В 2022 году в отношении России введены беспрецедентные санкции. Многие из них сильно ударили по бизнесу и, в частности, по возможности российских компаний отправлять грузы за рубеж и получать их из-за границы. Грузовое сообщение со многими странами прекращено, логистические цепочки нарушены, привычные схемы доставки перестали работать. О том, как отправлять и получать грузы из-за границы в условиях «логистической блокады», порталу Biz360.ru рассказал основатель агрегатора услуг доставки Time Saving Machine Алексей Антонов.
Алексей Антонов – основатель агрегатора услуг международной экспресс-доставки Time Saving Machine. Сервис позволяет сравнивать тарифы от разных курьерских служб в «одном окне». Партнёрская сеть TSM охватывает 240 стран, годовой оборот проекта за III квартал 2022 года составил 100 млн. рублей.
Сейчас на российском рынке происходит переориентация международного товарооборота на Азию и Восток. Если раньше наши компании плотно работали с европейскими странами, то сейчас идёт активный документо- и грузооборот с Китаем, Индией, Бразилией, Ираном, ОАЭ, Вьетнамом. Вполне возможно, что какие-то из этих стран со временем станут основными каналами для ввоза товаров из стран ЕС.
На данный момент схемы доставки в Россию через эти государства нельзя назвать стабильными и проверенными. Тем не менее, есть несколько уже отработанных схем.
Оформить дополнительное юрлицо
Юридическое лицо, оформленное в «дружественной» стране, поможет в случае с доставкой крупногабаритных грузов – техники, оборудования, комплектующих от иностранных производителей. Далеко не каждая зарубежная компания готова продать товар российскому юридическому лицу, опасаясь санкций. А структуре, зарегистрированной в «дружественной» стране, многие западные производители и селлеры без проблем продадут товары и оборудование.
Воспользоваться пунктом приёма
Этот вариант подходит тем, кому нужно быстро обменяться деловой корреспонденцией с зарубежным партнёром. Транспортные компании, которые перевозят крупногабаритные грузы, не возьмутся за доставку одного конверта, пакета документов или даже небольшой посылки. В выигрыше остались те российские службы доставки, которые в 2022 году открыли в Центральной Азии офисы и дополнительное юридическое лицо. Их мало, но они есть.
Схема практически такая же, как и с транспортировкой крупногабаритного груза – сначала агент получает посылки и документы со всего мира в пункт приёма в Центральной Азии, а затем переоформляет доставку в Россию через курьерскую службу, работающую в СНГ. После того как грузы доставляются в РФ из СНГ, отправления распределяют по стране местной курьерской службой.
Если до 2022 года особых проблем с международной доставкой не было, то после февраля логистический маршрут транспортировки в Россию усложнился. Теперь для доставки грузов используют мультимодальный способ – сначала транспортируют груз в «дружественную» страну морским/авиа/жд транспортом, затем переоформляют на другого перевозчика, который работает с РФ, а по России доставка осуществляется третьим перевозчиком.
Такой способ доставки работает быстрее остальных, можно получить отправление даже быстрее, чем за пять-семь стандартных дней. Схема работа такова: персональный курьер покупает билет на самолёт, прилетает в нужную страну, берёт посылку весом до 40 кг и летит обратно в Россию с пересадкой в СНГ или в ОАЭ. Этот вариант подходит для тех, кому необходимо срочно переслать или получить важные документы, ценные или хрупкие предметы, лекарства, скоропортящиеся продукты, негабаритную электронику, мелкое оборудование, запчасти. Но есть существенный недостаток – высокая стоимость.
Нужно быть готовым к тому, что цена сверхсрочной курьерской доставки не будет низкой – тариф стартует от 1000 евро и зависит от расстояния. Чем дальше от места доставки находится страна отправителя и чем дальше населённый пункт адресата в России от международного аэропорта, тем выше будет стоимость. Соответственно, чем дольше срок, меньше габариты отправления, короче расстояние между отправителем и получателем, тем ниже будет стоимость курьерской услуги. Срок доставки авиакурьером занимает в среднем 24-72 часа.
Этот вариант представляет собой объединение небольших посылок и конвертов от разных поставщиков на одном консолидированном складе в Европе, где отправления собирают, упаковывают, маркируют и хранят до момента, пока не заполнится грузовой транспорт для доставки в определённом направлении. Когда перевозчик полностью укомплектован, посылки отправляют (обычно автомобильным транспортом) в СНГ и по другим странам, в том числе и в Россию. Международная доставка с консолидацией – самый экономичный, но долгий способ, он занимает четыре-шесть недель.
Описанные выше способы подходят для транспортировки документов и тех товаров, на которые не распространяются антироссийские санкции. Поэтому если речь идёт о товарах, скажем так, особой категории, то здесь могут пригодиться другие способы.
Четвёртый пакет санкций включает запрет на ввоз в Россию предметов роскоши из Европы и США стоимостью свыше 1000 евро. Сюда относятся часы, ювелирные изделия, одежда и обувь, произведения искусства и многие другие товары. Также в список запрещённых попали многие виды электроники, промышленного оборудования и комплектующих. Кроме того, в Россию перестали поставлять товары многих ранее популярных в нашей стране брендов.
Зарубежные продавцы, видя, что покупатель находится в России, часто отказываются продавать даже разрешённый товар из-за возможных штрафов. Однако способы привезти в Россию попавшие под санкции товары из-за рубежа есть.
Параллельный импорт
В мае 2022 года Министерство промышленности и торговли РФ утвердило список товаров, которые можно ввозить в Россию независимо от разрешения или запрета правообладателя. Такая схема называется параллельный импорт. При доставке важно соблюдать требования Федеральной таможенной службы – как и при транспортировке любых других разрешённых грузов.
Чтобы беспрепятственно привезти товар из–за рубежа в Россию, важно не только чтобы он был в списке параллельного импорта. У покупателя должна быть карта иностранного банка и адрес за границей для пересылки или доставки, либо придётся ехать за товаром самому.
Байеры–посредники
Для тех, у кого такой возможности нет, работает ещё один способ – доставка с помощью байеров-посредников. Байер – это человек или организация, которые имеют возможность оплачивать и оформлять доставку заграничных товаров. Схема работает так: покупатель находит на сайте зарубежного производителя нужный товар, отправляет ссылку посреднику, тот оформляет покупку на своё юрлицо за рубежом, затем курьер посредника забирает товар из зарубежного магазина и доставляет сначала в компанию в «дружественной» стране, а затем клиенту в Россию.
Надёжного посредника и для покупки, и для доставки ещё нужно найти. Закупать может одна фирма, а доставлять совсем другая. Давайте разберёмся, как выбрать порядочного перевозчика.
Сейчас в отраслевых Telegram-чатах и в тематические группах в соцсетях легко можно нарваться на аферистов, которые берут предоплату и исчезают. Да и сами перевозчики рискуют, потому что отправитель может вложить в посылку запрещённые предметы или препараты – и превратить исполнителя услуги в невольного контрабандиста. Более надёжны в этом случае не одиночные курьеры, а специальные службы с штатом сотрудников и оформлением услуг по договору, чтобы обезопасить обе стороны.
Допустим, вы нашли такую службу. Но как понять, что это не одна из фирм-однодневок, которые в период кризиса и санкций особенно активны? Есть несколько моментов, на которые стоит обращать внимание, выбирая перевозчика.
Проверяйте в открытых источниках реквизиты
Возьмите реквизиты у перевозчика и сверьте с теми сведениями, которые доступны в интернете. Посмотрите, когда компания была создана, участвовала ли в каких-то судебных процессах, какая у неё репутация в сети.
Проведите мониторинг отзывов
Через поисковик вбейте название компании и «отзывы» – и почитайте, что пишут люди, и плохие, и хорошие отзывы. Даже простое наличие отзывов – это уже хорошо, так как подтверждает, что компания существует. Если клиент жалуется, что менеджер нагрубил или курьер задержался, но посылка всё-таки была доставлена, значит, компания выполняет свою работу. Если видите, что люди оставляют отзывы уже не первый год – это дополнительный фактор доверия.
Настаивайте на оформлении договора на услугу
Обезопасить себя поможет официальное оформление сотрудничества с перевозчиком. Запрашивайте договор доставки – с этим документом можно обратиться в суд, если условия не будут выполнены. Перед подписанием внимательно ознакомьтесь с договором, проверьте реквизиты, запросите учредительные документы. В санкционный период мошенники не дремлют – могут представиться известной компанией, взять у вас предоплату и «уйти в закат».
Выбирайте компании с мультивалютным счётом
Не все курьерские службы и перевозчики работают с валютой. Многие российские банки отключены от системы SWIFT – это дополнительная сложность. Если плательщик находится за рубежом и пользуется картой иностранного банка, он не сможет перевести оплату за услуги на счёт российского банка. У перевозчика с мультивалютным счетом такой проблемы не возникнет.
Уточняйте, как оформляются сопроводительные документы для прохождения таможенного контроля
Для международной доставки необходимо заполнять таможенные и сопроводительные документы – инвойсы, накладные, декларации, причём на английском языке. Надёжнее доверить груз компании, в которой оформление документов для таможни входит в стоимость услуг международной доставки. При самостоятельном заполнении грузоотправителем декларации или инвойса возможны проблемы. Например, если неправильно внести информацию об оборудовании, то груз могут арестовать, отправить обратно, а то и вообще уничтожить. В 2022 году каждое отправление на таможне проходит «рентген», а содержимое тщательно сверяется с описанием в сопроводительных документах.
Под сомнение таможенников посылку может поставить не соответствующая международному стандарту упаковка, маркировка, а также другие моменты, о которых отправитель может не знать. Надёжные международные перевозчики не только правильно собирают и оформляют посылку, но и решают возникшие проблемы на таможне. Обычно услуги оформления сопроводительных документов, упаковка и решение таможенных споров входит в услугу доставки «под ключ».
Стоимость доставки зависит от веса, габаритов и срочности. Понятно, что доставка с консолидацией обойдётся в разы дешевле услуг авиакурьера, но нужно быть готовым к тому, что она будет небыстрой – от 21 рабочего дня.
Чтобы сэкономить на международной доставке, закажите услугу заранее. Совет особенно актуален в высокий сезон, например, перед Новым годом. Если вдруг решите разослать подарки зарубежным партнёрам в середине декабря, то транспортные компании, скорее, откажут. Забронировать передачу посылки в международную доставку целесообразно уже в ноябре. Экономия заключается в том, что доставка будет не срочной.
Ещё один способ экономии – при отправке мягких объёмных вещей (например, одежды, пуховиков, одеял), используйте вакуумные мешки, которые уменьшают габариты отправления. Чем меньше коробка, тем дешевле доставка.
Санкции в отношении России в 2022 году – не повод прекращать сотрудничество с зарубежными партнёрами. Как видите, способы обмена грузами, документами, посылками найти можно, если грамотно спланировать международную доставку и предусмотреть риски. Рынок международной доставки так или иначе развивается и, возможно, вскоре для России откроются новые более выгодные и быстрые способы транспортировки.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».