Ценные кадры: что бизнесу следует знать об использовании чужих фото

Прочтёте за 3 мин.

«Без разрешающего документа чужими снимками пользоваться нельзя»

IT-инструменты, которые использует Дмитрий Емельянов

  • Figma
  • Adobe Photoshop
  • Яндекс Диск
  • Telegram

Многие компании публикуют на своих сайтах, в соцсетях и даже на своих товарах фотографии, права на которые им не принадлежат. И тем самым действуют очень рискованно. Многие владельцы этих кадров, являющихся интеллектуальной собственностью, отслеживают использование своих снимков и предъявляют претензии такому бизнесу. О том, как предпринимателям и компаниям легально работать с чужими фото и избегать судебных исков, сооснователь фотобанка Gelio Photo Дмитрий Емельянов рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Дмитрий Емельянов – сооснователь фотобанка Gelio Photo, СЕО и совладелец компании Gelio Media. Компания более 15 лет специализируется на создании фото- и видеоконтента для компаний России, выпуске корпоративных книг и сложных видах съёмки (в частности, на высотной или промышленной съёмке).

Дмитрий Емельянов

Притягательные чужие фотографии

Каждый красивый снимок – это, как правило, сложная работа фотографа, и довольно часто – также работа его команды. Такие фотографии притягивают внимание – в том числе, и предпринимателей. Нередко они решают разместить чужой красивый кадр на своём сайте, в рекламе, буклете, на упаковке или даже на своей продукции (например, на сувенирах). Но часто забывают спросить у автора снимка разрешение на его использование. Некоторые даже не думают о том, что понравившееся фото – это чья-то собственность.

Чтобы её использовать, нужен разрешающий документ от самого фотографа или компании, для которой она была сделана: лицензия, лицензионный договор либо договор отчуждения. Если на фотографию как элемент авторского права нет разрешительных документов, её нельзя размещать на своих ресурсах, продукции или в рекламе.

Подчеркну, что нужен именно документ на использование фото. В любом другом случае могут быть проблемы. Например, предприниматель связался с автором понравившегося снимка, и тот написал в мессенджерах или на почту, что не возражает против использования своего фото. Вроде согласие автора получено, но юридически это сообщение не имеет силы. Оно приравнивается к словесному согласию на пользование машиной. Владелец в любой момент может заявить, что его машину угнали. В сообщении от фотографа «можете брать моё фото» некорректно оговорен объём прав, и если автор пойдёт с иском в суд, у него будут большие шансы на успех. Суд признает, что никаких документов о передаче прав на фото не было.

Крупные компании, как правило, создают свои коллекции фотографий и внутренние фотобанки. Но мы много раз сталкивались с тем, что юридический вопрос использования корпоративных фотоархивов до конца не решён даже у больших организаций. Нахождение сотрудника в штате компании не значит, что все фотографии, которые он сделал на работе, автоматически становятся собственностью компании.

Этот момент должен быть прописан в его трудовом договоре или в соглашении с ним. В противном случае юридические последствия могут быть не самыми приятными, особенно если сотрудник уволился и решил заявить компании о своих правах на фото. Важно предусмотреть такую ситуацию с теми сотрудниками, которые создают контент или отвечают за его редактирование и размещение: фотографы, редакторы, дизайнеры.

Где искать легальный фотоконтент

Существует несколько способов легального получения контента. В первую очередь это покупка фото у автора или заключение договора с фотографом на выполнение тех или иных задач.

До недавнего времени многие искали фото в зарубежных фотобанках и фотостоках. Но тут есть нюансы. Например, сейчас популярный сток Shutterstock перестал работать с авторами из России. Компании из России тоже не могут сотрудничать напрямую с этим и некоторыми другими фотостоками. Не всегда есть возможность показать полностью легальную цепочку, когда российское юрлицо покупает лицензию на фотографию и оплачивает её со своего счёта. Такие условия могут быть важны, если компания реализовывает проект, где нужно гарантировать легальность лицензий от всех третьих лиц.

Работа с некоторыми западными площадками сейчас всё же возможна, можно найти их представителей в России. Но не стоит забывать и о российских фотоплатформах, сотрудничество с которыми более простое с юридической точки зрения. У них можно выбрать подходящий снимок и легально купить его в рамках российского права.

Ответственность за использование чужих фотографий

Предприниматели, использующие нелегальный фотоконтент, рискуют: рано или поздно им могут прийти иски. Не обязательно сейчас – возможно, через несколько лет. Мы регулярно видим случаи, когда юристы оспаривают нарушения из-за фото, размещённых пять и более лет назад.

За нелегальное использование фотоконтента российским законом определена компенсация в размере от 10 тысяч до 5 млн рублей. Понятно, что за одну фотографию 5 миллионов никто не заплатит. Мы пока не видели таких резонансных дел.

Но помимо денег может идти речь и о репутационных издержках. Судебные разбирательства из-за фотографий, особенно с участием известных блогеров или фотографов, могут негативно отразиться на деятельности компании, отношении к ней действующих и потенциальных партнёров.

Если вы получили претензию от автора или его представителей, всегда лучше договориться в рамках досудебного урегулирования. Для всех сторон это идеальный вариант. В случае если проигнорировать претензию или не решить вопрос с автором добровольно, его придётся решать в суде.

Рекомендации предпринимателям по использованию чужих фото

Следите за всем объёмом прав на изображения, которые использует ваша компания, вне зависимости от того, когда они были созданы. Изображения – это один из видов ресурсов, который тоже требует внимания. Иногда подрядчики (например, дизайн-студия или веб-студия) рисуют макеты и вставляют в них фото из интернета. Компания продолжает их использовать, а потом говорит авторам: «Мы здесь ни при чём, виноваты наши подрядчики, это они подобрали такие снимки». Конечно, подобные аргументы не рассматриваются всерьёз, особенно судом.

Не верьте на слово подрядчикам, что «все права на эти фото наши». Зачастую это оказывается не так. На каждый объект интеллектуальной собственности должна быть какая-то бумага, подтверждающая, что компания приобрела у правообладателя этот ресурс. Без документа никакими снимками пользоваться нельзя.

Например, для вас делают проект: дизайн выставки, макет сайта, буклета и т.д. Скорее всего, подрядчик по договору должен передать вам этот продукт с исключительными правами. Для этого ему надо купить фото у автора или у российских фотобанков. При этом важно не перепутать вид лицензии: многие оформляют индивидуальную, а нужна, скорее всего, корпоративная или расширенная.

Если ваша компания получили претензию об использовании фото, в первую очередь внимательно прочитайте её. Скорее всего, там указано требование автора и его аргументация. Затем поговорите с автором и придите к соглашению. Если правообладатель адекватен и идёт на диалог – нужно договариваться и решать вопрос в досудебном порядке. Суд – это бессмысленная трата времени и денег. Скорее всего, придётся оплатить и сумму иска, и судебные расходы.

При этом не факт, что со стороны истца будут договороспособные люди. Владельцы интеллектуальной собственности нередко передают её в управление юристам. И истца будет представлять не «творческая личность», а профессиональный юрист, который зарабатывает на таких делах.

Photo

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

10 марта 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов