«Для всего мира Сибирь - далёкое от цивилизации место в непроходимых лесах. Иностранцы уважительно говорят: «Wow! Siberia!», но вспомнить могут максимум Байкал и горы Алтая. Многие до сих пор уверены, что у нас по улицам ходят медведи, а трескучие морозы стоят 365 дней в году. – говорит Олеся Ушакова, основатель компании «Вкус Тайги». – Я стремлюсь рассказать людям о Сибири с помощью вкусов и запахов, приглашая их в гастрономическое путешествие». О том, как построить бизнес на любви к месту, где ты родился, Олеся Ушакова рассказала порталу Biz360.ru.
Олеся Ушакова – 32 года, основатель бренда подарков из Сибири
«Вкус тайги». Образование: Красноярский педагогический университет, факультет иностранных языков. До запуска своего проекта занималась организацией молодёжных международных обменов, работала в пресс-службе выставочной компании, занимала должность директора по развитию на фабрике печенья. Живёт на два города – Москву и Красноярск. Хобби: сноуборд, плавание.
Лет десять назад я принимала участие в организации студенческих международных обменов, и то гостеприимство, та сила любви к местам, где живёшь, и желание делиться этой красотой с другими людьми, приносили мне радость и потрясающий заряд энергии. Этот опыт красной нитью проходит через всё, что мы сейчас делаем во «Вкусе тайги».
В 2016-м году я ушла в «свободное плавание» из найма – с позиции директора по развитию производства фабрики печенья в Красноярске. В какой-то момент судьба свела меня с людьми, которые занимались изготовлением варенья из местных ягод в таёжной глубинке Хакасии. Я прониклась атмосферой и буквально загорелась идеей выпускать варенье под собственным брендом. С фабрики печенья я ушла без сожалений – начались разногласия с владельцем. И всё своё время и энергию устремила на новый для меня продукт.
Моя история как предпринимателя начиналась очень амбициозно – ни много ни мало с Красной площади! Именно здесь впервые я решила рассказать о сибирских деликатесах, приняв участие в большом фестивале варенья.
Участие в фестивале решалось буквально до последнего момента, но в итоге я смогла собрать всю кипу документов, которые требовались. Полтонны варенья мне выдали на производстве под отсрочку платежа, проще говоря, под честное слово. На всё остальное, включая логистику, деньги я заняла у приятеля. 500 тысяч рублей я взяла под залог ПТС от своей новенькой машины.
На Красной площади было задорно и здорово! Там же, на фестивале, родился бессменный слоган бренда «Отобрали у медведей лучшее» – символ смелости, которая, как известно, города берёт.
Опыт я получила бесценный, ощутимой прибыли не было, но и долгов – тоже! Ни перед производством, ни перед кредитором. Из испытания Москвой я вынесла главное – всё возможно, пробуй и всё получится!
Поездка на фестиваль варенья стала двойным «тест-драйвом»: себя как предпринимателя и продукции. Я поняла, что и как нужно улучшить в продукте, чтобы приумножить спрос, потому что активно общалась на ярмарке с покупателями. Ведь ни один маркетолог не скажет, чего не хватает товару: цвета, консистенции, запаха, а может, у него неудобная или слишком большая/маленькая банка или непривлекательный дизайн упаковки?
Уже на старте я осознала, что ритейл в глобальном понимании – не моя история. «Вкус тайги» был и остаётся камерным уютным проектом с акцентом на ручную работу на каждом этапе: от сбора сырья (шишек, ягод, трав) до упаковки – деревянные ящики для подарочных наборов и холщовые мешочки для расфасовки травяного чая мы изготавливаем сами вручную.
Концепция бренда укладывается в рамки гастрономического путешествия по Сибири. Именно поэтому на этикетках нашей продукции есть координаты из Google-карт, с указанием мест сбора ягод и шишек.
Малый бизнес направления дикоросов в Красноярском крае только набирает обороты, хотя регион очень в этом плане богат. Те шесть небольших производств, с которыми мы сотрудничаем на территории Хакасии и Красноярского края, собирали по крупинкам, объезжая глубинку за глубинкой.
За 500-600 км от большого города люди живут своими традициями и устоями. «Шишки? Варить? И смешать их с орешками? Вы что, с ума сошли? Кто это будет покупать?» Приходится ломать шаблоны. И в конце, когда виден результат, уровень доверия повышается. Немаловажен и момент сопричастия, потому что люди видят, что «Вкус тайги» – это не про «купи-продай», а это про любовь к своему делу и краю.
На сегодня наш ассортимент – это:
-
Подарочные наборы (средний диапазон цен от 400 до 3,5 тысяч рублей), которые, как правило, отправляются корпоративным заказчикам.
-
Варенье из сосновых и кедровых шишек – хит продаж, способный удивить и взрослого, и ребёнка. А также варенье из диких ягод – малины, клюквы, голубики, брусники, жимолости, облепихи, черемухи. Цены - от 160 до 400 рублей за баночку варенья.
-
Травяной чай (250-350 рублей за 50 граммов). Хит продаж – чай «Кедрач» с чагой, иван-чаем, веточками пихты, кедра и кедровыми орешками внутри. Когда чай заваривается, кедровые орешки становятся мягкими и отдают напитку свой невероятный аромат.
-
Сладости с кедровыми орехами, сосновыми шишками, ягодами: шоколад (400-450 рублей), конфеты (200 рублей за батончик).
Дизайн бренда создан Анастасией Генкиной, в фантастические работы которой невозможно не влюбиться. Увидев их, я загорелась работать именно с ней. А в 2018-м году в Осло Tasty Taiga была признана одной из лучших упаковок Европы по версии European Design Awards и получила бронзовую медаль. Международное признание и одобрение экспертов – это бесконечно ценно и безумно приятно. Значит, границ для смелости и креатива просто нет.
Благодаря сотрудничеству с федеральным проектом «Гастрономическая карта России» (развитие гастро-туризма в России и продвижение локальных гастрономических брендов – примечание редакции) наша продукция попала в наборы подарков для министерства иностранных дел и в боксы для участников 23-й Генеральной ассамблеи всемирной туристской организации, которая проходила в Петербурге. Для нас – это также момент большого признания.
Нашу продукцию знают во всём мире: на карте, где мы отмечаем флажками, куда отправляются заказы, почти нет пустого места. Помню трогательную историю, связанную с профессором одного американского университета. Он заказал в подарок чай «Кедрач» и баночку варенья из шишек студенту, изучающему русский язык. И попросил подписать открытку на русском с примерно таким текстом: «Русский язык очень сложный для изучения, но он такой вкусный. И я надеюсь, благодаря этому вкусу твоё изучение языка будет намного слаще». Честно, мы все рыдали!
Сейчас в штате компании четыре человека, которые работают в офисе и мастерской, где производится деревянная упаковка для подарочных наборов. На аутсорсе – юридическое сопровождение, бухгалтерия, техподдержка сайта, дизайнеры.
В пик сезона мы привлекаем в качестве лишних рабочих рук пенсионеров для сбора коробок, а моя мама, которая всю жизнь занимается швейным производством, шьёт для нашего чая холщовые мешочки. Для неё, как и для других помощников, это не просто подработка, но и ощущение сопричастности к бренду родного края.
Высокий сезон длится с сентября по декабрь – в среднем около 15 тысяч банок варенья разлетаются по миру, расфасовывается до полутонны чая. Мы нанимаем помощников и работаем без выходных. 60% от общего объёма продаж – это корпоративные заказы, 40% – розница, куда относим и маркетплейсы: Ozon и Wildberries. Розничная офлайн-точка одна – наш офис в Красноярске.
В преддверии сезона идёт сверка относительно тех позиций, которые будут представлены в ассортименте. Сейчас, например, у нас встал вопрос по чернике, бруснике и традиционно – голубике, которая всегда в дефиците. Случается, что проще отказаться от определённой ягоды, так как цена сборки взлетает из-за неурожая. Или снизить объёмы – произвести тысячу банок вместо пяти тысяч или вообще выпустить лимитированную серию из 500 банок. Цены мы, кстати, за время работы проекта ни разу не повышали.
Шишки варят в разных регионах. И каждый регион готов стучать себя в грудь, что именно здесь самый вкусный «бабушкин» рецепт, который передавался из поколения в поколение.
Конечный вкус продукта зависит от совокупности факторов: от природных свойств дерева (на Кавказе шишки чуть грубее, в Сибири – чуть мягче), от того, собирали шишки утром или вечером, правильно ли их заморозили, не много ли в них воды.
А дальше - работа технолога, который колдует над тем, как сделать варенье, чтобы оно не засахарилось, чтобы шишки были мягкими, а сироп в меру тягучим, чтобы сохранился приятный цвет и смолистый аромат.
Потому что, в принципе, за 100 лет в Сибири ничего нового не выросло. Ну не начали же у нас расти шишки с ананасом, правда? Поэтому важно взглянуть на привычный продукт под иным углом, пробовать неожиданные сочетания, из которых рождаются авторские интерпретации.
Основные продажи идут через интернет-магазин TastyTaiga. На него ведут и все соцсети: Instagram (более 10 тысяч подписчиков), Facebook, «ВКонтакте». Мы также начали осваивать TikTok и YouTube.
В сезон подключаем платные сервисы, такие как, например, автоматические рассылки клиентам (от 2 до 6 тысяч рублей в месяц). На таргетированную рекламу тратим от 10 до 30 тысяч рублей в месяц, летом эти деньги экономим.
В 2017-м году мы участвовали в проекте российского Google «Вдали от столиц» – тестировали сервис для предпринимателей. За несколько месяцев спецы из Google «прокачали» наш сайт в плане SEO-оптимизации. Настолько круто всё настроили, что мы отказались от SEO-подрядчиков, с которыми сотрудничали до этого.
Вход на рынок сегодня требует 0,5-1 млн. рублей в зависимости от объёма первой партии товара, если говорить о контрактном производстве. Чтобы бизнес был жизнеспособным, нужен оборот не менее 300 тысяч рублей в месяц. «Вкус тайги» вышел на самоокупаемость уже в первый год работы.
Сейчас на рынке дикоросов высокая конкуренция. Есть и крупные бренды, и небольшие компании. Мы работаем в более узкой нише, а именно – гастрономических сувениров, которая более или менее активно начала развиваться только в 2019-2020 годах, когда каждый регион стал заявлять о своём бренде. Мы в этой теме с 2016-го года, и это позволяет удерживать лидирующие позиции.
Моя идеальная картина мира – это дружественный союз производителей варенья локальных брендов со встречами, обменом опытом, поддержкой, сотрудничеством. Мне кажется, в этом случае компаний на рынке было бы больше, но конкуренция была бы совсем иная – приятная интеллектуальная гонка, когда каждый придумывает что-то новое, и это мотивирует других экспериментировать, творить, делать продукт ещё лучше.
В начале 2020 года я ездила в Штаты как предприниматель и участник программы профессионального обмена «Открытый мир». Моё варенье пробовали в конгрессе США, я думала: «Боже! Я могу всё!» Вернулась в Россию в конце февраля с головой, полной новых идей. И вот в марте из-за коронавируса всё встало – мои мечты, планы. Остановился весь мир.
Я это очень тяжело переживала. Можно было бы поддаться волне и продавать антивирусные, полезные для здоровья наборы. Но мой близкий друг сказал: «Олеся, хайп – это не про тебя. Просто остановись, возьми паузу». И это было самое правильное решение.
Я прикинула по финансам, что до конца года мы проживём, а дальше посмотрим. Весной, действительно, количество заказов сильно упало, и только к августу рынок стал оживать. К новому году пришли корпоративные клиенты, и я поняла, что мы продержимся. Паузу я использовала с пользой: «Вкус тайги» вышел на торговые площадки – маркетплейсы Ozon и Wildberries.
Сейчас мы готовимся к сезону, разрабатываем новые предложения. Я в Москве, занимаюсь наставничеством в проекте «Бизнес-уикенд» от правительства Москвы. Молодые ребята, которые хотят открыть своё дело или развить его, обсуждают с наставниками свои бизнес-кейсы.
Наставничество для меня – это не столько про деньги, сколько про поддержку, про то, что сделать первый шаг в бизнесе, не так страшно, что всё возможно.
Параллельно в Москве я решаю вопрос с экспортной историей «Вкуса тайги». Мы планируем открыть склад в Германии, чтобы было легче отправлять продукцию зарубежным клиентам. Однако вопрос застопорился – для крупных оптовых партий необходимо адаптировать состав и этикетки под европейские требования. Надеюсь, в ближайшее время мы решим этот вопрос с европейскими партнёрами.
Сегодня малый бизнес – это про людей. Если ты всё делаешь с душой, искренне, то и результат твоего труда получится таким же и будет притягивать людей.
Весной я выиграла грант проекта Together и провела серию онлайн-встреч женщин-предпринимательниц из России и США на тему, как они переживают пандемию и с какими идеями заходят в новое время. Это был потрясающий опыт, когда понимаешь, что несмотря на разные страны, нас объединяет одно – энергия, желание доводить до конца то, что ты делаешь, любовь к своему делу, ответственность за коллектив и невозможность всё бросить, иначе – а кто, кроме меня?
Это вне культур, вне религий, это про людей. И да, тебе может быть трудно и страшно. И это тоже нормально! И, скорее всего, если закрывается одна дверь, откроется другая, ведь дух предпринимательства теперь с тобой навсегда.
Я из Сибири, где бы я в конкретный момент не находилась. «Олеся Ушакова, Красноярск, Сибирь, Россия» – так я всегда представляюсь. Проект дал мне друзей, признание, уважение, поддержку, уверенность в том, что, чем бы я не занималась, всё будет получаться!
Конечно, есть негативные моменты в бизнесе, не стоит рисовать себе идеальную картинку жизни, которой не существует. Но задайте себе вопрос, готовы ли вы прожить свою жизнь, зная, что ваша мечта не осуществилась?
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».