Многие российские предприниматели стараются масштабировать свой бизнес и выйти на международный рынок. Владелица школы гибкости HOCHU.SHPAGAT Тамара Данилюк ещё в прошлом году пыталась вывести свой проект в США. Но весной была вынуждена отказаться от этой идеи и обратить внимание на рынок Таиланда. О том, как удалось зарегистрировать бизнес в этой стране и какие особенности тайского менталитета приходится учитывать, Тамара Данилюк рассказала в своей авторской колонке для портала Biz360.ru.
Тамара Данилюк – 35 лет, серийный предприниматель, владелица и продюсер онлайн-школы фитнеса и растяжки HOCHU.SHPAGAT, компании по продаже фитнес-резинок и спортивной одежды Leval.fit, совладелица агентства по продаже элитной недвижимости в Таиланде Sunwayestates. Окончила Донской государственный технический университет по специальности «Коммерция. Торговое и предпринимательское дело», а также школу управления «Сколково» по специальности «Agile и гибридные методы управления проектами». В 2011 году открыла магазин детской и женской одежды, но через два года закрыла проект. С 2012 года занималась SMM, маркетингом, продвижением аккаунтов в соцсетях. В 2016 году запустила онлайн-марафоны и стала продюсером, в 2017 году открыла онлайн-магазин Leval.fit, в 2018 году – онлайн-школу шпагата. Сейчас живёт в Таиланде и удалённо управляет своими проектами в России.
Я три года живу в Таиланде, но когда в 2021 году решила выводить свой бизнес на иностранный рынок, то выбрала для компании HOCHU.SHPAGAT другую страну – США. Американский рынок хорош с точки зрения его ёмкости, интереса аудитории к спорту и стоимости тренировок. Мы перевели первый курс по гибкости на английский язык и стали заниматься его продвижением.
Это оказалось не так просто, как представлялось на старте. Для запуска в Америке успешных рекламных кампаний нужна команда носителей американского английского. Причём эти специалисты должны знать не только язык, но и менталитет потенциальной аудитории – для оформления контента, который будет ей интересен. Найм носителей языка обходится сильно дороже, чем работа с командой русских специалистов, говорящих на английском и живущих в России.
В апреле этого года мне пришлось закрыть проект в США, потому что мы столкнулись с неожиданными трудностями. При запуске рекламных кампаний в соцсетях одна из них без объяснения причин заблокировала деньги в нашем личном кабинете – примерно 30 тысяч долларов. Мы до сих пор разбираемся с этим вопросом, но пока безрезультатно: техподдержка отвечает очень вяло.
Кроме того, усложнилась схема вывода денежных средств для русских предпринимателей. Были случаи, когда у россиян, живущих в Америке, блокировались счета. Я посчитала, что это лишний риск, и задумалась о регистрации бизнеса в Таиланде. Эта страна лояльно настроена к русским предпринимателям, плюс рынок онлайн-тренировок там практически не занят. Немаловажно, что жители Таиланда очень любят спорт: например, в парках собираются большие компании, чтобы вместе потренироваться.
За три года, что живу в Таиланде, я успела изучить менталитет местных жителей, что является большим преимуществом для ведения бизнеса в другой стране. Ниша онлайн-тренировок для растяжки и гибкости тут не особо развита, то есть, по сути, мы со своей компанией формируем спрос, рынок и правила игры на нём.
При выходе на рынок Таиланда мы понимали, что, несмотря на сильное расслоение общества, даже бедный человек легко может потратить 1000 бат (примерно 2000 рублей) на фитнес-программу в режиме онлайн с вечным доступом. Тайцы – экономная нация, они ценят выгоду: абонемент в зал на месяц стоит примерно 3 000-4 000 бат.
Тайцам очень интересны курсы по растяжке и развитию гибкости, потому что многие женщины в этой стране зарабатывают в сфере танцев. Здесь сильно развита секс-индустрия, а мы изначально продаём не просто онлайн-курс по шпагату, а курс гибкости и сексуальности для развития пластики тела. Тем, кто зарабатывает с помощью своего тела, наши курсы крайне актуальны.
В стране мало европейских фитнес-экспертов, которым жители Таиланда доверяют больше, чем местным специалистам. Именно европейцы оказывают тут лучший уровень сервиса.
Ещё один плюс в копилку нашего присутствия на азиатском рынке – местные женщины очень хотят быть похожими на европейских девушек, иметь такие же формы, но при этом они боятся делать пластику. На помощь вновь приходят наши курсы.
Важным доводом в пользу этого рынка стала и безопасность в проведении финансовых операций в Таиланде.
В Таиланде очень сложная процедура верификации бизнеса. Почти всем иностранным предпринимателям отказывают, если компании нет шести месяцев с момента регистрации.
Мы решили приложить к пакету документов большое презентационное письмо об истории своего проекта. Рассказали, что наша онлайн-школа существует в России с 2018 года, описали её миссию, приложили регистрацию товарного знака в России. К этому моменту мы уже выполнили профессиональный перевод сайта и самих курсов, адаптировав его под рынок Азии.
Мы привлекли юристов из Таиланда, потому что помощь местных консультантов позволяет избежать многих рисков при подготовке документации. Процесс регистрации бизнеса занял один месяц и обошёлся мне по действующему курсу в сумму около 1 млн. рублей. Сейчас регистрация дешевле, потому что курс валюты стал ниже.
Дольше пришлось ждать одобрения эквайринга, потому что в Таиланде инфобизнес, к которому относятся онлайн-курсы нашей школы, считается мошеннической схемой. Тайцы очень осторожно покупают какие-то информационные услуги, так как боятся, что не получат автоматический доступ после списания денежных средств.
Связано это с тем, что примерно с 2014 года в Азии был наплыв «арбитражников» – тех, кто продаёт в интернете различные китайские товары, инфопродукты и т.д. И было большое количество мошенников, в связи с чем сейчас эквайринг практически не одобряется для инфобизнесменов.
Все процессинговые центры, в которые мы обращались, прислали отказ. Мы вновь написали презентационное письмо, в котором описали деятельность нашей компании, дали доступы к своим системам, показали статистику и проценты возврата, платежи и обороты в России.
Только в июне 2022 года нам одобрили эквайринг для приёма денежных средств в Таиланде. Причём без ограничений в количестве платежей – мы можем принимать любые суммы и из любых стран, без блокировок и комиссий.
Наши тренировки – это видео в записи, где картинка сопровождается голосовым комментарием тренера. Клиент выбирает тренировку в приложении и сразу же может начать заниматься. Каждая запись содержит наглядную инфографику и длится не более 30 минут. Мы разработали этот формат совместно с главным тренером проекта Елизаветой Будановой (на фото), и он успешно зарекомендовал себя в России.
В Таиланде кроме мобильных приложений нет других продуктов для тренировок. А мы предлагаем хорошие программы и высокое качество самой картинки: видеосъёмка, ракурсы, монтаж, объяснение техники. Азиаты любят выводить изображения на большой экран: тренироваться, глядя в телевизор или на плазму. Это удобнее, чем рассматривать видео на экране смартфона. И наше качество видео даёт им такую возможность.
Для продвижения своей онлайн-школы в Таиланде мы используем наши же креативы для русской аудитории, но с переводом и некоторой адаптацией призывов и фраз. Для азиатов актуален принцип «чем проще – тем понятнее», поэтому всё описано максимально просто: «Хочешь получить такой-то результат, делай вот так». В Таиланде в принципе довольно примитивные рекламные слоганы, поэтому здесь мы подстроились под аудиторию.
В продвижении мы ориентируемся по большей части на женскую аудиторию, но при этом не исключаем мужчин (хотя в России таргет был настроен только на девушек). На данный момент таргетная реклама в Таиланде очень дешёвая, все соцсети доступны для бизнеса, поэтому мы просто адаптировали свои аккаунты под азиатский рынок.
Скорее всего мы будем в дальнейшем вести продажи через email – тайцы очень хорошо читают почту. Это отличается от ситуации в России, так как у нас в основном все сидят в мессенджерах.
Так как мы только в апреле вышли на рынок Таиланда, о финансовых показателях говорить пока рано. Могу отметить, что гипотеза о востребованности нашего проекта в Азии работает идеально, а лид обходится в десять раз дешевле, чем в России.
Открыть компанию в Таиланде получилось с минимальными временными и финансовыми затратами. Лично для меня в бизнесе важна скорость оборота вложенных денег. Сейчас я вижу, что в Азии со своим проектом получу результат быстрее и безопаснее, но для кого-то лучшим местом могут быть США, ОАЭ, Кипр и другие страны мира.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».