляю ценителям за границу России.
Мои покупатели - это замечательные мужчины и прекрасные женщины, состоявшиеся, со вкусом, безусловно образованные, интеллигентные, думающие и чувствующие, понимающие, уравновешенные, с юмором.
Мне, действительно, очень везёт в сотрудничестве. Зачастую, после того как клиентские отношения заканчиваются, они переходят в стадию приятного знакомства. По моей статистике, 70% работ приобретаются в тематические коллекции, а 30% как приятные и ценные вещи в подарок себе, близким или на торжества. География широкая: США, Швейцария, Ирландия, Россия, Англия, Франция, Германия.
В основном ценители узнают о моих работах через соцсети и статьи. Я сама связываюсь с клиентами, делаю фотографии, упаковку и отправляю работы покупателю. Соцсети и сайт я также веду сама. Через мою страницу в Facebook (5 тысяч подписчиков) больше всего обращений. Есть страница в «ВКонтакте» (5,6 тысяч подписчиков), есть Instagram (3,3 тысячи подписчиков), есть мой сайт.
Я не даю рекламу нигде, ёлочные украшения раскупаются все до единого без дополнительных вложений в продвижение. Группы «ВКонтакте», ориентированные на искусство и эстетику, публикуют мои работы, что усиливает спрос. Также на волне предновогодних настроений пользователи Facebook начинают делиться моими публикациями, и это снова всплеск интереса - перед Рождеством и Новым годом.
Рекорд в ноябре 2017 года - 44 письма в один день с запросом на приобретение. В среднем, в весной-летом я получаю по три-четыре запроса в день, осенью-зимой - от 5 до 25. Возможно, всё движется ровно настолько, насколько готова я, а мои амбиции находятся в плоскости творческого и технического роста. Сейчас меня устраивает плавная динамика, которая не должна влиять на мой творческий ритм, образ жизни и привычки.
Семейные коллекции
Уже около пяти лет я не работаю на заказ, это связано с длительным технологическим процессом и моим желанием оставаться творчески свободной.
Сейчас я веду несколько проектов семейных коллекций - из года в год моими работами пополняются несколько новогодних историй конкретных людей, моих постоянных клиентов. Совместно мы лишь определяем направление для Рождественской сказки, а результат - на полном доверии ко мне.
Рождественские украшения и маски - это работы разноплановые, и их стоимость разная. Маски стоят в диапазоне от 35 000 до 90 000 рублей, рождественские украшения от 9 000 до 15 000 рублей за персонаж. Иногда у меня случаются коллекции в два-три-четыре-пять персонажей от 18 000 рублей до 40 000 рублей. В стоимость входят материалы (20% от стоимости работы), инструменты, но основное - это моя личная оценка той или иной работы (персонажа) в зависимости от сложности (время + реальная сложность создания).
Мой рабочий день - минимум 12 часов ежедневно. И если я в потоке, в процессе - мне уже не до выходных.
Сейчас я завершаю несколько новых рождественских миниатюр, работаю над масками, это будет новая большая коллекция, порядка 35-40 работ сразу. Этот проект я создаю уже два года, и постепенно он движется к экватору.
Также завершаю разработку одной коллекции из нескольких персонажей: Рыбка, Звёздочка, Луна, Месяц и Солнце, и в этом году она будет доступна для приобретения. Это проба limited edition, т.е. достойный ограниченный тираж. Технически и художественно - сложные, детализированные, от и до выполнены моими руками, ничем не отличающиеся от работ в единственном экземпляре, за исключением одного - это копии. Создавать я их планирую постепенно, также постепенно они будут появятся в продаже, анонсирование будет в соцсетях.
Кроме того, я нахожусь в стадии экспериментов по совмещению в миниатюрах таких противоположных материалов, как стекло и бумага, а также техник: учусь гравировке, учусь работать ещё тоньше, пробую понять микромозаику, поталь, новые грунты и лаки. Хочется удивить и удивиться!
Часть жизни
Моя работа - очень большая часть моей жизни, и дело не только в количестве времени, это гораздо глубже. Даже на отдыхе, даже когда в руках нет карандаша или стека, сознание продолжает фиксировать окружающее, глаза продолжают видеть детали, разум записывает это в память, и не только форму и содержание, а цветовые нюансы, свет, тень, соотношения, пропорции, композицию, динамику, ритмы, выражение лиц, позы, взгляды... Вероятно, этот процесс выключится только вместе со мной.
Читайте также:
С ювелирной точностью: как заработать на оригинальных украшениях.
Волшебные миры Саши Крю: как построить бизнес на стыке IT и творчества.