Пандемия коронавируса выступила в роли катализатора для многих индустрий, и в том числе – для телемедицины. Привычными стали удалённые консультации с врачами, и не только в частных клиниках, но и в государственных заведениях. Появились новые запросы от пациентов, и в ответ на них – новые предложения. О том, как за последние полтора года изменился рынок цифровой медицины, порталу Biz360.ru рассказал сооснователь medtech-сервиса «Онлайн Доктор» Денис Юдчиц.
Денис Юдчиц – 40 лет, сооснователь и СЕО medtech-сервиса
«Онлайн Доктор». Окончил Университет штата Нью-Йорк (SUNY) по специальности «Биотехнологии»; в 2014 году прошёл МВА в московской школе управления «Сколково». Имеет опыт работы в медицине и фармацевтике. В 2013 году совместно с фондом Genome Ventures основал компанию «ММТ» и выступил сооснователем телемед-проекта «Педиатр 24/7». В 2016 году запустил ещё один телемедицинский проект – «Онлайн Доктор» – сервис онлайн-консультаций по вопросам здоровья для всей семьи.
Из-за пандемии коронавируса в мире всё очень изменилось. И в бизнесе в том числе. E-commerce, образование, банки – многие индустрии по необходимости, под влиянием внешних обстоятельств перевели свои привычные услуги в онлайн.
Отчасти то же самое случилось и с медициной. Но изменения происходили по разным траекториям. Расскажу о тех трендах, которые наметились сейчас в сфере цифровой медицины.
Офлайн живёт сам по себе, телемед – тоже отдельно, но лучше, когда они уживаются вместе. Это стало понятно в 2020 году, когда начали появляться гибридные модели – онлайн плюс офлайн.
Наш сервис развивался как телемед-проект. Мы предоставляли удалённые консультации с врачами разных специальностей. Но в 2020 году у нас появились очные визиты к врачу и сдача анализов в лабораториях. Мы сотрудничаем с разными сетями лабораторий, в которых суммарно около 2400 точек. Почти в любом городе есть хотя бы одна лаборатория из этого списка («Гемотест», «Инвитро», KDL и другие).
У нас в «Онлайн Доктор» единая CRM-система с лабораториями. Врач может принять пациента онлайн, направить его на анализы в ту лабораторию, которая удобна клиенту, а потом результаты анализов автоматически попадают к специалисту для их интерпретации.
Мы вообще уходим от классического телемеда к цифровому медицинскому сервису. Телемед теперь лишь инструмент, который помогает врачам и пациентам взаимодействовать друг с другом, позволяет им не тратить время на очные визиты.
Телемедом стали пользоваться и в государственных клиниках, где обслуживают по полисам обязательного медицинского страхования (ОМС). Раньше возможность удалённых консультаций была чем-то вроде модной фичи, о которой много говорят. А теперь телемед – это обычный рабочий инструмент врачей. Он удобен для наблюдения за пациентом и для повторного сопровождения.
Сейчас телемед в виде удалённых консультаций используют не только в Москве, но и в некоторых регионах. Эта тенденция характерна в целом для мира. В странах, где была тяжёлая ситуация с коронавирусом, весь первичный приём вели удалённо. В Нью-Йорке во время пандемии действовало обязательное правило: первое обращение к врачу – только через digital-каналы.
От клиентов появились запросы, которых раньше в медицинском сообществе не было. Все они связаны с COVID-19. Это привело и к появлению новых программ. У нас есть партнёр из сферы страхования, который запустил в связи со спросом две новые программы – лечение в санаториях после вакцинации и реабилитация после коронавируса. Примечательно, что по первой программе за 8 месяцев нет ни одного обращения, а программа с реабилитацией очень востребована.
В «Онлайн Доктор» мы тоже дополняем свои продукты. Например, предлагаем компаниям выездную вакцинацию с последующим медицинским сопровождением в течение трёх или шести месяцев. Оно включает в себя тестирование, ответы на возникающие вопросы, оценку состояния здоровья после вакцинации. Тут врачу телемеда более чем достаточно.
В какой-то момент пошёл очень большой запрос на психологическую поддержку и консультации сомнологов. Так у нас появились программы, в которых предлагаются услуги этих специалистов. Изменение спроса и появление новых предложений характерно для всего медицинского рынка. При этом потребность в цифровых услугах сильно возросла.
Медицинские страховые программы становятся более таргетированными, в них уже не «всё включено». Для госкомпаний, как правило, нет никакой разницы в стоимости медицинских страховых программ и их наполнении. А для малого и среднего бизнеса очень важен бюджет и планирование своих финансов, особенно в нестабильной ситуации из-за пандемии. Поэтому программы становятся более предметными и персонализированными.
Все стали более открытыми, снизился порог входа, стала выше договариваемость. Например, мы на протяжении четырёх лет вели переговоры о сотрудничестве с частными лабораториями. В пандемию потребность в совместной работе актуализировалась, и мы сделали этот шаг – включили лаборатории в свою сеть, а они нас – в свои.
2020 год стал рекордным по раундам финансирования в цифровые медицинские проекты и по выходу проектов на IPO. В этот год инвестиции в индустрию, по сведениям компании Webiomed, составили 47 млн. долларов, что в три раза больше, чем в 2019 году.
У компаний, которые выходили на IPO, как правило, была своя медицинская сеть и digital-сервис. Некоторые добавили цифровые инструменты в работу существующей сети, а кто-то был цифровым проектом, но сумел развить сеть клиник. И в этом я вижу следующий тренд – цифровые сервисы и частные клиники рано или поздно придут к партнёрству.
Думаю, что наш проект в горизонте нескольких лет выстроит свою сеть офлайновых учреждений – скорее всего, через партнёрство.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».