Вечная проблема стартапера – где взять команду разработки, если нет больших денег и связей в IT-индустрии. Вечная проблема начинающего айтишника – как наработать портфолио и получить хорошую работу. Предприниматель из Санкт-Петербурга Татьяна Мельничук придумала, как одним ударом попытаться решить эти две вечные проблемы – и запустила сервис Zero2Hero, который помогает фаундерам и программистам без серьёзного опыта найти друг друга. О том, как запустить IT-проект за 100 000 рублей, Татьяна Мельничук рассказала порталу Biz360.ru.
Татьяна Мельничук, основатель и директор агентства по подбору персонала для IT-компаний
Lucky Hunter и IT-сервиса
Zero2Hero, который помогает стартапам создавать быстрые прототипы продуктов силами начинающих junior-разработчиков. За более чем 13-летний опыт работы в IT-индустрии Татьяна Мальничук работала HR-бизнес-партнёром, помогла запустить 28 стартапов, проводила обучающие тренинги и вебинары.
В 2017 году я основала компанию по подбору IT-персонала Lucky Hunter. За годы работы в IT-индустрии я накопила определённый багаж знаний о том, как устроена сфера и какие в ней есть сложности. Их оказалось достаточно много.
С наибольшим количеством сложностей сталкиваются стартапы. В моё агентство постоянно приходят основатели проектов, многие из которых, судя по их запросам, неважно разбираются в том, что такое IT. Это легко понять по заявкам:
-
«Найдите мне разработчика senior-уровня за 50к в месяц».
-
«Хочу собрать IT-команду, но у меня нет денег. Они же согласятся на опционы?»
-
«У меня есть идея, сам не справлюсь, нужны какие-то программисты, которые умеют программировать, будем делать MVP».
-
«Киллер-фича? Нет у меня никакой фичи, но я точно знаю, что мой продукт нужен людям».
-
«А у вас есть инвесторы? Я не проверял, но точно знаю, что моя идея им понравится».
Ну, вы поняли.
Столкнувшись с такими запросами, я сделала два важных вывода:
-
Стартапы не понимают, с чего начинать запуск продукта. Кто-то начинает судорожно искать инвесторов с «голой» идеей на руках, кто-то разбивает копилку и начинает делать MVP, не проверив гипотезу заранее. В итоге основатели тратят силы, драгоценное время и кучу денег, и чаще всего - впустую, ведь риск того, что проект не взлетит, достаточно высок.
-
Начинающим стартапам с небольшим бюджетом на запуск и размытой «килл-фичей» достаточно трудно привлечь людей команду. Долгий поиск может обернуться перегоранием основателя и последующим закрытием проекта, а дорогостоящие senior-специалисты могут значительно ударить по бюджету, что также может привести к финансовому истощению фаундера.
Но это лишь одна сторона медали. Другая - начинающие IT-специалисты. В моё агентство регулярно обращаются junior-разработчики с просьбой «пристроить» их в IT-компании для получения опыта. Это непростая задача. Без портфолио и должных навыков начинающему специалисту трудно найти работу: большинство IT-компаний хочет видеть уже готовых специалистов, которых не нужно обучать и развивать.
Получается, что стартапам не найти команду, потенциальной команде не найти работу. Зацепившись за эту мысль, я решила, что запуск проекта, который соберёт основателей и разработчиков в одном месте, будет прекрасным решением одной из главных проблем в мире IT. Так в мае 2019 года и появился проект Zero2Hero.
С помощью нашего проекта стартапы получают рабочий прототип продукта максимум за 4 недели, который подтверждает или опровергает гипотезу, а в перспективе является живым доказательством жизнеспособности идеи для инвесторов. Таким образом, стартапы обретают ясность, спасают свои бюджеты, если оказывается, что идея не работает, а в случае успеха имеют физическую модель продукта для презентации её инвесторам.
Не один специалист, а сразу полноценная команда junior-разработчиков - то, что нужно, чтобы быстро и недорого проверить гипотезу. Кроме того, это отличная возможность для фаундера заточить команду под себя и взять её в проект на full-time в случае успешного сотрудничества.
Разработчики, которые прошли школу жизни Zero2Hero и смогли создать прототип в настоящих боевых условиях, прокачивают своё портфолио и становятся востребованными на рынке специалистами, которых так рьяно ищут IT-компании.
Инвесторы получают доступ к обширной базе IT-проектов, в которой они смогут найти самые перспективные стартапы для удачных вложений.
Получается, Zero2Hero - ещё и социальный проект: нанимая джунов в проект, мы сокращаем дефицит кадров на IT-рынке, пополняем индустрию хорошими специалистами.
Прототип - это продукт с маленьким сроком жизни, целью которого является подтверждение или опровержение гипотезы. После этого он оказывается в мусорном ведре и, честно говоря, имеет мало общего с конечным продуктом.
Зачем же он нужен, если можно не заморачиваться и сразу делать MVP - модель, с которой можно работать, тестировать рынок и создать из неё конечный продукт? Дело в том, что MVP требует значительных вложений и сил, а прототип - нет. Не имеет смысла вкладывать ваши инвестиции в продукт, который возможно окажется в мусорном баке.
И самое важное: прототип - это то, что можно, а главное - нужно показывать инвесторам. Фаундеры, которые сначала создают прототип, оберегают себя от потери средств и времени, быстрее находят инвесторов.
Мой проект живёт полностью в онлайне. Поэтому всё, что потребовалось на первых порах - сайт и реклама.
Чтобы создать сайт, потребовались следующие расходы:
-
Маркетолог – 50 000 рублей;
-
Контент-менеджер - 20 000 рублей;
-
Дизайнер - 5 000 рублей;
-
Конструктор сайтов Tilda – 12 000 рублей (стоимость годового обслуживания);
-
Оплата регистрации домена - 1000 рублей на год.
Таким образом, чтобы создать сайт и наполнить его контентом, мне потребовалось три недели и 88 000 рублей.
Теперь о раскрутке проекта. Я предпочитаю осторожно вливать деньги в рекламу. А на начальных этапах вообще стараюсь свести расходы к нулю. Попасть в Forbes и Inc мне, к сожалению, не удалось, но на сайты некоторых других бизнес-СМИ, вроде «Делового Петербурга», я всё-таки попала.
За небольшие деньги - 300-500 рублей за пост - я также размещала информацию о проекте в тематических группах социальных сетей. Найти клиентов таким образом не получилось, но начинающие специалисты начали активно отправлять свои резюме.
В общем и целом на распространение информации о проекте в СМИ я потратила около 2000 рублей. Чтобы проверить, как работает реклама, я также подключила SEO-сервис, обслуживание которого обходится в 5000 рублей в месяц.
Мы определили стоимость работы команды джунов за каждую неделю разработки под руководством опытного тимлида в 100 000 рублей.
Спустя два месяца после запуска к нам пришёл клиент с просьбой создать прототип e-commerce проекта. Идея заказчика показалась нам очень амбициозной. В одном прототипе фаундер хотел проверить сразу несколько поставленных гипотез, а также составил техническое задание – на мой взгляд, слишком нагруженное, размытое и от того тяжёлое для понимания.
Чтобы лучше понять, что хочет увидеть заказчик в прототипе и чтобы убедиться, что мы с ним «на одной волне», мы предложили для начала сделать предпрод продукта. Заказчик поддержал эту идею: за пять дней мы нашли команду из трёх UI/UX-дизайнеров, а 1,5 недели ушли на предпродакшн. После того, как заказчик его принял, мы приступили к разработке прототипа.
В результате заказчик принял проект, получил инвестиции, а специалисты - трудоустройство. Первый опыт подтвердил, что проект действительно работает, и я поняла, что мы способны даже на большее, чем казалось в начале.
Несмотря на то, что во всём мире разразился кризис, а большое количество стартапов прекратили существование, Zero2Hero продолжает активно развиваться. Мы активно готовимся к «возрождению» венчурного рынка: снимаем серию обучающих видео, участвуем в онлайн-конференциях от «Сколково», проводим обучающие вебинары совместно с бизнес-инкубаторами.
Кроме того, мы разрабатываем глобальную маркетинговую стратегию, которая направлена на полноценный выход на зарубежные рынки: с перспективой заключения партнёрских отношений мы активно общаемся с бизнес-инкубаторами Лондона и Дублина. Для этой цели мы также открыли новую позицию в команде: в противовес компаниям, которые вынуждены сокращать персонал, мы расширяем команду и ищем специалиста на должность Business Developer.
Мне удалось создать по-настоящему особенный проект. Уникальность Zero2Hero кроется не только в том, что мы смогли собрать IT-специалистов, фаундеров и бизнес-ангелов в одном месте. В отличие от веб-студий и команд частных IT-специалистов, под каждый проект мы собираем группу разработчиков с нуля. Скиллы ребят, которых мы нанимаем, полностью заточены под нужды проекта и, таким образом, в перспективе специалисты могут стать полноценной in-house командой стартапа.
100 000 рублей - это реальная сумма, на которую можно запустить проект, а впоследствии и получать хорошую прибыль. Проект оказался не только коммерчески успешным, завоевал внимание «Сколково» и команды инвесторов, но и серьёзно помогает моему основному бизнесу в поиске новых клиентов.
В дальнейшем я планирую создавать специальную площадку, на которой стартапы будут самостоятельно собирать команду специалистов, ну и конечно раскручивать проект на Западе.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».