В 2014 году Анастасия Василенко и Анна Коваль оставили работу на госслужбе и с головой окунулись в предпринимательство – открыли собственную мастерскую по производству интерьерных, памятных и сувенирных изделий с помощью лазерного станка. Сейчас они выпускают 11 тысяч аксессуаров в год, у них есть крупные федеральные заказчики и хорошие перспективы расширения бизнеса. О том, как развивать творческий бизнес с минимальными вложениями, порталу Biz360.ru рассказали основательницы мастерской Bonjour.
Анастасия Василенко, 29 лет; Анна Коваль, 28 лет; предпринимательницы из Барнаула, основательницы дизайн-мастерской
Bonjour. Обе девушки окончили Алтайский государственный технический университет: Анастасия - по специальностям «сервис и туризм» и «финансовый менеджмент», Анна – «динамика и прочность машин». Мастерская Bonjour производит декор и сувениры из дерева и зеркального оргстекла.
Идею бизнеса – изготавливать с помощью лазера предметы интерьера из зеркального оргстекла - Анастасия привезла из Санкт-Петербурга в 2013 году, её подсказали друзья. «Так получилось, что я тогда завершила несколько проектов: уволилась с двух работ, сыграла свадьбу, получила второе высшее образование. И мне захотелось начать коммерческий проект, поработать на себя», - рассказывает Анастасия.
В партнёры она взяла подругу-инженера Анну. Вместе они и начали «вырезательный» бизнес в марте 2013 года – первыми в регионе и одними из первых в России. Анастасия отвечала за бухгалтерию и управление, Анна – за всю техническую часть, то есть за само производство.
Оказывается, из зеркального оргстекла можно вырезать изделия любых форм, при этом оно намного легче обычного зеркала, а вещи из такого материала выглядят эффектно. Всё это давало широкие возможности в декорировании интерьера. Правда, нужный Bonjour материал был дороже обычного зеркала: несколько лет назад один квадратный метр оргстекла обходился примерно в 4 тысячи рублей, а «квадрат» классического зеркала - в 1 тысячу рублей. На закупку материала в основном и ушли первые вложения - около 50 тысяч рублей.
В первый же месяц работы мастерская получила 25 заказов, просто рассказав о себе в группе проекта в соцсети «ВКонтакте». В дальнейшем аудитория росла без усилий со стороны предпринимательниц - сейчас в группе уже больше четырёх тысяч подписчиков. Загвоздка была в том, что заказы поступали, а прибыли не было. Весь первый год работать пришлось либо в «ноль», либо с небольшим плюсом
«Когда я ещё была специалистом по делам молодёжи в администрации края, я посетила один бизнес-семинар. Там предложили на листе бумаги написать слово «Я», рядом указать свою месячную зарплату, а потом в центре поставить знак равенства, - вспоминает Анна. - На тот момент «Я» у меня равнялось 12 тысячам рублей. И меня очень задела эта мысль, тогда я и решила стать предпринимателем. Так вот самое интересное, что следующие полтора года эта формула выглядела как «Я = 0 или 5 тысяч рублей».
Первый год в бизнесе с такими результатами заставил задуматься и Анастасию – а этого ли она хотела? Но в итоге ответ был – да. «Один раз мы с мамой покупали ей шубу в кредит, и я присмотрелась к девушке из банка. Я себе сказала: вот смотри, Насть, престижная работа, в банке. Ну устроилась бы ты туда, тебя бы вот так посадили в торговом центре. Сколько бы ты так просидела? И я поняла, что не больше, чем месяц, который ушёл бы на то, чтобы разобраться в процессе работы – потом мне бы захотелось что-то преобразовывать. Так мне стало ясно, что я в нужном месте в нужное время, и мне надо продолжать предпринимательство. Только в таком виде деятельности есть простор для саморазвития», - говорит Анастасия.
В 2014 году проект Bonjour выиграл региональный грант в 300 тысяч рублей. На эти деньги приобрели лазерный станок – теперь у Анны с Анастасией появилась собственная производственная база (первые заказы выполняли на чужом производстве на условиях аутсорсинга).
Помимо грантовых средств, за три удачных года предпринимательницы инвестировали в свое дело ещё 417 тысяч рублей. Этого хватило, чтобы компания начала активно развиваться - и с 2014 по 2016 годы увеличила оборот на 40%.
Мощность производства мастерской Bonjour - 11 тысяч единиц продукции в год. Оборот в 2016 году составил 2,5 млн. рублей
«Вот в мае у нас был крупный заказ на 300 штук наградных статуэток – это 140 килограммов, - говорит Анна. - Тогда днём на текущих заказах работали технолог с менеджером, а мы с Настей выполняли этот заказ по ночам. Бывало, с шести вечера до четырёх утра, например».
Теперь такие авралы случаются нечасто: весной-летом - в пору фестивалей и соревнований, а также перед Новым годом. Раньше бизнес Bonjour был сильнее подвержен сезонности. С отладкой бизнес-процессов и расширением ассортимента фактор сезонности удалось сгладить.
«Провальных месяцев почти нет. Проходит Новый год – идут зимние праздники, потом у нас пора статуэток (весенние мероприятия), проходят «статуэтки» – начинаются свадьбы, а затем опять готовимся к Новому году, - перечисляет Анастасия. - Январь и октябрь – месяцы, когда у нас есть спад в заказах, и мы используем это время, чтобы немного передохнуть».
С целью расширения ассортимента в 2016 году мастерская Bonjour почти отказалась от декоративного зеркала в пользу дерева, а точнее – фанеры (иногда случаются заказы на коробки из кедра, но редко). Менять оборудование не пришлось – лазерный станок режет фанеру так же успешно, как оргстекло. А выбор красивых и функциональных подарков из такого материала оказался почти безграничным, зависящим только от фантазии: рамка для фото в виде дерева, книжная полка-олень, календари-трансформеры, магниты на холодильник и многое другое.
Работа с новым материалом принесла новые трудности. Например, владелицы мастерской долго не могли найти подходящего поставщика. «Самих поставщиков огромное количество, - уточняет Анна. - Но даже у одного и того же поставщика разные партии могут быть разного качества. Поэтому мы лично отсматриваем листы фанеры при каждой закупке, и всё равно сталкиваемся с дефектами в процессе работы».
В итоге Bonjour перебрал около пяти поставщиков. Поначалу остановились на партнёре из Бийска (город в Алтайском крае в 130 км от Барнаула – прим.редакции), честно хотели поддержать местного производителя. Но он проиграл по качеству гиганту «Леруа Мерлен», который возит фанеру из Подмосковья. Хотя у «Леруа» сырьё дороже в среднем на 20%, мастерская пока остановилась на нём.
Эпоха фанеры в мастерской не всегда была однозначной. В 2014 году был в моде стиль «эко», так что наблюдался явный спрос на вещи максимально естественного вида. Поэтому у предпринимательниц заказывали продукцию без покрытия, просто дерево и всё. Но в последние полтора года все больше заказов под покраску. В Bonjour приспособились и к этому, открыв покрасочный цех.
Основной канал продаж у Bonjour – интернет. С самого начала основные работы в мастерской шли по индивидуальным заказам, хотя в наличии был широкий выбор готового дизайна. Сейчас Анна и Анастасия решили окончательно отойти от массовой продукции. Поэтому предпринимательницы убирают магниты из ассортимента и уходят из розницы.
Точек продаж, куда Bonjour отдавал под реализацию свои изделия, в разные периоды было от 8 до 12. Сейчас это стало невыгодно. «Слишком большие трудозатраты, - констатирует Анна. - Каждый магнит нужно было отработать, упаковать, посчитать, отвезти, составить документ по выгрузке. Потом снова посчитать, составить документ приёма-передачи денежных средств за реализованную продукцию, забрать остатки. При этом около 15-20% магнитов в остатках уже в плохом качестве (уронили, сломали, поцарапали и т.п.) Ну и со временем спрос упал. Продажи уменьшились за 3 года больше чем в два раза».
Некоторые цены на изделия мастерской Bonjour: фоторамки – 1500-2000 рублей, наградные статуэтки – 700-800 рублей, часы – от 2000 рублей
Анастасия и Анна признают, что до сих пор почти не уделяли внимания продвижению. «Пробовали немного рекламироваться в журналах, но зря, - говорят они. – Мы так размещались до полугода – но ни разу не услышали от клиентов, что они узнали о нас оттуда. Так что просто ведём группы в соцсетях и делаем красивые фото продукции».
Сегодня основные клиенты мастерской – те, кто обращается уже не в первый раз. Новые клиенты приходят в основном по рекомендации. Однако для роста этого уже недостаточно. «Даже просто появление специалиста по продвижению в нашей фирме даст большой скачок вперёд», - считает Анастасия.
У девушек нет наполеоновских планов по выходу в другие регионы, однако есть задача расширить сектор B2B среди своих клиентов. В определённые месяцы один-два корпоративных заказчика дают фирме 30% всего оборота. Но пока основу аудитории Bonjour составляют частные лица. При этом технически мастерская давно готова к работе с крупными заказами и периодически их выполняет. К тому же в марте этого года она расширила производство, переехав из помещения площадью 30 квадратных метров на 50 «квадратов» и купив ещё один лазер.
Предприятия обычно заказывают у Bonjour наградную продукцию. Поэтому мастерскую интересуют фирмы с сильной корпоративной культурой, где сувениры используют для укрепления лояльности сотрудников. Поэтому, конечно, мастерской интересны федеральные заказчики.
«Мы не замахиваемся на «Газпром», - уточняет Анна. - Мы пока не можем выпускать продукцию в миллионных тиражах и не подходим таким корпорациям по ряду технических возможностей – например, не можем выливать медали из стали или вырезать из хрусталя».
Для барнаульской компании сделать статуэтку за 1,5 тысячи рублей – уже довольно дорого и подразумевает некоторые бесплатные бонусы. А федеральный клиент легко соглашается на такую цену.
Сегодня наиболее крупный заказчик Bonjour – общественная организация «Российский союз молодёжи». До первого большого заказа от неё прошло три года, в течение которых алтайские предпринимательницы отрабатывали для предприятия небольшие заказы. Этого клиента, как и почти всех других, тоже помогло найти сарафанное радио.
Пока мастерская не приносит своим основательницам высоких доходов – почти вся выручка уходит на операционную деятельность и вкладывается в развитие. Но динамика продаж и прибыли позволяет с оптимизмом смотреть в будущее и отгонять мысли о возвращении на госслужбу. «Мне очень нравится в предпринимательстве то, что в этом деле ты сам формируешь свой график и не прикован к стулу с девяти до шести (что на работе в найме просто убивает), - говорит Анастасия. - И ещё меня зажигает то, что ответственность только на тебе. Если вдруг что-то не получится - никого другого ты обвинить не сможешь. А если получится - это твоя заслуга. Меня это очень подстёгивает».
Как заработать на производстве дверей в стиле лофт.
Как заработать на мебели из старых индонезийских лодок.
Как братья-фотомодели зарабатывают на аксессуарах из дерева.