Сегодня невозможно найти бизнес в России, который бы так или иначе не затронули геополитические и экономические события последних недель. Даже если компания не попала под санкции, она ощутит – или уже ощутила – на себе эффект домино. Фундаментальные изменения мира, шторм, через который мы проходим, коснутся всех бизнесов – но не все смогут выплыть. О том, как в сложное время сохранить компанию, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал ментор и предприниматель Звиади Пурцхванидзе.
Звиади Пурцхванидзе – 41 год, предприниматель, ментор, собственник компании
MAXARD. Получил высшее экономическое образование. В прошлом – профессиональный боксёр, имеет титул чемпиона России. Выступает инвестором в компаниях «АМС Медия», «GMD Сибирь», «Бизнес ЗП», General Media Group. Менторством и бизнес-наставничеством занимается с 2019 года.
Осознанность в бизнесе и готовность брать на себя ответственность за результаты неразрывно связана для предпринимателя с пониманием, что находится в зоне его влияния, и на что он, наоборот, повлиять не может. В ситуации кризиса основная угроза для бизнеса – даже не санкции с геополитическими и экономическими проблемами, а страх, неопределённость и ощущение беспомощности.
Один из лучших способов снизить тревожность – как раз перенести фокус на зону своего влияния. Планировать только то, что зависит от вас, что вы можете увидеть и проанализировать сами.
Лучше заниматься краткосрочным планированием на неделю, две, месяц – и быть готовым в любой момент изменить тактику, если изменится конъюнктура. А для этого надо следить за геополитикой, анализировать высказывания лидеров, получать информацию – экономическую, политическую, геополитическую. И при этом, повторюсь, держать фокус на том, что находится в вашей сфере влияния.
Один из способов создать своего рода подушку безопасности для компании – диверсификация бизнеса. Если есть возможность не только улучшить качество своей основной продукции или услуги (а это в любом случае must do для выживания в кризис) – расширяйте продуктовую линейку. Но делайте это только в рамках круга своих компетенций, то есть заручившись представлениями о новом бизнесе или нише, знаниями, опытом, поддержкой квалифицированного менеджмента и сильной мотивированной команды, финансами, наконец.
В противном случае попытка вывести на рынок новый продукт в ситуации экономического и геополитического шторма сродни игре в казино – вероятность везения весьма невелика.
Несмотря на то, что в кризис люди остаются самым ценным ресурсом, сейчас подходящее время, чтобы сбросить балласт и попрощаться с неэффективными сотрудниками, токсичными членами команды и со всеми, в ком вы сомневались.
Одновременно с этим нужно направить все ресурсы на то, чтобы сохранить лучшие умы, ядро команды, не только квалифицированных, но и максимально лояльных к вашему бизнесу людей. Садитесь за стол переговоров и обсуждайте, что они получат после того, как бизнес выйдет (при их непосредственном участии) из шторма – будь то повышение зарплаты, бонусы, опционы или что угодно ещё.
На первый взгляд может показаться, что после ухода сильных западных игроков с российского рынка во многих сферах кроваво-красный океан в один миг стал голубым. Однако снижение конкурентности иллюзорно и уж точно не должно быть поводом расслабиться. Ваша задача как предпринимателя – определить предельно ясно, какой интеллектуальной собственностью обладаете вы сами и ваша компания, что вас отличает от других.
Вашей суперспособностью может быть скорость, цена, качество, интеллект, подход, стратегия, маркетинг. Усильте это качество, тренируйте его постоянно, как мышцу, постарайтесь достичь пика своих возможностей. В кризис чемпионы получают всё, поэтому вы должны стать чемпионами – быть хотя бы на миллиметр впереди, на долю секунды быстрее, умнее, профессиональнее других.
Говоря о диверсификации бизнеса и о запуске новых продуктов, нужно помнить, что эти действия не должны создать дополнительную долговую нагрузку для компании. Сейчас не лучшее время, чтобы брать кредиты. Если же у вас есть кредиты в иностранной валюте, их нужно переводить в рубли или приложить все усилия к их погашению. Все новые направления можно финансировать только из свободных средств.
До недавнего времени мы, менторы и коучи, говорили о том, что предприниматели вынуждены действовать в VUCA-мире – неопределённом и изменчивом. Но сейчас изменчивость усилилась в десятки раз, новые вводные появляются даже не ежедневно, а ежечасно. И это отражается, в том числе, на нестабильности финансовых результатов.
Поэтому, если раньше вы считали рентабельность каждый месяц, то теперь это нужно делать каждую неделю. И считать максимально консервативно. Не следует строить оптимистичных прогнозов – не потому, что они не сбудутся, просто для ситуации экономического и геополитического шторма как нельзя лучше подходит пословица «Надейся на лучшее, готовься к худшему». Пока шторм не схлынет, придётся ежедневно подводить финансовые итоги и анализировать рентабельность всех своих действий, чтобы быть готовым в любой момент изменить тактику.
Все советы по спасению бизнеса сработают только при одном условии: если ради этого бизнеса вы просыпаетесь по утрам, готовы рисковать, становиться чемпионом, мотивировать своих сотрудников. Потому что они наблюдают за лидером – как он держится, как реагирует, как планирует, как мыслит – и осознанно или бессознательно «зеркалят» его поведение. Результат всей команды по-прежнему в значительной степени зависит от лидера.
Отмечу, что многие предприниматели сейчас не чувствуют достаточного внутреннего ресурса для активных действий по спасению бизнеса. Важно разобраться: дело только в дефиците ресурса или этот бизнес в принципе не является делом вашей жизни. Если второе – лучше не тратить время и силы на его спасение, а максимально экологично для себя и своих сотрудников закрыть компанию. Если же причина только в нехватке ресурса, можно обратиться к представителям так называемых поддерживающих профессий, чтобы этот ресурс восполнить.
Если почитать биографии бизнесменов из топ-30 России, Китая и Америки, можно убедиться, что все они преуспели именно в кризисные времена. В экономике, как и в природе, всё находится в балансе. Дефициты и профициты взаимосвязаны: когда у одного бизнес рушится, у другого он взлетает. Но под лежачий камень вода не течёт, поэтому нам всем придётся измениться: вчера вы мыслили в одних парадигмах, а завтра придётся полностью пересматривать свои взгляды и подходы.
Да, сегодня предпринимателям нужно стать ещё более гибкими. При этом критически важно сохранить чистоту репутации, чтобы не растерять доверие клиентов, партнёров, собственной команды. Мир становится хрупким, когда люди, бизнесы, государства перестают доверять друг другу. Нужно держать всегда свой ум острым, репутацию - безупречно чистой, и быть готовым каждый день творить себя заново. Это и есть истинная суть предпринимательства.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».