Фотограф Анна Часовских из Санкт-Петербурга семь лет назад собрала дружную команду профессионалов, вместе с которой воплощает свои художественные и дизайнерские идеи в эксклюзивных тематических фотосессиях. Герои её фотопроектов перемещаются в эпоху гангстеров в Чикаго, перевоплощаются в готических персонажей или чувствуют себя звездами модного глянца. О том, как создаются удивительные образы для фотосессий и кто может себе позволить участие в таких съёмках, Анна Часовских рассказала порталу Biz360.ru.
Анна Часовских, предприниматель из Санкт-Петербурга, фотохудожник, дизайнер, основатель проекта
«Мастерская визуализаций» (эксклюзивные фотосессии). В 2005 году окончила Санкт-Петербургский государственный институт культуры по специальности «рекламная деятельность». До открытия своего бизнеса работала менеджером по продажам. Тематическими фотопроектами занимается с 2011 года.
Всё началось с любви к фотографии. Я работала менеджером по продажам, а хотелось чего-то большего. Подруга, которая знала мою страсть, сподвигла записаться на профессиональные фотокурсы и купить приличный фотоаппарат. Пройдя обучение, я поняла, что хочу работать на себя, и на прежнюю работу не вернусь.
Решила собрать команду единомышленников - визажистов, стилистов, дизайнеров, фотографов - чтобы создавать что-то интересное, яркое, эксклюзивное.
Помню первую фотосессию. Девушка Алёна, коллега по моей бывшей работе, поверила в нас и не испугалась настоящего экстрима: зимой в минус 20 мы отправились за город. Всё было красиво: белый снег, белая лошадь и белая от холода Алёна в одном платьице. Как только она выдержала те два часа, ума не приложу!
Работали мы за небольшую копеечку, зато эмоции били через край! После этой фотосессии по «сарафанному радио» начали подтягиваться новые клиенты.
Поначалу мы проводили тематические фотосъёмки только в Петербурге, и фотосессии были не столь большого размаха, как сегодня. Так, летний проект «Водопады» - это съёмки на природе в 140 км от Петербурга, а «Фриз» - проект с дрессированной фризской лошадью, выполняющей команды и шикарные пируэты.
Уже тогда для съёмок мы сами придумывали костюмы, отшивали их у профессиональных швей. Моя правая рука по костюмам, всегда была и есть до сих пор - технолог Вера Басалаева, которая помогает с подбором материалов, закупкой ткани, мы вместе работаем над новыми коллекциями платьев и доводим их до ума.
Также в моей сегодняшней команде есть фотографы, стилисты, визажисты, фотодизайнеры, ретушёры. Постоянный костяк - 10-15 человек, но на самые масштабные проекты я набираю до 30-50 человек. У нас командная работа, без этих людей ничего бы не состоялось, поэтому я каждому благодарна за то, что он делает как профессионал.
Каждый сезон мы выпускаем новый фотопроект. То есть в год стабильно проводится четыре фотосессии. В среднем, проект длится три-четыре недели в каждом городе, куда выезжает команда. Параллельно идут промежуточные - отработанные - фотосессии, которые хорошо зарекомендовали себя и пользуются постоянным спросом. Например, по многочисленным просьбам мы повторяли фотопроект «Игра в Чикаго», который даёт возможность переместиться в эпоху гангстеров и почувствовать себя звездой старого американского фильма. Украшает съёмку ретро-автомобиль от партнёров проекта, а также точный муляж автомата Томпсон.
Осень и зима - самое насыщенное время. Весна - незначительный спад, лето - затишье, потому что люди только-только приезжают с отпусков. Свадебные фотосессии мы устраиваем довольно редко, это не наша целевая аудитория. Летом я занимаюсь осенней коллекцией, а новый проект всегда затратен: и по деньгам, и по времени.
География фотопроектов - Москва, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, в этом сезоне с проектом «Королева Кутюрье» впервые будем в Казахстане. Аудитория в основном – девушки и женщины (нет ограничений в возрасте наших поклонниц!), которые хотят видеть себя красивыми. Мы из простой повседневной жизни переносим их в сказку.
Перевоплощения удивительные: у нас красивые, стилистические проекты с разноплановыми образами. Мы шьём платья до 58-го размера, так что в фотосессии может участвовать женщина любой комплекции, чувствуя себя королевой.
Аудитория с каждым годом растёт: если раньше в среднем наши проекты собирали по 30-40 человек, то сейчас каждый проект даёт по 50-60 клиентов в крупных городах. Больше поклонниц фотосессий стало в регионах, что очень радует. Однако на первом месте до сих пор держится Петербург, наверное, потому что здесь всё начиналось и нас лучше знают.
За семь лет наработана собственная и достаточно большая база клиентов. Высокий процент возврата - много постоянных участниц, которые приходят чуть ли не на каждый фотопроект. Есть удивительные случаи: одна девушка по пути ко мне на съёмку попала под машину, но чтобы меня не подводить, она все равно пришла. Другая, помню, убегала с поля от коня и кричала: «Блиииин, за мои же деньги меня же в снег!» Было забавно, до сих пор вспоминаем с ней и смеёмся.
За всё время случился лишь один «прокол» - проект «Стиляги» набрал всего ничего - 15 участников! Не могу сказать, почему. Не попали мы в настроение аудитории, видимо.
Самый популярный проект, который принёс наибольшее количество клиентов, и он же самый масштабный на сегодняшний день – «Королева Кутюрье». На него пришло от 60 до 80 человек в крупных городах. Это грациозный с уклоном в fashion фотопроект, созданный мной совместно с партнёром - фотостудией Misteria, которая подготовила невероятную декорацию с красивыми лестницами, украшенными золотыми цветами, а также, конечно, моей командой визажистов, стилистов и дизайнеров.
Специально для проекта была разработана эксклюзивная коллекция платьев. В апреле состоялся показ коллекции из проекта «Королева Кутюрье» на Estet Fashion Week. О проекте были статьи в журналах Glamour и «Собака».
Я думаю, что достойную конкуренцию своему предшественнику составит наш новый фотопроект «Глянец» (сейчас о нём идут ролики по Fashion TV) в стиле глянцевого лоска и модных журналов. Он разрабатывался и шился год. В сентябре прошёл предпоказ коллекции в Москве на мероприятии, посвящённом музыке 90-х годов, с анонсом фотосессий, которые будут длиться осенью.
«Глянец» - это 16 платьев от студии дизайна Анны Часовских, каждое из которых символизирует драгоценный камень: изумруд, гранат, аметист, сапфир и рубин. Для создания платьев использовалось большое количество атласа, шёлка, нашивных страз, сталактитов и невероятно красивых камней. Например, изумрудное платье, полностью расшитое стразами и сталактитами, весит 15 кг!
В коллекции полноценный размерный ряд от 40-го до 58-го включительно. В декорации от фотостудии Misteria за основу взят чёрный цвет, а также будут использоваться специальные световые фильтры, к каждому цвету свой, что позволяет подчеркнуть переливы камней и цветов, и сосредоточить внимание на женской красоте и красоте платья.
Начальная цена на пакет наших фотоуслуг - от 12 000 рублей. Вип-пакет, куда включены все тридцать три удовольствия с переменой нескольких нарядов и образов, с переделками фотографий - от 43 000 рублей.
Вообще, такого качества проекты могут стоить в Москве от 50 до 100 тысяч рублей, причём с прокатными платьями. Наш эксклюзив стоит дороже, но мы не повышаем цены только по одной причине - для нас главное, чтобы люди посещали фотосессии.
Самое грустное - это отказы. Часто всё банально упирается в финансовый вопрос, ведь фотосессия, в принципе, для людей не предмет первой необходимости. Поэтому мы идём навстречу и принимаем оплату в рассрочку.
Когда клиентка приходит, её встречает костюмер, вместе они выбирают луки, далее стилист подбирает образ и перевоплощенная героиня переходит в руки фотографов - либо мне, либо коллегам. 5-10 кадров отбираются и передаются ретушёрам на художественную обработку - это отдельное и при этом дорогостоящее искусство. А весь «холодный» материал записывается на флешку заказчику.
Сейчас у меня работают три ретушёра. В сезон, при большом потоке клиентов, в среднем 1,5-2 месяца уходит только на обработку фотографий.
Сегодня рынок переполнен разноплановыми фотографами, но среди них очень много «ремесленников» - людей, которые только вчера купили фотоаппарат и пытаются заработать себе на хлеб, не вникая в тонкости профессии. Не спорю, такое тоже имеет право на существование. Но по-настоящему классных фотографов по пальцам пересчитать - если говорить о фотопроектах.
Многие клонируют нашу бизнес-идею. Прекрасно знаю одну такую компанию, у которой стоимость услуг ниже, но нет ни эксклюзивных платьев (с AliExpress заказывают), ни ретуши (обработка фото - через фильтр). В итоге получается этакое «быстрофото».
Есть конкуренты достойные, но, повторюсь, как правило, даже высокого уровня фотографы для съёмок арендуют дизайнерские наряды, не занимаясь, как мы, выпуском коллекций одежды под фотопроект.
Серьёзно и масштабно мы начали шить коллекции костюмов для фотопроектов только год назад, когда у меня появился партнёр по этому направлению бизнеса - Анна Иванова, управляющая петербургской фотостудией Misteria. Именно она сподвигла меня на такой дизайнерский подвиг.
В партнёрстве с Аней мы выпустили коллекцию «Королева Кутюрье», почти готова вторая коллекция из 10 платьев для фотопроекта «Глянец», также идёт работа над третьей, зимней, под названием «Лёд» из 13 нарядов. «Лёд» стартует в ноябре-декабре, а премьера фотосессий начнётся с марта.
Костюмы мы шьём эксклюзивные, используется много ручной работы, и это самая затратная часть нашего бюджета. Хотя платья делаем для фотопроектов, но их можно взять в прокат или купить. Например, наши платья арендуют для конкурсов красоты, а также для свадьбы, если невеста предпочитает не традиционный белый наряд, а платье с изюминкой.
Мы шьём платья любой степени сложности. Цены - от 40-50 тысяч рублей до бесконечности. Планируем более целенаправленно заняться пошивом свадебных нарядов - это востребовано, особенно летом. Цены зависят от желаний невесты. Например, не так давно сшили красивое, но достаточно «спокойное» свадебное платье за 75 тысяч рублей. Стоимость такого же, но расшитого, к примеру, кристаллами Swarovski, может достигать и 150 тысяч.
У нас работают очень крутые швеи, мы отшивали жаккардовый костюм и блузы даже Сергею Звереву. Недавно подарили платье актрисе Наталье Бочкарёвой, которая приняла участие в фотосессии в платьях из коллекции «Глянец». Я не «коллекционирую» знаменитостей, это даже не реклама для нас, а, скажем, дополнительный плюс к главным регалиям проекта - качеству и эксклюзивности.
Мы используем таргетированную рекламу, для этого пользуемся услугами специалистов на аутсорсе. У нас есть рекламный бюджет - от 30 до 100-150 тысяч рублей в месяц в зависимости от масштабности фотопроекта.
Из соцсетей лучше всего в нашем случае работает группа «ВКонтакте» (18,5 тысяч подписчиков), далее Instagram, затем Facebook. Сайт находится в стадии разработки.
В привлечении клиентов помогает своя база клиентов, которая обеспечивает повторные покупки, рекомендации, сарафанное радио.
Мечтаю когда-нибудь довезти свою коллекцию одежды до Дубая или Милана. И выйти с фотопроектами в Европу. В ближайших планах - активно развивать дизайнерскую составляющую бизнеса, со временем выведя её на первый план, то есть зарабатывать больше на производстве одежды, а не на фотосессиях, как оно есть сейчас.
Моя профессиональная деятельность - это не только бизнес, но и любимое дело, которое приносит деньги. Каждое платье - это целая жизнь, обсуждения, переживания, выбор тканей и материалов, создание эскизов.
Фотосессии дарят людям красоту, а порой помогают женщинам в проблемах или сложных обстоятельствах. Моё дело - это моя жизнь, это то, что толкает каждый день к новым свершениям.
Читайте также:
Шить, жить, любить: как заработать на свадебных платьях.
Платье по фигуре: как создаётся дорогая одежда и кто её покупает.
51 лайфхак фэшн-бизнеса: что нужно учитывать при запуске бренда одежды.